Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Динамический диапазон


Здравствуйте друзья!

Аномальная жара продолжается. Но это не просто тёплая погода, но и яркое солнце. А мы все знаем, что чем больше света при съёмке, тем лучше! Но и тут не обошлось без подводных камней.

Основные проблемы доставляет, конечно, не само по себе яркое солнце, а большая разница в освещении объектов, входящих в кадр. Это, например, яркое небо и тёмное здание, освещённое лицо человека и контрастные тени от дерева на нём; это просто съёмка против основного светового потока, и вовсе не обязательно против солнца – достаточно и безоблачного неба на пляже.

И вся проблема кроется в достаточно низком динамическом диапазоне у матрицы нашего фотоаппарата. У глаза этот диапазон гораздо больше, и мы почти не ощущаем дискомфорта при большой разнице освещения, хотя и он не бесконечен (при возможности адаптации диапазон ещё расширяется).

У зеркальных камер этот диапазон, как правило, немного больше, чем у «мыльниц», но и его недостаточно, чтобы передать светлые и темные участки кадра в яркий солнечный день. И как с этим бороться? «Бороться» бессмысленно, но можно воспользоваться разными приемами при съёмке, а также подправить этот недостаток при редактировании фотографии на компьютере.

Самая распространенная неприятность получается, когда вы снимаете человека, и его голова оказывается на фоне неба. Постарайтесь избежать такой съёмки (если это сюжетно неважно), передвинув человека в другое место, или изменив немного точку съёмки, чтобы небо как можно меньше засвечивало кадр.

Если это невозможно, то хорошо поможет вспышка (даже встроенная). Во многих мыльницах есть режим «съёмка против света» – воспользуйтесь им. В этом режиме вспышка включается принудительно. Эффекта красных глаз практически не возникает.

 При ручных настройках включите самостоятельно вспышку (или настройте внешнюю), установите самое низкое ISO, выберете максимальную выдержку синхронизации (у меня 1/250) и поставьте приоритет выдержки.

Вспышка также поможет и при съёмке в тени, для сглаживания резких теней на лице и в одежде людей. Но её максимальное действие, в зависимости от модели, всего несколько метров. Всё-таки важнее более внимательно отнестись к выбору места съёмки.

Ещё, как один из самостоятельных вариантов, можно применить экспозиционную вилку. Если аппарат имеет такую автоматическую функцию при серийной съемке, то воспользуйтесь ей. Но можно и вручную сделать несколько кадров с разной экспозицией. Только не «убивайте» кадры до того, как посмотрите их на большом экране!

Кстати, этот способ используется для получения снимков HDRI (High Dynamic Range Image - изображение с динамическим диапазоном больше, чем в обычных). Но это более сложный процесс. В нём совмещается 2-3 или более изображений, снятых с разной выдержкой, в результате чего получается снимок, одинаково хорошо проработанный и в светлых участках, и в тенях. При этом способе можно получить фотографии, сильно оторванные от реальности – например, очень темное небо, с великолепной проработкой мельчайших деталей облаков, и одновременно яркие объекты в тёмных областях. Такое обычным зрением в жизни увидеть невозможно, и это можно скорее рассматривать как фотоискусство.

Какой способ замера экспозиции выбрать – это будет зависеть от модели камеры и от условий съёмки. Советую просто поэкспериментировать, и пользоваться наиболее подходящим для ваших целей.

И так, основные рекомендации относятся к правильному выбору места съёмки, и к использованию вспышки. Ну и независимо от этого, использование экспозиционной вилки.  В первую очередь эти советы относятся к повседневной, документальной съёмке. В художественных жанрах можно «извращаться» как хочешь J.

И остается ещё компьютерная обработка. Простое установление автоэкспозиции в разных редакторах к необходимому результату не приводят. У вас просто тени станут ещё чернее, а засвеченные участки будут ещё ярче. Ручное снижение контраста приведёт к блёклой фотографии, которая будет совсем плохо смотреться. Тут поможет работа с инструментом «Коэффициент освещения».

В разных редакторах он может называться несколько иначе, но суть остается одна: повышение яркости на тёмных участках, не допуская при этом превышения экспозиции на ярких местах. По существу, мы в некоторой степени приближаемся к технологии HDR, сужая динамический диапазон кадра до той степени, при которой монитор может одинаково хорошо воспроизводить все яркостные участки. Глазами это воспринимается как «нормальное изображение из реальной жизни».

На блоге я покажу несколько примеров обработки. А позже постараюсь сделать видеоурок на эту тему. Добро пожаловать на блог! J

 

Спасибо всем, кто принял участие в опросе на моём блоге! Опрос продолжается. Вы можете помочь мне в развитии этого ресурса!

http://budnikov.com/2010/08/dinamicheskij-diapazon/

С уважением, Алексей.


Книга для начинающих - http://budnikovsar.budnikov.e-autopay.com/

Рекомендую Беспрецедентное Интервью с Экспертом по Фототехнике!

http://fotoscope.ru/dobr_aff2.html 

"Основы фотокомпозиции"  http://www.fotoscope.ru/composition_aff2.html
"Такой простой фотошоп"    http://www.fotoscope.ru/photoshop_aff2.html
"Точный курс обработки фото"  http://www.fotoscope.ru/exact_aff2.html


Дружественные рассылки:
Всё о фото ... и ничего лишнего на NikonFan.ru: подробные авторские и переведённые с иностранных языков обучающие статьи по технике фотосъёмки и обработки фотографий в графических редакторах photoshop, lightroom, camera raw и других, актуальные новости фото,обзоры и тесты фототехники, фотографии профессиональных фотографов мира. Достоинства и особенности фотокамер Nikon. В каждом выпуске урок по фотографии и избранные топики с NikonFan.ru!

Подписаться письмом


Вы всегда можете посмотреть архив рассылки, и написать мне письмо!

E-mail:   fotokazdomu@budnikov.com

Блог:     http://budnikov.com     /подписаться на обновления блога здесь /

Skype:  aleksey-sar

 

 


В избранное