Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Самый распространённый совет для начинающих фотолюбителей - это <<Никогда не снимайте против света!>>.


Всем здравствуйте! Я, Алексей Будников в рассылке «Что нужно знать НЕ фотолюбителю-профессионалу о фотографии?»

На днях я получил одно письмо с очень интересным вопросом:
 «…можно ли самостоятельно научиться (по книжкам, на практике, по Вашим  рассылкам) очень хорошо (на профессиональном уровне) фотографировать?  Или для этого надо обязательно посещать фотокурсы?»

Как говорится, не в бровь, а в глаз! Автору письма я ответил, но подумал, что многих волнуют такие же сомнения, даже если они и не подозревают об этом. Универсального ответа для всей аудитории начинающих фотографов, наверное, не существует. Дело и в способностях каждого человека, и в его желании, и в настойчивости добиваться своих целей.

А что мы собственно, понимаем под хорошими снимками? Это безупречное качество, гармоничное построение сюжета и уникальная заложенная в снимке идея, которая без объяснений сразу понимается большинством зрителей. И много чего ещё. Полного определения шедевра я нигде не встречал! Это искусство. И давайте к этому так и относиться.

Технической стороне фотографии безусловно можно научиться и по литературе, применяя её на практике, пробуя те, или иные варианты съёмки. Это не так уж и сложно. Большинство рассылок в интернете можно рассматривать как дополнительный материал к этой литературе, и как ценный личный опыт конкретных людей. Вы можете тут найти некоторые противоречия и разные взгляды у разных авторов. Это нормально, просто делайте свои выводы!

«Лишь немногие фотографы обладают врождёнными навыками построения композиции, большинству приходится заимствовать чужие идеи» - Тим Дэйли.

Посещение дорогих специализированных курсов можно назвать оправданным, если они тематически направлены не на технические приёмы фотографии, а на творческий подход в этом искусстве. Личное общение с профессионалами всегда полезно. Но хороший результат может дать и посещение бесплатных выставок фотографий, «тусовки» в интернете на тематических сайтах и т.п. Смотрите, анализируйте, пробуйте на практике.

Но ни один из способов не гарантирует Вашего превращения в отличного профессионала. Как говорится, ни в одном фотоаппарате нет кнопки «Шедевр»!
Но хорошие, приятные взгляду снимки может научиться делать каждый. В любом случае, для своего совершенствования требуется какое-то время. Просто у всех свой уровень. Поэтому и существуют недорогие «мыльницы», и рассылки для начинающих. Но никто не говорит, что этим надо ограничиваться!

Ну а сегодня я хочу продолжить сюжетную тематику, и посмотреть на некоторые приёмы съёмки против света.
Самый распространённый совет для начинающих фотолюбителей – это «Никогда не снимайте против света!». Ну, я думаю, это немного преувеличенно. Часто снимки против света бывают очень выразительными. И если правильно пользоваться таким приёмом, то он поможет сделать Ваши фотографии не такими однообразными при показе друзьям. А могут даже получиться и выставочные работы!

Если Вы хотите создать портрет человека, лицо которого должно быть главной сюжетной линией, иметь все детали и полутона, то тут съёмка против света естественно противопоказана. Хотя для создания загадочного художественного силуэта Вашей знакомой как раз можно поработать и с противным освещением.
Самым распространённым источником встречного света на практике является солнце, реже искусственное освещение.

При съёмке против солнца соблюдайте меры безопасности! Никогда не пытайтесь сделать фокусировку на прямые лучи дневного солнца, особенно применяя сильное увеличение! Вы можете испортить матрицу, и, если при этом смотрите через видоискатель, ослепить свой собственный глаз. Вы никогда не выжигали  увеличительным стеклом на деревяшке? Тогда не пытайтесь сделать тоже самое с матрицей.
Нашей «мыльницей» снимать против солнца в буквальном смысле слова достаточно безнадёжно. Поэтому воспользуемся некоторыми приёмами.

Можно условно разделить положение солнца на три периода:
когда оно в зените;
когда склоняется к горизонту, и стоит от него 20-30 градусов;
и когда солнце находится уже непосредственно у горизонта (закат или восход).

В первом случае, когда Вы фотографируете против солнца, оно не должно находиться прямо в кадре. Кроме общей засветки Вы ничего не добьётесь. Здесь речь идет об отраженных лучах – бликах от разных предметов, которых никогда не бывает при съёмке по свету, и которые могут здорово оживить Ваш снимок.
Самый интересный эффект здесь дают блики на воде. Фотографии моря, реки или просто маленького водоёма-лужи при таком освещении часто становятся очень неординарными.

При такой съёмке надо следить за тем, чтобы прямые лучи солнца не попадали непосредственно на стекло объектива. Для больших стационарных объективов обычно в комплекте имеются специальные противосолнечные бленды. На выдвижных объективах можно воспользоваться другими приёмами. Самый простой способ избежать солнечных лучей  – создать своей ладонью тень, которая закрывает объектив.
Возьмите фотоаппарат в правую руку (если Вы левша, то поменяйте руки местами) так, чтобы без проблем можно было бы нажать кнопку «Пуск», левую руку поместите ладонью вниз в 20-30 см от объектива, создав на стекле объектива тень, и фотографируйте. Только следите, чтобы Ваша ладошка не попала в сам кадр. Всё точно так же, как Вы обычно и смотрите против солнца. Или можно подыскать естественную тень от какого-нибудь предмета, и поместить фотокамеру в эту зону.

Когда солнце ушло во вторую условную зону, ближе к горизонту, то можно получить и другие интересные эффекты. Помещать солнце прямо в кадр ещё нельзя, но, если выбрать такое расположение места съёмки, когда что-то (например, ветка дерева) будет загораживать прямые лучи солнца, а остальные лучи «рассыпятся» по другим веткам, может получиться довольно интересный пейзажный снимок.

Фотографии такого плана носят уже слегка силуэтный характер, хотя можно добиться и проработки деталей на переднем плане. Добиться проработки деталей можно применением фотовспышки. На многих фотокамерах есть функция «Съёмка против света». Эта функция включает вспышку даже тогда, когда общей яркости достаточно для съёмки, и подсвечивает ближние объекты. Таким способом можно получить и интересные снимки людей, когда с одной стороны лицо хорошо проработано, а с другой фон залит лучами солнца.

Вечером (или рано утром) у солнца уже нет дневного излучения, и его можно помещать  прямо в кадр, получая очень красивые и сказочные снимки заката и рассвета. В это время очень эффектно смотрятся силуэты людей и природы. Самые красивые (с моей точки зрения) фотографии закатов получаются у воды и в горах.

Но существуют ещё множество сюжетов с закатом или восходом, которые возможно станут Вашими шедеврами! Тут уж всё будет зависеть от Вас.

По традиции, я на своём блоге опубликовал дополнительные иллюстрации к этой статье. Заходите, задвайте вопросы и комментируйте!

http://budnikov.com/blog/2009/09/syomka-protiv-solnca/

Не забывайте ставить оценки этому выпуску!

С уважением, Алексей.


Вы всегда можете посмотреть архив рассылки, и написать мне письмо!

fotokazdomu@budnikov.com

http://budnikov.com/blog

Skype:  aleksey-sar


В избранное