Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Резкость


Резкость
2010-04-28 14:32
О РЕЗКОМ И НЕРЕЗКОМ НА СНИМКАХ Как пользоваться шкалой глубины резкости на практике? Казалось бы. ответ на этот вопрос можно найти в книгах по фотографии. На самом деле это не так. В одних пособиях советуют «мысленно делить глубину пространства на три части» и наводить на воображаемую точку. В других говорится, что такой способ до добра не доведет, а взамен предлагают рассчитывать расстояние наводки и диафрагму по формулам, это-де крайне просто. Я подсчитал, как «просто»: сложить, вычесть, 5 раз перемножить и 2 раза разделить. На самые расчеты энтузиазма не хватило. Можно догадаться, что из 100 читателей 99 тоже будут снимать, как бог пошлет, не упражняясь в арифметике. На деле несложно установить объектив и обеспечить глубину резкости, для этого не нужно ни делить, ни умножать. Но прежде чем думать о глубине, надо позаботиться, чтобы снимок вообще-то был резким. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ Часто небольшой отпечаток кажется резким, но достаточно сделать его крупнее, как очертания и детали начинают заметно расплываться. Устранить этот явный недостаток невозможно. Если на снимке видны предметы на различных расстояниях и ни один из них не резок, не стоит думать, что дело в неверной наводке. Нет ничего легче, как заподозрить объектив: на деле он почти всегда неповинен. Подлинная причина нерезкости скрывается чаше всего там, где ее и не ищут. Почти все снимают без штатива, но не каждый может держать аппарат неподвижно. Даже ничтожный сдвиг камеры ухудшает резкость — и не думайте, кстати, что короткая выдержка может застраховать вас. Это вовсе не значит, что нельзя сделать резкие снимки с рук. Важны правильные приемы, а навык вырабатывается. Но никогда не снимайте на ходу, постарайтесь остановиться хотя бы на полсекунды, иначе резкости не будет. Кроме того, на зернистых негативах резкость хуже. Снимайте на мелкозернистой пленке (невысокой чувствительности), избегайте передержек, а главное — не перепроявляйте пленку. ВСЕ РЕЗКО – НЕ ЗНАЧИТ ХОРОШО Вы. вероятно, скажете: резкий снимок позволяет видеть все, вплоть до мелочей, отчетливо, как в натуре. На нерезком очертании смягчаются, а детали вовсе невозможно различить. Стало быть, ответ ясен. Но когда мы смотрим на то, что находится перед нами, разве мы видим все сразу? Глаз на это не способен. Мы останавливаем взгляд на том, что занимает нас в этот момент, а остального попросту не замечаем, если только что-нибудь не бросается в глаза, не привлекает внимания невольно. Снимок — тот же взгляд, остановленный на чем-то определенном. Снимая, мы даже не успели заметить остального. Объектив успевает сделать больше, — на резком снимке он передает все. что было перед ним, так же отчетливо, как и то, что видели и снимали мы. Иногда это нужно, но чаще — совсем излишне. Вот простые примеры из тех, с которыми приходится сталкиваться каждому. Например, портрет на лугу — резко только главное — передний план. Трава уже в полуметре позади теряет резкость, а дальше стебли нельзя различить. Можно догадаться, что вдали видны деревья, автомобиль, но нерезкое не привлекает внимания. Можно ли считать такую нерезкость недостатком? Напротив, она убирает ненужные детали. Здесь нам безразлично, что представляют собой светлые кружки позади — цветы или солнечные блики на фарах, а резкость изображения на переднем плане выделяет именно то, что мы хотели показать. Кроме того, глаз не способен видеть в один и тот же момент одинаково четко все предметы, расположенные вблизи и вдали. Поэтому когда предметы на переднем плане видны на менее резком фоне, то разница в резкости сразу подсказывает, что фон находился далеко. Снимок всегда остается плоским, но здесь при первом взгляде создается непроизвольное впечатление, что пространство, видимое на нем, простирается в глубину. Именно такое изображение больше других похоже на действительность. Есть и другой вид нерезкости, который не является недостатком: меньшая резкость изображения того, что движется. Все, что движется быстро, невозможно рассмотреть в деталях. — глаз успевает уловить только общие очертания. Нерезкость изображения движущегося становится недостатком, лишь когда предмет или его часть превращается в бесформенное пятно, то есть когда предмет уже нельзя узнать. Нерезкость изображения подвижных предметов (или фона, на котором они видны) — тема для отдельного разговора, а здесь я упомянул о ней лишь затем, чтобы подчеркнуть: нерезкость далеко не всегда является недостатком. Нерезкость может улучшить изображение, передать действительность естественней. Контраст между резким и нерезким дает в то же время возможность сделать снимок более выразительным, выделить в нем главное. Среди выразительных средств фотографии он стоит в одном ряду с такими, как свет и тень, как крупное и мелкое изображение, как расположение предметов в кадре. Короче, о нерезком на снимке приходится заботиться не меньше, чем о резком. О ГЛУБИНЕ РЕЗКОСТИ Резко изображаемое пространство распространяется в обе стороны от плоскости наводки — ближе к фотоаппарату и дальше от него. Глубиной этого пространства (пли,короче, глубиной резкости) называют расстояние между передней и задней границами резкости, измеренное по оптической оси объектива, то есть по направлению съемки. Расстояние от плоскости наводки до передней границы резкости меньше, чем от плоскости наводки до задней границы, но постоянного соотношения между этими участками резко изображаемого пространства нет. Если вы услышите или прочтете, что одна треть всей глубины резкости лежит перед плоскостью наводки, а две трети — позади нее, то не верьте, — это досужая и вредная выдумка. Хуже всего то, что она легко запоминается, а потом приводит к нерезкости самых заметных участков снимка. Глубина резкости изменяется в широких пределах. Чем больше расстояние от фотоаппарата до предметов и чем меньше отверстие диафрагмы, тем большее пространство изображается резко. Кроме того, глубина зависит от фокусного расстояния объектива, но в повседневной практике оно остается постоянным. В малоформатных аппаратах устанавливаются объективы с меньшими фокусными расстояниями, чем в камерах для негативов среднего и крупного форматов, а потому глубина резкости на снимках 24X36 мм больше. Однако снимки среднего, а тем более крупного формата, обычно увеличивают в меньшее число раз, чем малоформатные. Поэтому, когда рассчитывают глубину для аппаратов больших форматов, к резкости предъявляют меньшие требования. В частности, во всех примерах ниже говорится о глубине резкости наиболее распространенных малоформатных аппаратов с фокусным расстоянием объектива 5 см, но пределы глубины оказываются практически такими же и при съемке аппаратами для негативов 6X6 см. Достаточно взглянуть на оправу объектива, чтобы увидеть, где начинается и кончается резко изображаемое пространство. На оправе рядом со шкалой расстояний нанесена шкала глубины резкости. Она состоит из делений (штрихов, рисок), которые нанесены попарно по обе стороны от указателя расстояния наводки. Оба деления каждой пары расположены на равном расстоянии от указателя наводки. Каждая пара делений обозначается одинаковыми цифрами, — такими же, какие нанесены на шкале диафрагмы. Деления каждой пары показывают, где (на каком расстоянии от аппарата) будут находиться границы резкости при съемке с тем или иным отверстием диафрагмы. При поворотах объектива одна из шкал (глубины или расстояний) передвигается вдоль другой. Если, например, установить указатель расстояния наводки на 1 м, то деления рис. 34 шкалы глубины, обозначенные цифрой 16, встанут против цифр 0,9 м (точнее 0,85 м) и 1,25 м. Это показывает, что резким на снимке будет все, что находится в пределах от 0,85 до 1,25 м. Если же переставить указатель наводки против отметки 2 м, то деления 16 на шкале глубины покажут, что в пределах резкоизображаемого пространства будут находиться все предметы на рис. 35 расстоянии от 1,25 до 3,5 м (рис. 33, 34, 35). Когда изображение вдвое мельче (при съемках с расстояний от 1,7 до 2,2 м масштаб равен 1 : 30—1 :40), то есть когда в пределах кадра помещается верхняя половина фигуры взрослого человека, глубина возрастает, и снимать можно уже с любым отверстием диафрагмы. Если же снимать в масштабе вчетверо меньшем с расстояния 4 м, то глубина даже при диафрагме 3,5 увеличится до 1,5 м, а при диафрагме 16 — до 25 м. Могут, разумеется, быть и затруднения, но в общем-то глубина резкости малоформатных аппаратов больше чем достаточна для любых съемок. Если освоить простые приемы установки по шкале глубины, наводка будет занимать ничтожное время и надежно обеспечит желательную глубину. Если глубина недостаточна или слишком велика, в практике съемок ее можно изменить такими способами: 1) отойти с аппаратом назад или приблизиться к предметам (второе не всегда удается, так как предметы могут не поместиться в кадре); 2) снимать с другим отверстием диафрагмы (если удается во столько же раз изменить выдержку); 3) кроме того, можно сделать так. что на снимке будет использована не вся глубина резкости, а только часть; для этого достаточно, не перемещая аппарат, изменить расстояние наводки. Здесь стоит сказать о заблуждении, которое у нас распространено очень широко. Многие считают, что можно увеличить глубину, если заменить основной объектив аппарата короткофокусным (широкоугольным). Глубина резкости сменных объективов, действительно, различна, но на практике-то этим пользоваться не приходится. Кратко суть заключается в следующем. Любым объективом мы снимаем с такого расстояния, чтобы изображение заняло определенную часть кадра. Если попытаться снять предмет в крупном масштабе (например, в масштабе 1:17) не основным, а широкоугольным объективом с f = 3,5 см, то для получения такого же изображения снимок придется сделать уже не с 1 м, а с расстояния 0,7 м. При этом глубина резкости остается такой же, как и при съёмке основным объективом. Цель достигнута не будет, а в то же время появятся грубые искажения: на снимке, сделанном широкоугольником, рука, находившаяся ближе к аппарату, окажется вдвое крупнее другой. Глубина на снимках, сделанных широкоугольными объективами, увеличивается, но только при съемке в мелких масштабах (когда в пределах кадра фигуры людей помешаются целиком), и то при условии, если снимать с малыми отверстиями диафрагмы. Однако на практике эта возможность увеличить глубину не нужна по той простой причине, что при мелких масштабах и малой диафрагме глубина и у основного объектива очень велика. Зато объектив с тем же фокусным расстоянием, но большей светосилой действительно полезен: он дает возможность не только сокращать выдержки, а и уменьшать глубину резкости. Прежде чем говорить о практических приемах наводки, надо сказать, что заводы указывают на одинаковых объективах различные пределы глубины резкости. Например, при установке на со и диафрагме 16 на шкале аппаратов «Киев» можно прочесть, что передняя граница резкости проходит в 3,1 м от аппарата, а на других объективах с/= 5,0 см она может оказаться и в 4 и в 4.7 м. Некоторые думают, что первый объектив обеспечивает большую глубину, а в действительности все они дают изображение совершенно одинаковой глубины резкости, так как их фокусные расстояния одинаковы. Разница объясняется только тем, что при расчете шкал за основу были приняты различные требования к резкости снимка. Предмет, который находится не в плоскости наводки, виден на снимке менее резким, так как каждая освещенная точка поверхности предмета изображается на пленке не точкой, а кружком. Любая отчетливая линия (то есть ряд точек) предмета оставляет на пленке ряд кружков, которые накладываются друг на друга и образуют полоску с нерезкими краями. Чем дальше от плоскости наводки расположен предмет, тем больше размеры кружков и тем заметней расплываются его очертания. В то же время наша способность различать мелкие предметы ограничена. Пока кружки не больше определенного размера, глаз принимает их за точки, а очертания предмета, то есть линии такой же ширины, видны на снимке так же отчетливо, как очертания и детали предмета в плоскости наводки. Для того чтобы изображение на негативе или контактном отпечатке было резким, достаточно, чтобы диаметр кружков (их называют кружками допустимой нерезкости, или кружками рассеяния) был не больше 1/10 мм. Исходя из этой величины, и рассчитывают расстояния, в пределах которых предметы будут на снимках резкими. На отпечатках, увеличенных не больше чем в пять раз (то есть когда отпечаток со всего малоформатного негатива будет не больше 13X18 см), резкость будет обеспечена, если рассчитать шкалу глубины, исходя из диаметра кружков, равного 1/20 мм. В частности, эта величина и была принята при расчете шкалы глубины аппаратов «Киев». Для отпечатков больших размеров шкалу рассчитывают, исходя из более жестких требований (из кружков допустимой нерезкости диаметром 1/25—1/30 мм), а в результате пределы резко изображаемого пространства сокращаются. После сказанного каждый вправе спросить, как же рассчитана и для каких увеличений пригодна шкала глубины моего объектива? На ответ потребуется несколько минут. Прочтите, на каком расстоянии проходит передняя граница резкости при установке на со (это расстояние Я называется гиперфокальным) и каком-либо отверстии диафрагмы, и подставьте эту величину (в миллиметрах) в формулу –Формула Остальные обозначения в формуле: z — диаметр кружка, исходя из которого рассчитана шкала глубины; f — фокусное расстояние объектива (по паспорту', в миллиметрах); k — обозначение диафрагмы. Например, если шкала объектива «Индустар- 50» показывает, что при диафрагме 16 передняя граница резкости проходит на расстоянии 4.7 м (то есть 4700 мм), то диаметр кружка нерезкости Если z равен 1/25—1/30 мм, то на практике шкала глубины обеспечит резкость для любых увеличений. Если же шкала рассчитана из кружка допустимой нерезкости диаметром 1/20—1/25 мм, а с негативов предполагается делать отпечатки размером больше 13Х 18 см, то надежнее устанавливать перед съемкой не то отверстие диафрагмы, которое указывает шкала глубины, а соседнее, вдвое меньшее отверстие, например не 5,6, а 8.


В избранное