Рассылка №2. Основы композиции. Черно-белая (тоновая) композиция.
В нескольких следующих рассылках мы
продолжим рассматривать законы построения
композиции и будем постепенно переходить
от простого к сложному.
Мы решили уделить такое внимание этому
вопросу, так как при уровне развития
современной цифровой фототехники он
становится определяющим в искусстве
создания хороших фотографий.
КОМПОЗИЦИЯ
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Композиция это искусство
составления или, на что явно указывает сам
термин, компоновки. Мы будем рассматривать
узкую область композиции, а именно
композицию в станковой живописи и в
станковой графике. Термин "станковая"
указывает на то что холст или лист
устанавливается на станке, то есть на
мольберте.
Для начала мы будем говорить только о черно-белой
или тоновой композиции. Это значит что в
наших композиционных схемах будут
присутствовать только два цвета - черный и
белый без каких-либо полутонов. Законы композиции основаны на законах
восприятия, которые работают на
подсознательном уровне. Мы будем
рассматривать композицию и ее законы в их
положительном аспекте и, таким образом, задачей
композиции в нашем случае будет создание на
ограниченной прямоугольной плоскости
пространства, которое подсознательно будет
восприниматься как комфортное.
Этой плоскостью можно распорядиться двояко:
можно либо нанести на нее в каком-то ее
месте пятно, либо не наносить пятна. Ограниченная
плоскость и пятна - элементы составляющие
композицию. Они обладают качествами тона,
размера и формы. 1. Первое условие комфортности
- неравное количество черного и белого в
композиции. Это нужно для того чтобы ясно
читалось, что есть фон, а что - фигуры на нем.
Обычно подсознательно в качестве фона
воспринимается то чего больше. А если
количество черного и белого равно, это
вызывает дискомфортные колебания
восприятия из-за невозможности явного
предпочтения. 2. Второе условие комфортности
- присутствие в пространстве композиции
пятен трех размеров. Все предметы в быту мы
делим на три большие категории: большие
предметы, средние и маленькие. Однако, это
деление относительно и связано со
вмещающей средой. Например, стул на улице мы
воспринимаем как небольшой предмет. Стул в
комнате воспринимается как предмет
среднего размера. Стул поставленный в шкаф -
большой предмет.
Присутствие в пространстве элементов трех
категорий - большие, средние и малые
элементы - делает это пространство
комфортным.
Если в композиции отсутствуют
малые пятна, она воспринимается как часть
чего-то большего, как тесная или, иначе
говоря, фрагментарная. Если в
композиции отсутствуют большие пятна, она
воспринимается как пустая, скучная или монотонная.
Фрагментарность и монотонность - две
крайности в композиции, которых мы будем
стараться избегать. 3. Третье условие комфортности
- композиция должна восприниматься как
единое целое. Для этого ее выстраивают
относительно единого узла, называемого композиционным
центром. Композиционный центр это
специально выделенное место в композиции,
которое обладает качествами, присущими
только ему. Композиционный центр не
является геометрическим центром листа.
Теперь я предлагаю Вам вооружиться листом
бумаги формата А-4 - это будет наша плоскость
- и кусочками черной бумаги маленького,
среднего и большого размера - это будут наши
пятна. Разберем способы выделения
композиционного центра: а).Выделение пятна в качестве
композиционного центра по признаку размера.
Чтобы выделить пятно в качестве
композиционного центра достаточно будет
оставить его единственным в своем разряде.
Накидайте на плоскость по
несколько пятен каждого размера - большие,
средние и малые. А теперь уберите все
большие пятна кроме одного. Это пятно сразу
начинает привлекать внимание, выделяться.
Проделайте такую же операцию со средними, а
затем с малыми пятнами. б). Выделение пятна в качестве
композиционного центра на нюансе (инверсия).
Попробуем выделить пятно, не убирая
подобные ему. Накидаем на плоскость по
несколько пятен каждого размера. Теперь
сделаем маленькое белое пятно и поместим
его на одно из больших черных пятен. Таким
образом, большое черное пятно начинает
выделяться среди подобных ему. В то же время,
маленькое белое пятно тоже выделено - среди
маленьких пятен только оно одно белое.
Возникает вопрос: что же является
композиционным центром - большое черное
пятно или маленькое белое пятно на нем?
Композиционный центр не является пятном.
Это точка, некий центр равновесия в пятне,
как если бы мы прикололи это пятно булавкой
к вертикальной плоскости. В данном случае
мы имеем два пятна и композиционный центр
находится где-то на линии, соединяющей их
центры. Эта схема с булавками не является
точной методикой определения
композиционного центра, но она дает
некоторую наглядность. в). Выделение части фона в
качестве композиционного центра.
Композиционный центр может находиться не
на пятне, а на выделенной окружающими
пятнами части фона. Тогда он находится где-то
посередине фигуры образованной линиями,
связывающими центры этих пятен по
периметру. г). Сложные способы выделения
композиционного центра.
Часто композиционный центр выделяется не
одним а несколькими способами. Например,
большое черное пятно с маленьким белым на
нем работает с выделенной частью фона. В
этом случае композиционный центр находится
между тремя центрами: центром большого
черного пятна, центром малого белого пятна
и центром выделенной части фона.
Теперь пора объяснить, почему пятна
выделяющие часть фона связаны по периметру,
а не через середину. Это происходит в силу инерции
восприятия. Когда мы разглядываем черные
пятна взгляд переходит от пятна к пятну по
самому короткому пути, стараясь скорее
миновать белые пространства. Именно на этом
свойстве восприятия строится понятие
движения в композиции. Под
движением в композиции подразумевается
подсознательная последовательность
разглядывания элементов изображения.Чередование
пятен и промежутков между ними по ходу
движения создает ритм, подобно тому как
в музыке ритм создается чередованием
ударов и пауз различной длительности. 4. Четвертое условие комфортности
- пятна и промежутки между ними должны быть
различной величины, иначе ритм становится
монотонным. Даже если только промежутки или
только пятна будут равной величины, ритм
начинает тяготеть к монотонности, что
создает дискомфорт.
Кроме понятий движения и ритма мы введем понятие
пластики. Понятие пластики часто
употребляется в хореографии применительно
к танцевальным движениям. Говорят о
красивой, некрасивой, текучей, угловатой
пластике и т.д. То есть, одно и то же движение
можно выполнить с различной пластикой.
Пластика в этом случае это способ сочетания
составляющих движение элементов. То же
самое и в нашей композиции: пластика это
способ сочетания частей при образовании
целого. Движение, ритм и пластика являются
средствами организации композиции.
Например, используя движение мы можем
привести внимание зрителя к определенному
месту композиции. При этом ритм и пластика
зададут этому движению какое-то конкретное
настроение. Попробуйте выполнить это
практически с помощью имеющегося белого
листа и черных кусочков бумаги. 5. Пятое условие комфортности-
сбалансированность выходов пятен в края
композиции. Если в композиции все пятна
находятся на каком-то расстоянии от краев, а
одно пятно расположено вплотную к правому
краю, то у нас создастся впечатление что наш
лист обрезан справа и является левой частью
большего листа. То же произойдет если одно
пятно находится вплотную к левому краю -
композиция будет восприниматься как
фрагмент большего изображения. Это создает
дискомфорт. Если же пятна граничат и с левым
и с правым краями, композиция будет
восприниматься как нечто цельное или как
центральный фрагмент, что вполне комфортно.
По горизонтали выходы пятен в края
композиции должны компенсироваться.
А вот с выходами вверх и вниз
все обстоит иначе - они не нуждаются в
компенсации. По вертикали композиция
устойчива. Геометрическим центром листа в
композиции является не точка, а
вертикальная линия. Поэтому композицию в
горизонтальном формате труднее собрать -
она имеет тенденцию "разламываться"
надвое по этой вертикали.
Итак, мы рассмотрели основные
принципы построения тоновой
двухкомпонентной композиции. В последующем
материале мы рассмотрим цветовую
двухкомпонентную композицию и линейную
композицию. Кроме этих трех видов можно
рассматривать и другие, например,
трехкомпонентные композиции (черно-бело-серые
композиционные наброски Эмиля Нольдэ) и т. д.
Но эти возможности мы оставляем за
пределами нашего курса. Мы также не
рассматриваем всех способов организации
пространства композиции - впоследствии Вы
можете с этим разобраться по мере практики.
Подведем итог всему что мы сейчас
узнали о композиции.