Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что такое композиция


 
imageMaster

"Обрабатывать фотографии на компьютере?
Это очень просто!"

Выпуск 0033

 
     
 

Полезные ссылки


- Ссылка на этот выпуск рассылки для загрузки вместе с картинками
- Фотогалерея цифровых фотографий
- Форум по цифровой фотографии и обработке изображений
- Архив рассылок на сайте imageMaster.ru
- Адрес для обратной связи с автором

ВНИМАНИЕ:Для того, чтобы видеть выпуск рассылки вместе с картинками, дождитесь загрузки всех картинок и только тогда отключайтесь от Интернета. Пользователям почтового клиента TheBat! необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по значку message.htm, находящемуся слева от текста письма.

 
     
 

Фото недели


Фото недели

"Симфония дождя"
Boule

Помещайте в фотогалерею свои самые удачные фотографии любой тематики (в формате JPEG, с разрешением не более 800*800, размером не более 150 Кбайт). Лучшие фотографии будут.опубликованы в рассылке, а так же на сайте imageMaster.ru.

 
     
 

Новости

Новые интересные темы форума

- Как сделать из цветной фотографии черно-белую
- Нужен совет про фотосъемку при естественном освещении
- Выбираем объектив для Canon 400D...
- Пакетная конвертация nef (raw) в jpeg
- Adobe Photoshop CS3

Заходите на форум, задавайте вопросы, делитесь опытом, обсуждайте!

Интересные фотографии из нашей фотогалереи: Категория фотогалереи: "Репортаж".

фотогалерея
фотогалерея
фотогалерея
фотогалерея

Для того чтобы оценивать работы в фотогалерее, следует в ней зарегистрироваться, не забывайте об этом.

 
     
 

Что такое композиция

Композиция кадра подразумевает собой гармоничное размещение объектов в кадре. Ввиду чего, позволю себе заметить, что гармония сама по себе абсолютна, в то время как представление о ней человека – относительно. Почему ряд снимков нравится одним, и совершенно не привлекает внимание других, в то время как есть работы, вызывающие положительные эмоции у подавляющего большинства зрителей? Ответ прост: авторы последних творений ближе всего на пути осознания абсолютной гармонии. Прошу заметить, не понимания, а именно осознания. Понять гармонию нельзя, как, собственно, научиться её чувствовать, с другой стороны, можно проанализировать то, что нам нравиться, то, что является гармоничным не только для нас, но и еще для кого-нибудь. Это позволит строить композицию кадра не столь более осознанно или правильно, сколько более естественно, и, несомненно, более гармонично…

Следует отметить, что ряд фотографий характеризуется отменной композицией независимо от выбора точки съемки, однако в большинстве случаев композицию создает сам фотограф, что требует от него определенных навыков, тщательной подготовки, и, безусловно, терпения.

Композиция кадра отражает ваше врожденное чувство гармонии. Приведенные советы помогут вам развить ощущение гармонии, данное вам природой, и улучшить качество ваших фотографий.

Вместе с тем, философия восприятия не мешает пользоваться теми или иными общеизвестными способами грамотного построения композиции кадра. Ниже рассмотрим основные и наиболее часто используемые фотографами-профессионалами композиционные приемы:

Рассматривайте эти элементы не как жесткие правила, а как рекомендации, которым желательно следовать.

Лаконичность (простота) композиции

Первое и, возможно, наиболее важное правило выбора композиции кадра – это лаконичность (простота). Ищите способ, при котором сюжетно важная деталь снимаемой сцены доминировала бы в кадре и привлекала внимание зрителя. Один из путей заключается в выборе простого фона, детали которого не отвлекали бы внимание зрителя от основного объекта. Таким образом, суть этого правила можно дополнить исключением лишних деталей и грамотным кадрированием снимка.

Лаконичность композиции

На данном снимке в «низком ключе» черный однотонный фон не отвлекает внимание от главного объекта съемки – розы. Кроме того, расположение розы по диагонали и светящиеся листья, образующие полукруг создают грамотную композицию, создающую впечатления «парящего цветка».

Лаконичность композиции

Очень интересное, но в то же время простое построение композиции кадра мы видим на данном снимке: своеобразный эллипс образует фигура девушки – её взгляд – спасательный круг. Ничто не отвлекает внимание от главного объекта – девушки, её состояния и мыслей. Естественность расположения рук подчеркивает естественность происходящего в тот момент.

Карточка тонирована преднамеренно, так как красный цвет спасательного круга отвлекал внимание на себя, что противоречило начальной задумке снимка.

Лаконичность композиции

Этот снимок - квинтэссенция лаконизма. Всего одна деталь в кадре, но которая заставляет задуматься зрителя, начать искать какие-то ассоциации. Что это, может быть иероглиф или окно? В любом случае, это решать зрителю.

Ищите детали в окружающем мире и показывайте их, акцентируйте на них внимание.

Правило «золотого сечения»

Что касается правила «золотого сечения», замечу, оно рано или поздно должно восприниматься как само собой разумеющееся. Теоретическую основу «основ из основ» композиции можно прочитать здесь в разделе «СтатьиТеория фотосъёмки» - Золотое сечение в фотографии.

Несколько примеров характеризующих умелое использование на практике вышеуказанного правила.

Золотое сечение

Курить вредно, конечно, но данный снимок хороший пример построения кадра по правилу «золотого сечения». Если ближний к зрителю пепел сигареты лежит в нижней левой точке пересечения направляющих, то дым от сигареты уходит вправо, где в верхней правой точке пересечения направляющих наблюдается его самая высокая концентрация.

Золотое сечение

Пример цветового решения построения композиции, когда синий цвет одежды акцентирует внимание на девочке, переводя внимание на наиболее светлый участок снимка – лицо. Несмотря на наличие отвлекающих элементов в ближней части снимка, фон выбран достаточно простым, что не мешает выявить главный объект съёмки и акцентировать на нём свое внимание. Фигура девочки направлена и нижней правой точки пересечения направляющих линий в верхнюю левую точку.

Золотое сечение

Питерский городской пейзаж. Много отвлекающих деталей, которые портят композицию кадра, но снять парусник по-другому не представлялось возможным. Следование же правилу «золотого сечения» позволило достичь нужного эффекта. Так, в данном случае, путем грамотного кадрирования: стена Петропавловской крепости ведет взгляд к источнику дыма, который в свою очередь останавливает его на мачтах парусного судна.

Направляющие линии в кадре

Направляющие линии также играют важную роль в построении композиции кадра. Изящность линий, их направленность определяют настроение и динамику снимка, кроме того, с их помощью можно придать направление движения взгляда зрителя к важным элементам на снимке. Так, диагональные линии придают снимку динамичность, при этом диагонали, направленные из нижнего левого угла в верхний правый придают позитивное настроение карточке, при том, как диагонали, построенные из верхнего левого угла в правый нижний – пессимистичное.

Многократно повторяющиеся линии в свою очередь как бы притягивают взгляд зрителя к сюжетно важной детали фотографии. Чаще всего в композиции используется зигзаг или S-линия. Эта кривая очень выразительна. Для выбора композиции можно использовать и другие формы линий, создающих, например определенные геометрические фигуры: треугольник, эллипс, квадрат и т.д. Данный прием усиливает зрительное впечатление от фотографии, при этом позволяет создать композиционный баланс кадра.

Необходимо отметить, что использование направляющих линий практически необходимое условие при съемке портретов (речь не идет о съемке портретов крупным планом, когда в кадре находится только лицо объекта съемки).

Направляющие линии

Форма изгиба прибрежной полосы образует «змеевидную» линию, которая уводит взгляд к дальнему берегу, освеженному солнцем и далее к интересному по своей фактуре предгрозовому небу. Береза слева формирует передний план, заросли тростника формируют центр композиции. Как недостаток данной карточки следует рассматривать «слитность» кроны березы и крайней точки выступающего травяного мыла.

Направляющие линии

Кадр, где направляющие линии в прямом смысле слова формируют объемное трехмерное пространство. Горизонтальные линии лестницы и линии световой дорожки поднимают зрителя в колоннаду, вертикальные линии колонн уводят его вглубь кадра. Масштабность снимка, естественность его восприятия подчеркнуты игрой линейной перспективы, уменьшением размеров объектов от начала к концу кадра. Объемность подчеркнута рисунком солнечного света на гранях колонн.

Направляющие линии

Уравновешенность данного кадра обусловлена наличием треугольника в кадре, образуемым двумя фотографами и направлением объектива сидящего. Кроме того, гармоничность композиции подчеркивает однотонный черный фон, занимающий большую часть кадра.

Направляющие линии

Скрещенные ноги модели образуют своеобразную «стрелку», которая направляет взгляд зрителя от ступней ног выше, к тому месту где, на коленях модели «стрелка» заканчивается. Дальше, взгляд проходит по рукам и направляется к лицу модели.

Уравновешенность элементов композиции

Обеспечение уравновешенности композиции всех элементов кадра – необходимое условие получения удачного снимка. Уравновешенный по композиции кадр - это правильное размещение объектов, цветовых элементов, света и тени, дополняющих друг друга так, чтобы фотография хорошо смотрелась и выглядела сбалансированной. В противном случае кадр может быть не уравновешен. Примером неуравновешенного кадра могут служить деревья, снятые с обрубленными снизу стволами. Т.к. человек привык воспринимать точку опоры и зрительно ее присутствие необходимо!

Уравновешенность композиции

Уравновешенность данного кадра характеризуется отсутствием доминант на снимке и следованием правилу «золотого сечения». Так снимок зрительно состоит из 3-х частей: забор с отражением, вода с отражением леса, лес и небо. Забор, являясь главной составляющей данной карточки, тем не менее, нисколько не нарушает идиллии, общей атмосферы умиротворенности данного места фотосъемки. Отсутствие диагоналей в снимке лишает его всякой динамики.

Уравновешенность композиции

Здесь уравновешенность кадра характеризуется законченностью смысловой идеи снимка, частичным раскрытием отображенной межличностной ситуацией. Главные объекты в центре внимания, при этом они не в центре кадра. Линии тел людей и взгляд юноши образуют треугольник. Лица главных объектов съёмки находятся в точках пересечения направляющих линий.

Уравновешенность композиции

Пример неправильной, неуравновешенной композиции. Темная, тяжелая нижняя часть кадра превалирует над легким, светлым небом. Снимок выглядит тяжелым и как будто его что-то тянет вниз-вправо. Усугубляется это не выровненной линией горизонта, заваленного вправо.

Естественное обрамление

Естественное обрамление сюжетно важной детали снимка элементами переднего плана помогает усилить ощущение пространственной глубины сюжета, как если бы снимок был сделан из другой позиции. Стоит или не стоит окружать сюжетно важную деталь снимка элементами переднего плана, зависит от вас. Главное – не допускать попадания в кадр отвлекающих внимание деталей. Помните: мы видим предметы в трех измерениях, поэтому, фокусируя объектив на главном объекте съемки, не забывайте обратить внимание на детали фона. Какие именно элементы можно использовать в качестве рамки, зависит также от вас, и все это может меняться в зависимости от ситуации.

Естественное обрамление

Пример естественного обрамления кадра при съемке пейзажа.

Естественное обрамление

То же самое, но в портретной съемке.

Отделение основного объекта съемки от элементов фона

Отделение объектов съёмки от элементов фона позволяет существенно улучшить композицию и передать авторский замысел зрителю. Использование ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) – выделение главного объекта съемки на фоне мешающих (лишних) деталей, один из краеугольных камней, без которого, иногда, невозможно создать удачную фотографию.

ГРИП

Полностью открытая диафрагма, позволила размыть мешающий задний план, оставив внимание зрителя на героях кадра – двух голубках.

ГРИП

Вроде бы, мешающий, передний план удачно размыт и создает ощущение пространства, глубины снимка. Взгляд зрителя проскальзывает сквозь позолоченную решетку и направляется к главному объекту съемки – дворцу

Ритм

Ритм в кадре возникает при съемке повторяющихся композиционных элементов. Ритм могут составлять как законченные элементы (стволы деревьев, волны, и т.п.), так и чередование тени и света или чередование цветов. Ритмически повторяющиеся элементы могут составлять основную идею композиции, а также служить и фоном для них.

Ритм

Здесь мы наблюдаем ритмический рисунок, который создают сразу три составляющие: осенние листья, светлые и темные вертикальные линии, а также, синий и желтый цвета.

Ритм

Отражение подсвеченной телевизионной башни на волнах Невы создают ритмический рисунок, являющийся основой композиции.

Ритм

Пример ритма в боке - благодаря ему, речушка наполняется жизнь, начинает играть какую-то свою ритмичную мелодию.

 

Автор: © Denis Novikoff & Михаил Кутузов, 2007.

Если у вас остались вопросы, задавайте их на нашем форуме.

На сегодня все. До встречи!

 
     
 

Наши партнеры: "Лечение детей" - консультации врачей педиатров.

 
     
 

ВНИМАНИЕ: Перепечатка материалов рассылки разрешена только с разрешения автора. imageMaster.ru (Михаил Кутузов, 2004-2007 год).
Посылайте ваши отзывы, письма для рассылки по адресу: mike@imageMaster.ru

 

В избранное