Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

3d stereo в кино и фото

  Все выпуски  

3d stereo в кино и фото - немного теории


Немного теории или "что находится близко, а что далеко?"
У нас есть пара глаз. Размышляли ли вы когда-нибудь, что из этого факта следует? Если бы наши глаза были размещены по обеим сторонам головы, как у рыб, и при этом угол обзора каждого глаза составлял 180 градусов, тогда бы мы видели всё вокруг, не только спереди, но и с обеих сторон, и даже сзади. Благодаря таким лупообразным глазам рыбы могут увидеть изголодавшуюся щуку, которая подкарауливает, чтобы атаковать их со стороны хвоста. Должны ли мы завидовать рыбам? У нас два глаза спереди, и каждый из них видит
одно и то же. Точнее говоря, почти одно и то же.
Мы воспринимаем объемность окружающего нас мира благодаря тому, что наши глаза расположены параллельно на расстоянии 60-70 мм. За счет этого человек видит мир одновременно с двух точек зрения. Информация, получаемая с каждого глаза, немного отличается. Зрительными нервами сигналы от сетчатки обоих глаз попадают в центр зрения мозга, а небольшие различия между сигналами позволяют судить об удаленности предметов. Этой возможности могут позавидовать даже рыбы! Если бы расстояние между глазами человека было намного
больше, то эффект объемности был бы ещё более отчётливый. Поэтому артиллерийские прицелы снабжены встроенными зеркалами или призмами, дважды преломляющими ход лучей, и позволяющими раздвинуть объективы
прицела даже на расстояние одного метра. Это дает возможность намного лучше оценить расстояние до далёких предметов. Бинокулярные микроскопы позволяют обоими глазами осматривать маленьких насекомых или зёрнышки с необычайной чёткостью и объемностью. Пара глаз - это не излишество, а полезное устройство, позволяющее нам ориентироваться в пространстве и восхищаться красотой нашего мира.
Откуда мы знаем, что находится близко, а что далеко?
Во-первых, параллакс. Каждый глаз человека видит мир по-своему. Разница между изображениями, получаемыми с двух глаз, назы вается параллаксом и является главным фактором в восприятии трёхмерности мира (стереоскопии). Однако параллакс быстро уменьшается с увеличением расстояния до наблюдаемого объекта и, соответственно, уменьшается значение этого фактора. Во-вторых, конвергенция: осматривая с близкого расстояния небольшой предмет, мы бессознательно косим глаза (сходящееся косоглазие). Оси глазных яблок
наклоняются к переносице, чтобы предмет попал в середину поля зрения. Лучше всего это удаётся грудным детям, которые, осматривая погремушку, могут косить глаза так, что матери пугаются. Этот фактор также имеет значение только при небольших расстояниях.
В-третьих, аккомодация: глаза „автоматически" устанавливают фокусировку на расстояние до интересующего нас предмета в поле зрения. Например, смотря через решётку на далёкий ландшафт, мы видим чётко или одно, или другое. Мышечные волокна в наших
глазах сокращаются или растягиваются, обеспечивая всегда чёткое изображение на сетчатке. К сожалению, с возрастом мышцы теряют эластичность, и после сорока лет многие из нас вынуждены пользоваться очками. При использовании театрального бинокля, мы подстраиваем его к расстоянию до наблюдаемого предмета и к свойствам нашего зрения. Наши глаза делают такую настройку автоматически без нашего сознания и воли.
В-четвёртых, геометрическая перспектива: мы знаем из опыта, что близкие предметы кажутся мнимо большими и заслоняют дальние предметы. Создается иллюзия, что параллельные линии, например, рельсы, карнизы зданий, бордюрные уличные камни, сходятся в бесконечности, в точках, расположенных на уровне горизонта. Знакомство с правилами перспективы позволило мастерам живописи ренессанса и барокко создавать картины и фрески, изображающие с необычной точностью фантастические здания: иногда реальная архитектура интерьера
проникает в иллюзорное продолжение, созданное на гладкой стене или арочном своде.
В-пятых, воздушная перспектива: воздух, особенно в больших городах, содержит много частиц пыли и капельки воды, создающие туман. Находящиеся вдалеке предметы постепенно теряют детали, цвета сереют, контуры расходятся. С давних пор живописцы знали, что туманы заслоняют далёкие пейзажи, а в конце XIX столетия художники-импрессионисты открыли прелесть летучих туманов, пронизанных солнечными лучами.
В-шестых, тени и сверкание поверхности: освещенные предметы отбрасывают тени. Часто бывает, что только тень указывает действительную форму мнимо плоского объекта. В ясный день в полуденное время тени четкие, укороченные. На закате солнца тени удлиняются, скользят по неровностям почвы.
Свет также подчеркивает объем и фактуру материала. Сверкание света в зрачке глаза оживляет взгляд, придавая ему выражение.
В-седьмых, движение: передвигаясь, например, поездом, мы видим, как близкие предметы перемещаются на фоне дальних, а предметы на горизонте остаются неподвижными. Два снимка, сделанные друг за другом из окна движущегося поезда, могут создать отличную пару изображений, которую можно соединить в объёмную стереограмму.

Все выше упомянутые факторы передают нам информацию о пространственности окружающего нас мира, которую мы воспринимаем более или менее сознательным способом. К сожалению, фотография, кино, телевидение отображают мир только в двух измерениях, оставляя третье измерение домысливать зрителю. Должно ли быть так? Уже 150 лет тому назад изобрели стереоскопию трёхмерную фотографию, применяющую съемку изображений через два одинаковых объектива, моделирующих пару человеческих глаз. Но после съемки необходимо увидеть результат.
Поэтому, следующий выпуск будет посвящен стереофоническим устройствам.
Практическая информация на www.master3d.org

В избранное