Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о цифровой фотографии Выпуск 9


Content.Mail.Ru
Maillist.ru: Все о цифровой фотографии
Рассылка 'Все о цифровой фотографии'
Все о цифровой фотографии

Выпуск 9 [3.02.2008]

          Здравствуйте!

     С Вами Алексей и новый выпуск почтовой рассылки «Все о цифровой фотографии»

          Сегодня в выпуске:

  •  Не заблудиться в трех соснах: ISO, выдержка, диафрагма


    Вячеслав Слободчук

    http://fotoscope.ru   

    Не заблудиться в трех соснах: ISO, выдержка, диафрагма

    Итак, вспомним статью в прошлом выпуске:

    Диафрагма – это размер дырки в объективе. (Наверняка вы видели картинки с устройством диафрагмы объектива – с этакими лепестками. Впрочем, это не важно).

    Чем больше дырка (меньше число) тем меньше ГРИП.

    Широкая диафрагма (большая дырка) – например, 2.8 – маленькая ГРИП
    Узкая диафрагма (маленькая дырка) – например, 16.0 – большая ГРИП
    Средняя диафрагма – например, 5.0 – средняя ГРИП

    Е
    сли вы хотите выделить объект резкостью, а все остальное сделать нерезким - нужно уменьшить ГРИП (т.е. уменьшить диафрагму).

    Выдержка. Думаю, с теорией тут тоже все понятно. Чем короче – тем более короткий миг жизни удастся запечатлеть.

    Выдержка длиннее чем 1/f грозит шевеленкой (это когда шевеление фотоаппарата смазывет изображение на снимке).  Например, если фокусное расстояние объектива 75 мм, то выдержку желательно выбирать 1/80 сек или еще короче – 1/100, 1/125 и т.д.

    Отмечу два момента.

    Во-первых, короткая выдержка не гарантирует отсутствие шевеленки. Если вы фотографируете из движущегося автомобиля, то выдержку надо выбирать НАМНОГО короче, чем «классическое» значение 1/f. Опять же – если вы не хотите получить шевеленку специально для создания художественного эффекта:

     


    Во-вторых, выдержка длиннее 1/
    f не обязательно приведет к шевеленке. Если вы найдете хорошую опору для рук или для фотоаппарата – вполне возможно получить резкие кадры. Мне, например, на концертах часто удается делать резкие кадры с рук на выдержках 1/50 – 1/100 при фокусном расстоянии 200 – 500 мм.

     

    И еще одно замечание. При разговоре о выдержке как-то ненавязчиво возник параметр фокусное расстояние. Как его определить? Если объектив с фиксированным фокусным расстоянием (т.н. «фикс») – тут все понятно. Это фокусное расстояние написано прямо на объективе. А если у вас зум-объектив, например, 18-200? Тут текущее фокусное расстояние определяете на глазок. Ближе к «короткому концу» - условно берете 35 или 45 или 50 мм. Ближе к «длинному концу» - 150 или 180 мм. Где-то посередине – 100-120 мм. Все на глаз. И выдержку при этом нужно выбирать не ровно 1/f, а еще по возможности короче.


    Чувствительность (ISO). Тут все просто, потому как нынче это почти  полумифический параметр в цифровой камере.

    Правило - чем меньше ISO, тем лучше. При больших ISO на фото присутствует больше цифрового шума. Ставить нужно как можно меньшее значение, например 100. Повышаем только по мере необходимости в условиях нехватки света.

    Теперь про жонглирование всеми тремя параметрами.

    Рассмотрим съемку на улице. Пока ничего не говорим про вспышку и съемку в помещении, снимаем просто камерой на улице.

    Начинаем с ISO. Ставим наименьшее значение, потому как на улице обычно достаточно света.

    Вот правило которое нужно добавить в прошивку головного мозга. Правило, как ни странно, простое.

    При съемке на открытой местности в солнечную погоду ставим выдержку, равную ISO (или чувствительности пленки, если у вас пленочная камера).

    Сразу пример. Стоит
    ISO 100 - значит, ставим на камере выдержку 1/100 сек. Диафрагма при этом ставим 16. Это надо запомнить! Вот просто запомните, про себя проговаривая: "На солнце сто на шестнадцать".

    "Ну вот,, сам в прошлой статье  говорил что на цифре ставить диафрагму уже 11 бесполезно, а тут на тебе!" - скажете вы и будете правы. Потому как следующим этапом будет творческое определение диафрагмы для конкретного снимка.

    Пример. Это пейзаж, резкость должна быть и на кустах переднего плана, и на горизонте. Значит, нужна диафрагма 8 (довольно узкая диафрагма - довольно большая ГРИП). Наша цель теперь - подобрать выдержку, которая подходит к диафрагме 8. Это просто. Начинаем перебирать «экспопары»:

    1/100 – диафрагма 16
    1/200 - диафрагма 11
    1/400 – диафрагма 8
    . . . . . . . .

    Возможно, на вашей камере нет выдержки 1/400 cек. Наверняка есть 1/320, вот ее и поставьте, а потом поймете.

    Не забывайте, что речь пока идет про солнечную погоду и открытую местность. Думаю, на этом этапе полезно еще раз поиграть камерой в режиме приоритета диафрагмы или приоритета выдержки и понять еще раз, что такое экспопара. Теперь представьте что вы снимаете портрет с солнечным освещением и решили, что нужна диафрагма 4, чтобы выделить только лицо человека. Какая будет выдержка?

    (Ответ. Продолжаем ряд экспопар:
    1/400 – диафрагма 8
    1/800 – диафрагма 5.6
    1/1600 – диафрагма 4 – вот она!)


    Разобранная ситуация однобокая, потому как снимаете вы не только в солнечную погоду. Поэтому сделаем поправки на другие погоды. В свое время классно это было сделано у ф/а “Смена”, там были нарисованы символы погоды. Так вот следующей ступенью будет разбор погоды.

    Итак, еще раз правило:
    (Х - установленное ISO на фотокамере или чувствительность фотопленки)

     

    Начальное значение выдержки:

    выдержка = 1/X

    Подбираем диафрагму:

    16 - солнце
    11 - в тени от солнца
    8 - солнце закрыла легкая тучка
    5.6 - в тени солнца, которое закрыла легкая тучка
    4 - облачно
    2.8 - пасмурно
    2 - полная ж...

    В крайних случаях рекомендуется пользоваться встроенным экспонометром камеры.

    Подведем итог.

    Действия при съемке на улице.
    Разберем на примере.
    Исходные условия - солнце за тучей, сюжет требует малой глубины резкости, ISO 100.
    Решение. Определим исходную экспопару – ISO 100, значит, выдержка 1/100. Освещение – солнце за тучей, значит, диафрагма 8.
    Получена экспопара 100/8. Сюжет требует малой ГРИП, значит, стремимся к максимально узкой диафрагме. Перебираем:
    100 - 8
    200 - 5.6
    400 - 4
    800 - 2.8

    Е
    сли последняя пара устраивает, то ставим выдержку 1/1000 и диафрагму 2.8

    Очень важно!

    При съемке на улице в режиме приоритета выдержки 1/X, обращайте внимание, что вам рекомендует камера. Запоминайте состояние природы в цифрах. Со временем начнете для себя фиксировать прогноз погоды в значениях диафрагмы и сможете рассказать нам погоду в вашем городе одной цифрой. wink

     

    Автор статьи – Вячеслав Слободчук, фотограф с двадцатипятилетним стажем,  использующий как бюджетные, так и дорогие цифровые камеры. Автор мини-тренингов «Курс молодого фотобойца» и «Такой простой фотошоп» для начинающих цифровых фотографов. Подробнее о тренингах – на http://fotoscope.ru/catalog

     


         Вот и подошел выпуск рассылки к концу. По вопросом рекламы обращайтесь на указанные адреса связи!

         Предлагаю держателям рассылки обменяться информационными выпусками рассылок. Все подробности в ходе переписки. E-mail


    Что толку от фотографий, которые "пылятся" позабыты-позаброшены на хард-драйве? Может, какой-нибудь дизайнер уже в лепёшку расшибся в поисках именно того сюжета, который прозябает в ваших архивах. Можно подарить этому незадачливому дизайнеру этот снимок: как говорится, вам всё равно, а ему приятно. А если за это ещё и деньги платят... Предлагаю Вашему вниманию партнёрскую рассылку:
    Рассылки Subscribe.Ru
    Фотобанки и микростоки для чайников

  • В избранное