Не заблудиться в
трех соснах: ISO,
выдержка, диафрагма
Итак,
вспомним статью в прошлом выпуске:
Диафрагма
– это размер дырки в объективе. (Наверняка вы видели картинки
с устройством диафрагмы объектива – с этакими лепестками.Впрочем, это не важно).
Широкая диафрагма (большая дырка) – например, 2.8 – маленькая ГРИП
Узкая диафрагма (маленькая дырка) – например, 16.0 – большая ГРИП
Средняя диафрагма – например, 5.0 – средняя ГРИП
Если вы хотите выделить объект резкостью, а все остальное сделать
нерезким - нужно уменьшить ГРИП (т.е. уменьшить диафрагму).
Выдержка. Думаю, с теорией тут тоже все понятно. Чем короче – тем более
короткий миг жизни удастся запечатлеть.
Выдержка длиннее чем 1/f
грозит шевеленкой (это когда шевеление
фотоаппарата смазывет изображение на снимке).Например, если фокусное расстояние объектива
75 мм, то выдержку желательно выбирать 1/80 сек или еще короче – 1/100, 1/125 и
т.д.
Отмечу
два момента.
Во-первых,
короткая выдержка не гарантирует отсутствие шевеленки.
Если вы фотографируете из движущегося автомобиля, то выдержку надо выбирать
НАМНОГО короче, чем «классическое» значение 1/f.
Опять же – если вы не хотите получить шевеленку
специально для создания художественного эффекта:
Во-вторых, выдержка длиннее 1/fне обязательно приведет к
шевеленке. Если вы найдете хорошую опору для рук или
для фотоаппарата – вполне возможно получить резкие кадры. Мне, например, на
концертах часто удается делать резкие кадры с рук на выдержках 1/50 – 1/100 при
фокусном расстоянии 200 – 500 мм.
И
еще одно замечание. При разговоре о выдержке как-то ненавязчиво возник параметр
фокусное расстояние. Как его
определить? Если объектив с фиксированным фокусным расстоянием (т.н. «фикс») –
тут все понятно. Это фокусное расстояние написано прямо на объективе. А если у
вас зум-объектив, например, 18-200? Тут текущее
фокусное расстояние определяете на глазок. Ближе к «короткому концу» - условно
берете 35 или 45 или 50 мм. Ближе к «длинному концу» - 150 или 180 мм. Где-то
посередине – 100-120 мм. Все на глаз. И выдержку при этом нужно выбирать не
ровно 1/f, а еще по возможности короче.
Чувствительность (ISO). Тут все просто, потому как нынче это почти полумифический
параметр в цифровой камере.
Правило - чем меньше ISO, тем лучше. При
больших ISO на фото присутствует больше цифрового шума. Ставить нужно как можно
меньшее значение, например 100. Повышаем только по мере необходимости в
условиях нехватки света.
Теперь про жонглирование
всеми тремя параметрами.
Рассмотрим съемку на улице. Пока ничего не говорим про вспышку и съемку в
помещении, снимаем просто камерой на улице.
Начинаем с ISO. Ставим наименьшее значение, потому как на улице обычно
достаточно света.
Вот правило которое нужно добавить в прошивку
головного мозга. Правило, как ни странно, простое.
При съемке на открытой местности в солнечную погоду ставим
выдержку, равную ISO (или чувствительности пленки, если у вас пленочная камера).
Сразу пример. Стоит ISO 100 - значит, ставим на
камере выдержку 1/100 сек. Диафрагма при этом ставим 16. Это надо
запомнить! Вот просто запомните, про себя проговаривая: "На солнце сто
на шестнадцать".
"Ну вот,, сам в прошлой статье говорил что на цифре ставить диафрагму уже 11 бесполезно, а
тут на тебе!" - скажете вы и будете правы. Потому как следующим этапом
будет творческое определение диафрагмы для конкретного снимка.
Пример. Это пейзаж, резкость должна быть и на кустах переднего плана, и на
горизонте. Значит, нужна диафрагма 8 (довольно узкая диафрагма - довольно
большая ГРИП).
Наша цель теперь - подобрать выдержку, которая подходит к диафрагме 8. Это
просто. Начинаем перебирать «экспопары»:
Возможно, на вашей камере нет выдержки 1/400 cек. Наверняка есть 1/320, вот ее и поставьте, а
потом поймете.
Не забывайте, что речь пока идет про солнечную погоду и открытую местность.
Думаю, на этом этапе полезно еще раз поиграть камерой в режиме приоритета
диафрагмы или приоритета выдержки и понять еще раз, что такое экспопара. Теперь представьте
что вы снимаете портрет с солнечным освещением и решили, что нужна диафрагма 4,
чтобы выделить только лицо человека. Какая будет выдержка?
(Ответ.Продолжаем ряд экспопар:
1/400 – диафрагма 8
1/800 – диафрагма 5.6 1/1600 – диафрагма 4 – вот она!)
Разобранная ситуация однобокая, потому как снимаете вы не только в солнечную погоду.
Поэтому сделаем поправки на другие погоды. В свое время классно это было
сделано у ф/а “Смена”, там
были нарисованы символы погоды. Так вот следующей ступенью будет разбор погоды.
Итак, еще раз правило:
(Х - установленное ISO на фотокамере или чувствительность
фотопленки)
Начальное
значение выдержки:
выдержка = 1/X
Подбираем диафрагму:
16 - солнце
11 - в тени от солнца
8 - солнце закрыла легкая тучка
5.6 - в тени солнца, которое закрыла легкая тучка
4 - облачно
2.8 - пасмурно
2 - полная ж...
В крайних случаях рекомендуется пользоваться встроенным экспонометром камеры.
Подведем итог.
Действия при съемке на улице.
Разберем на примере.
Исходные условия - солнце за тучей, сюжет требует малой глубины резкости, ISO
100.
Решение. Определим исходнуюэкспопару
– ISO 100, значит, выдержка 1/100. Освещение – солнце за тучей, значит,
диафрагма 8.
Получена экспопара 100/8. Сюжет
требует малой ГРИП, значит, стремимся к максимально узкой диафрагме.
Перебираем:
100 - 8
200 - 5.6
400 - 4
800 - 2.8
Если последняя пара устраивает, то ставим выдержку 1/1000 и диафрагму
2.8
Очень важно!
При съемке на улице в режиме приоритета выдержки 1/X, обращайте внимание, что
вам рекомендует камера. Запоминайте состояние природы в цифрах. Со временем начнете
для себя фиксировать прогноз погоды в значениях диафрагмы и сможете рассказать
нам погоду в вашем городе одной цифрой.
Автор статьи – Вячеслав
Слободчук,
фотограф с двадцатипятилетним стажем,использующий как бюджетные, так и дорогие цифровые камеры. Автор
мини-тренингов «Курс молодогофотобойца»
и «Такой простой фотошоп» для начинающих цифровых
фотографов. Подробнее о тренингах – на http://fotoscope.ru/catalog
Вот и подошел выпуск рассылки к концу. По вопросом рекламы обращайтесь на указанные адреса связи!
Предлагаю держателям рассылки обменяться информационными выпусками рассылок. Все подробности в ходе переписки. E-mail
Что толку от фотографий, которые "пылятся" позабыты-позаброшены на хард-драйве? Может, какой-нибудь дизайнер уже в лепёшку расшибся в поисках именно того сюжета, который прозябает в ваших архивах. Можно подарить этому незадачливому дизайнеру этот снимок: как говорится, вам всё равно, а ему приятно. А если за это ещё и деньги платят...
Предлагаю Вашему вниманию партнёрскую рассылку: