← Июнь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
03-05-2008
Адрес
автора: culture.people.znanieistiny-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Знание Истины - основа Народовластия: ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Знание Истины - основа Народовластия: ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Выпуск No: 95 от 2011-06-09 12:41 Трезвость естественное состояние человека, семьи, общества. Трезвость даёт здоровье, достаток, гармонию в доме. Трезвость - это счастливая семья и здоровые дети. Все люди рождаются естественными трезвенниками и остаются ими до тех пор, пока не приобретут ложные сведения об алкогольной проблеме или пока не познакомятся со спиртными изделиями. Герб Советского Союза (1922 - 1991 гг.). В отличии от большинства современных гербов, где изображены львы, орлы и другие страшилки, Государственный герб СССР символизирует ТРУД, МИР, СЧАСТЬЕ, ДОСТАТОК, и состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями.
Выдержки из книги Александра Олейникова «Политическая экономия национального хозяйства»
Политико-экономические проблемы вступления в ВТО (на примере России) В основе ВТО лежит идея унификации всех стран мира на основе единых правил не только мировой торговли, но и мирового производства. Принципы ВТО направлены на максимальную либерализацию национальных законодательств, регулирующих внешнюю экономическую деятельность. В этом контексте понятно, что ВТО играет крайне негативную роль. Унификация правил торговли могла быть полезна, если бы не осуществлялась в одностороннем порядке: при вступлении в ВТО страна, по сути, капитулирует, признавая приоритет принципов ВТО перед национальным законодательством. А принципы ВТО разработаны в интересах ведущих ТНК мира. Кратко рассмотрим действие логики международной торговли, организуемой по правилам ВТО. Например, странам, выбирающим стратегию экспортоориентированного развития (outward development strategy), таким как континентальные экономики Китая, Индии или современной России, необходим доступ к богатым рынкам. Но чтобы получить такой доступ, они должны были твердо придерживаться правил международной торговли. Однако соблюдение этих правил означает на практике постепенную ликвидацию защиты национальных отраслей промышленности, неконкурентоспособных с иностранным капиталом. Отклонение от правил вызывает санкции в виде жестких тарифов, лишая шансов развиваться путем завоевания богатых рынков… Россия подавала заявку о вступлении сначала в ГАТТ, а затем и в ВТО. Соглашение ВТО обеспечивает баланс прав и обязательств стран-участниц, предусматривает усиление системы арбитражного рассмотрения торговых споров. Без участия в многосторонней системе регулирования торговли Россия будет неизбежно подвергаться односторонним дискриминационным мерам, прежде всего, со стороны западных партнеров. Присоединение к ВТО окажет положительное воздействие на ход экономических реформ, структурную перестройку экономики и ориентирование на международное разделение труда. Однако вступление России в ВТО одновременно создает огромные проблемы для всего национального хозяйства, открывая его для иностранного конкурента. Как известно, ВТО требует от своих членов открытия своих рынков для иностранных товаров. Ускоренное вступление России в ВТО проталкивают наши «сырьевые» олигархи, т. е. владельцы компаний-экспортеров сырья и энергоресурсов. При вступлении в ВТО выигрывают они, т. к. появятся экспортные льготы, но это не больше 5–6% всех предприятий страны. Кто потеряет? Практически вся промышленность страны может быть уничтожена в результате подчинения национального законодательства принципам ВТО. Около 50% всех предприятий может оказаться на грани банкротства. Количество безработных может увеличиться до 20 млн. человек. Правила ВТО требуют выравнивания национальных цен на энергоресурсы (бензин, газ, электроэнергия) до уровня мировых. В нашей холодной стране это равнозначно самоубийству. Вспомним, что в основе неолиберальной модели лежит требование провести либерализацию внутреннего рынка, т. е. максимальное открытие национальных границ для мирового рынка, а также приватизацию всей общественной собственности, т. е. расчленение ассоциации производительных сил всего народного хозяйства. Эта модель предполагает свободный ввоз в Россию иностранных капиталов и товаров; свободное конвертирование иностранной валюты; свободный вывоз иностранных прибылей; низкие налоги на прибыль, низкую зарплату, а также резкое понижение экспортно-импортных пошлин и др. В основе неолиберальной модели лежат старые либеральные лозунги свободной торговли. Более 200 лет назад с этими лозунгами выступала Англия. Она требовала от других государств отмены протекционизма, т. е. ликвидации мер государственного вмешательства во внешнюю торговлю частных лиц. Фридрих Лист еще в начале XIX в. верно подчеркивал, что свобода торговли выгодна только тем странам и нациям, которые опередили других в своем промышленном развитии. В те годы самой развитой промышленной державой мира была Англия. И свобода торговли была выгодна именно ей, т. к. открывала «все страны света английским мануфактурам». Рассматривая эту проблему, Лист указывает, к каким негативным результатам привело бы применение принципов свободной торговли: «Англия обратилась бы в один громадный мануфактурный город. Азия, Африка и Австралия были бы ею цивилизованы, и из них она выкроила бы новые государства на образец, какой подсказала бы ей ее фантазия. Со временем образовался бы под президентством метрополии целый мир английских стран, в котором континентальные европейские народы терялись бы как бесплодные и ничтожные расы»*. Но к старым лозунгам сегодня добавляются и новые: «мировое сообщество» требует, чтобы мы подняли цены на энергоносители (нефть, мазут, дизель, бензин, газ, уголь, электричество, уран), а также на многие другие национальные товары – до уровня мировых цен. Само по себе это требование является не только абсурдным, но и антирыночным. В каждой стране есть свой внутренний рынок, на котором продаются товары по внутренним ценам. И их величина определяется внутренними экономическими факторами: а) динамикой среднеотраслевых издержек производства (общественно-необходимых затрат труда); б) динамикой спроса и предложения. Кроме этого на величину внутренних цен оказывают влияние и социально-политические факторы, а именно: социальная значимость или же стратегическое значение какой-либо продукции, как правило, ведут к тому, что государство – а) либо прямо субсидирует данное производство, помогая косвенно поддерживать цены на низком уровне; б) либо непосредственно вмешивается в рынок, регулируя его и устанавливая необходимые низкие цены «сверху»; в) либо закрывает внутренний рынок для иностранных товаров, вступающих в ценовую конкуренцию с данными национальными товарами, повышая импортные пошлины на ввоз в страну аналогичных иностранных товаров. Так, например, субсидии сельскому хозяйству во всех развитых капстранах составляют 1 млрд. долл. в день, т. е. –360 млрд. долл. ежегодно. Экспортные субсидии в 1995–1998 гг. в ЕЭС были свыше 27 млрд.* Все это и позволяет фермерам Запада продавать свою продукцию в Россию ниже себестоимости. В США, например, прямо или косвенно субсидируется чуть ли не вся сельскохозяйственная продукция в среднем в размере 30% стоимости ее производства. В среднем в год США расходуют 20 млрд. долл. на прямую финансовую поддержку своего сельхозпроизводителя, кроме того, ежегодно государство расходует 40-45 млрд. долл. на госзакупки сельхозпродукции. О высоком уровне протекционизма на Западе говорят красноречиво следующие данные. Например, в Канаде на импортное сливочное масло установлена пошлина 360% (от стоимости масла), на привозной сыр – 289%, на импортные куриные яйца – 236%; в ЕЭС на импортную говядину – 213%, на пшеницу – 167%; в Японии привозные мучные продукты облагаются пошлиной в 388%, в США на импортный сахар – 244%***. Требование Запада поднять наши внутренние цены на энергоносители, выровняв их с мировыми, является скрытой формой ультиматума. Очевидно, что оно направлено на подрыв экономического суверенитета России, который опирается, как и в любой другой суверенной стране, на внутренний рынок и соответствующие внутренние, национально ограниченные цены. Отказ от протекционизма и системы внутренних цен национального рынка равносилен добровольному отказу от суверенитета, является фактической капитуляцией перед «мировым сообществом» и добровольной передачей всех рычагов государственного управления процессами социально-экономического развития страны в руки иностранцев. Итак, какую же модель развития следует избрать России и другим странам СНГ, чтобы как минимум уцелеть в качестве отдельной и самостоятельной страны? Мы уже ссылались на работы директора Национального института развития Отделения экономики РАН, профессора М. И. Гельвановского, который точно заметил, что попытка совместить несовместимое – либерализм и традиционализм, хрематистику и домостроительство – неизбежно приводит к «обескураживающему противоречию: задача выстроить крепкий дом – национальное хозяйство – входит в противоречие с задачей каждого субъекта рынка получить максимальную прибыль, т. е. накопить богатство»*. … Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было создано 10 октября 2000 г. на базе Таможенного союза в соответствии с Договором, подписанным президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, как важный шаг углубления реальной интеграции пяти государств, развития многопланового взаимовыгодного сотрудничества между ними с перспективой формирования Единого экономического пространства. Основными направлениями деятельности Евразийского экономического сообщества явилось создание правовой базы функционирования новой организации и решение проблем, касающихся дальнейшего формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствии с соглашениями… С расширением ЕврАзЭС и вступлением в него Узбекистана увеличиваются возможности более эффективной реализации задач формирования общего энергетического рынка, Транспортного союза, углубления взаимодействия в промышленности, аграрной сфере, рационального использования водно-энергетических ресурсов и проведения согласованной социальной политики. Образовавшие ЕврАзЭС государства сошлись на необходимости окончательной структуризации взаимных интересов в рамках четко обозначенной модели сотрудничества, при условии достижения столь же четких договоренностей о конкретных действиях. В случае с ЕврАзЭС впервые в истории СНГ создан механизм принятия решений по конкретным хозяйственно-экономическим вопросам, предусматривающий различные возможности участия вступивших в данное интеграционное объединение государств в зависимости от их экономического потенциала. Например, «доли» стран-участниц в составе исполнительных органов, влияющие на принятие решений по текущим вопросам экономических и финансовых взаимоотношений, распределены следующим образом: а) Российская Федерация – 40% голосов; б) республики Белоруссия и Казахстан – по 20% каждая; в) республики Киргизия и Таджикистан – по 10% каждая. При этом, разумеется, при решении стратегических и политических вопросов развития ЕврАзЭС сохраняется абсолютное равенство стран-участниц по принципу «одна страна – один голос», как это предполагается самими основами интеграционного сотрудничества. Такой инвариантный подход стимулирует страны – участницы данной интеграционной группировки к максимально эффективному использованию возможностей взаимного сотрудничества для наращивания собственного экономического потенциала. … С подписанием в Ялте в сентябре 2003 г. президентами Белоруссии, Казахстана, России и Украины соглашения о формировании Единого экономического пространства (далее – ЕЭП) Казахстан стал полноправным участником еще одной интеграционной группировки, объединяющей экономики некоторых членов Содружества. Главы четырех государств договорились создать совместную группу с офисом в Киеве, которая должна была вплотную заняться подготовкой соглашения; кроме того, стороны согласились, что уже к началу 2004 г. должна быть достигнута полная свобода передвижения товаров по территории стран – членов ЕЭП. Объявляя идею о создании ЕЭП, главы четырех государств подчеркнули свою обеспокоенность замедлением интеграционных процессов и решимость совершить некий «интеграционный» прорыв на постсоветском пространстве, обусловленный такими факторами, как: а) сложившееся ранее в СССР разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за прошедший короткий промежуток времени; б) технологическая взаимозависимость предприятий, строившихся по общим стандартам; высокий уровень инвестиционной привлекательности ЕЭП. В течение 2005 г. в рамках ЕЭП завершена подготовка к подписанию первоочередного пакета документов, регламентирующего процесс создания данного интеграционного объединения. Страны – участницы ЕЭП приняли решение о взаимном переходе уже с 1 января 2005 г. к взиманию НДС при экспорте товаров по принципу страны назначения. Это относится и к экспортируемым Россией в Белоруссию, Казахстан и на Украину энергоносителям (нефть, природный газ и газовый конденсат); отныне налоги на эту продукцию будут начисляться в странах, в которые она поставляется. По итогам 2005 г. наиболее высокие темпы экономического роста в рамках ЕЭП были достигнуты в Казахстане (109,4% по отношению к предыдущему году), наиболее низкие – в Украине (102,4% по отношению к 2004 г.), что было обусловлено ухудшением динамики экспорта и сокращением инвестиционной активности в силу известных политических факторов. ... Шанхайская организация сотрудничества как важный фактор укрепления стабильности и безопасности в Центрально-азиатском регионе. Шанхайская Организация Сотрудничества была создана 15 июня 2001 г., с одной стороны, Китаем, и с другой стороны, государствами, образовавшимися после распада СССР и имеющими общие границы с Китаем, – Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Общая площадь территорий шести стран насчитывает более 30 млн. кв. км, что составляет около 60% площади Евразии. На территории шести ее членов проживают 1 млрд. 455 млн. человек – четверть населения всего земного шара. Объявлению об организации ШОС предшествовали создание «Шанхайской пятерки», получившее развитие по мере укрепления доверия в военной сфере между Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, и начало сокращения вооруженных сил в районе границы. В 1996–1997 гг. главы государств «пятерки» имели интенсивные встречи в Шанхае и Москве. В ходе встреч были подписаны Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах и Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Состав «пятерки» расширился, когда на саммите глав государств в Душанбе в 2000 г. принял участие Президент Узбекистана. В июне 2001 г. по случаю 5-й годовщины с момента создания «Шанхайской пятерки», главы государств «пятерки» и президент Узбекистана провели очередную встречу в Шанхае, где было принято решение о преобразовании «Шанхайской пятерки» в полноценную Шанхайскую организацию сотрудничества, включающую шесть государств… Советом глав правительств государств – членов Организации принята Долгосрочная программа по расширению торгово-экономических связей и ряд многосторонних соглашений, выполнение которых, безусловно, даст дополнительный импульс к сотрудничеству и новым направлениям взаимодействия в области экономики и торговли. … Международный валютный фонд (ВМФ) является международной валютной финансовой организацией, действующей с 1947 г. Эта организация призвана содействовать развитию международной торговли и валютному сотрудничеству... С 1970 г. МВФ выпускает международные платежные и резервные средства – специальные права заимствования (СДР), используемые в качестве расчетной единицы при безналичных международных расчетах. В настоящее время в МВФ входят более 160 стран мира. С 1992 г. членом МВФ является и Россия. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В тесном контакте с МВФ действует Международный банк реконструкции и развития (который также называют Всемирным банком), образованный в 1945 г. Эта межправительственная финансовая организация предоставляет долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран–членов МБРР. Формально банк является специализированным учреждением ООН. Однако он полностью независим в своих решениях (в том числе и от ООН). Банк действует под влиянием ведущих промышленно развитых стран. Предоставление займов зачастую обусловливается рекомендациями относительно желательных направлений в экономическом и социальном развитии страны-заемщика… Условием членства в МБРР является членство в МВФ. С 1992 г. Россия также является членом МБРР… В большинстве латиноамериканских и африканских стран первый раунд глобализации финансов в 80-х годах опустошил экономики путем навязывания политики крайней экономии, чтобы обслуживать долг. Позже азиатский кризис 1997–1998 гг. перевернул вверх дном тихоокеанские экономики, зачастую подрывая осуществлявшие их развитие государства. В большинстве случаев после таких кризисов МВФ и Мировой банк прибывали на помощь, но при условии, что правительства примут их предписания для оздоровления экономики. Эти политические рекомендации были основаны на принципах «корректирующей политики», удивительно похожих друг на друга, какими бы ни были специфические условия каждой страны, поскольку они фактически были продуктом, изготовленным в массовом порядке ортодоксальными неоклассическими экономистами, главным образом из Чикагского университета, Гарварда и Массачусетского института технологии. Большая часть развивающегося мира, как и стран с переходной экономикой, стала экономическим протекторатом МВФ, что в итоге означало контроль со стороны Министерства финансов США. Утрата доверия МВФ означала для данной страны оказаться в положении финансовой парии. Таким образом, немногое страны смели сопротивляться «приглашению в клуб» как альтернативе изоляции от глобальных потоков капитала, технологий и торговли. Итак, созданный по инициативе США в 1944 г. МВФ изначально мыслился как инструмент американской экспансии. МВФ и сегодня полностью контролируется США. Договор с МВФ, как и договор о присоединении к ВТО, равнозначен отказу от национального суверенитета. При заключении Россией договора с МВФ в конце 1991 г. она потеряла по сути свой суверенитет. В обмен на «политические» деньги МВФ требовал от России неукоснительного соблюдения монетарных принципов, которые на практике действуют как механизм финансовой войны: принципы эмиссионного, кредитного и бюджетного ограничений… Выделяя кредиты развивающимся странам, а сегодня – и России, МВФ и другие международные кредитно-банковские учреждения в действительности рассчитывают, что эта экономика станет эффективной для деятельности международного капитала на территории этой страны; другими словами, речь всегда идет о росте эффективности исключительно только для НИХ, но не для национального хозяйства развивающейся страны. Так называемая «структурная адаптация» на деле означает адаптацию национальной экономики и ее финансовой системы к международным правилам функционирования ТНК и ТНБ. На примере России мы видим, что миф о позитивной роли МВФ в реформировании экономики России противоречит реальной действительности. Кредиты МВФ не шли на развитие производства – они были бюджетозамещающими, т. е. выделялись исключительно на латание дыр в бюджете. Более того, кредиты МВФ прямо подрывали экономику: МВФ обязывал правительство России и других стран жестко соблюдать требования монетарной политики, а именно эмиссионного, кредитного и бюджетного ограничения национальной экономики. Именно в этом и заключается цель политики «финансовой стабилизации и структурной адаптации», проводимой МВФ, МББР, Мировым банком и другими международными учреждениями Запада. … МВФ выдает кредиты в форме «политических денег», всегда требуя взамен выполнения определенных условий… Содержание монетарной политики меняется, когда из краткосрочной политики рыночной и бюджетной стабилизации монетаризм превращается в свою противоположность – в долгосрочную политику финансового удушения экономики любой страны с помощью кредитно-денежной рестрикции. Начиная действовать в долгосрочном режиме, принципы монетаризма превращаются уже в необычное и сверхмощное оружие массового поражения, которое уже превратилось в «штатное оружие» современных финансовых войн. Как известно, для обнаружения общественной закономерности необходимо выявить серию однотипных фактов, поэтому приведем несколько характерных примеров финансовых войн. Пример 1. ВойнапротивЛатинской Америки. Неолиберальные реформы в 80-х годах буквально опустошили Латинскую Америку, подведя под банкротство такие крупнейшие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, оставляя в нищете население стран, богатых природными ресурсами (Боливия, Венесуэла, Чили и др.)… Пример 2. ВойнапротивРоссии. Неолиберальные реформы 90-х годов в России, основанные на принципах либерального монетаризма, сами по себе являются уже хрестоматийным примером ведения финансовых войн. Пример 3. ВойнапротивЯпонии. Финансовая война против Японии в начале 90-х годов начиналась с атаки на йену – национальную валюту. Обрушив резко курс йены, американские корпорации воспользовались затем «банковским кризисом» в Японии: они скупили целую группу японских банков и финансовых компаний по цене, составлявшей от 1 до 50% от номинальной стоимости этих банков. Япония в целом устояла, однако ее суверенитет был подорван. Пример 4. ВойнапротивИндонезии. Летом 1997 г. страны Юго-Восточной Азии потряс мощный финансовый кризис, сопоставимый по своим масштабам с кризисом, переживаемым Россией. Индонезия пострадала от него больше всех, т. к. превратилась к тому времени в мощную региональную державу. Напомним, что к 1995 г. Индонезия стала процветающей страной с непоколебимой привлекательностью для инвесторов. Экономический рост Индонезии был устойчив, составляя все последние десятилетия 7–8%. С такими темпами роста уже к началу XXI в. страна смогла бы успешно конкурировать с наиболее развитыми странами Запада, а к 2010 г. стала бы шестой из крупнейших экономических держав мира. А экстраполяция современного роста на 2020 г. давала следующую картину крупнейших государств мира по ВНП (в трлн. долл.): Китай – 20, США – 13,5, Индия – 4,8, Индонезия – 4,22, Южная Корея – 3,4. За ними следуют Германия и Таиланд. Итак, США спровоцировали валютный кризис, обвалив курс индонезийской рупии. МВФ сразу предложил свою помощь. Поначалу Индонезия пыталась отказаться от предложенной МВФ системы поддержки ее национальной валюты. Но рупия продолжала катастрофически падать в цене. Так, например, в мае 1998 г. 15 000 рупий составляли уже менее 1 долл. против 2500 рупий за 1 долл. в августе 1997 г. В начале февраля 1998 г. Индонезия была вынуждена подписать соглашение в МВФ. Ей была выделена огромная сумма – 43 млрд. долл., но при условии отказа от высокотехнологичных проектов и ограничений расходов бюджета. Кроме того, МВФ заставил Индонезию поднять цены на энергоносители, в результате резко подскочили цены на электроэнергию и продукты питания. За чертой бедности к концу 1998 г. окажется около половины 200-миллионного населения. Словом, все – как в России и на всем на постсоветском пространстве. Теперь обесцененные акции и собственность лучших компаний (и в Индонезии, и в России) можно было скупать по «бросовым» ценам, а деньги для этого брать из тех же кредитов МВФ, что и делали олигархические структуры, поднявшиеся в гору на крови и горе народа. Пример 5. Контртеррористическая операция вМалайзии. В начале 1997 г. Малайзия была второй в мире по такому показателю, как конкурентоспособность экономики. На первом месте были США, на третьем – Сингапур, далее – Люксембург*. Вполне понятно, что Малайзия также была объектом финансовой атаки, которая начиналась с резкой критики со стороны МВФ. Известный журналист Д. Косырев пишет: «Как сообщили мне старые друзья из местных деловых кругов, именно в конце августа (1998 г.) группа американских финансистов с капиталом в несколько миллиардов долларов готовила атаку в нескольких точках, чтобы устроить новый обвал всем азиатским валютам, сразу включая и китайский юань. Но правительства и местные спецслужбы не сидели, как в прошлом году, сложа руки... В те же дни и часы, когда Куала-Лумпур объявил о валютном контроле, в Гонконге началась массированная валютная интервенция, поднявшая местный доллар. В Тайбэе официально было объявлено, что фондам Джорджа Сороса и его союзников лучше держаться подальше от Азии, а затем было начато судебное расследование их деятельности». По сути, это была самая настоящая контртеррористическая операция, проведенная лично премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохамадом, с опорой на кооперацию с другими странами ЮВА. В книге «Новая ситуация для Азии» (1999 г.) премьер-министр Махатхир писал, анализируя уроки азиатского кризиса 1997–1998 гг.: «В результате азиатского кризиса в регионе была утрачена покупательная способность в 700–800 млрд. американских долларов... Валовой национальный продукт Индонезии уменьшился до жалкой одной шестой того, что было до кризиса... Как это вообще может быть, что все активы огромной страны с 211 миллионами трудолюбивых жителей неожиданно оказались равны лишь одной шестой своей прежней стоимости? Чего же стоит нация, если иностранцы могут девальвировать и даже обанкротить ее за сутки?» «Торговля валютой в мире, как считают, в 20 раз в стоимостном выражении превышает мировую торговлю товарами и услугами, но какие выгоды от этого получаем мы?.. Этот бизнес не приносит ни увеличения занятости, ни экономического прироста, на богатства нациям или людям, за исключением нескольких человек, зарабатывающих огромные деньги». … Новая концепция централизма включает понимание того, что из единого центра практически невозможно сбалансировать экономику, минуя рынок. Пропорциональность не равнозначна жестким балансам. В действительности равновесие в экономике может быть лишь динамичным … Установление динамического равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением является функцией регулируемого рынка… При этом план предприятия, действующего как субъект рынка, должен формироваться в виде суммы конкретных заказов предприятий-покупателей и плюс к этому известный резерв нераспределенной продукции. В директивной системе управления план, как известно, выступал в виде инструмента государственного (директивного) руководства, как форма принудительного распределения заданий и продукции по типу промразверстки... Как известно, механизм внеэкономического принуждения и внеэкономической связи между производителем и потребителем приводил в советской экономике к тому, что, например, уголь из Донбасса отправляли в Сибирь, а из Воркуты – в Запорожье. И такие встречные товарные потоки были в СССР далеко не редкость. При переходе к централизованному плановому управлению и регулированию с помощью экономических рычагов план из директивы, игнорирующей рынок, превращается в план-надстройку над базой рыночных отношений. Исходя из логики закона стоимости и рынка, такой центральный план должен корректировать рынок, когда он не срабатывает, обогащать и дополнять его. При таком подходе народнохозяйственный план выступает как совокупность целей и показателей общегосударственного развития, а также необходимых финансовых ресурсов. В Китае, где реально проводится сочетание плана и рынка, механизм планирования включает три составные части: а) директивный план, б) индикативный план, т. е. направляющий и в) рыночное регулирование. В последнее десятилетие имела место устойчивая тенденция в сторону увеличения роли рыночных рычагов в управлении экономикой Китая. Но это не снизило роли государственного плана. В стране продолжают действовать годовые и пятилетние планы развития народного хозяйства. Государственное директивное планирование охватывает 1З укрупненных товарных групп: уголь, нефть, нефтепродукты, металлы, древесина, стройматериалы, удобрения, электроэнергия и др. Объем центрального директивного плана составляет около 10% валового промышленного продукта. При этом сохраняется исключительно важная роль Госплана, который устанавливает в качестве директивных показателей: годовые объемы инвестиций, кредитной эмиссии, экспорта и импорта, валютных доходов и расходов, привлечения иностранных кредитов и др.*… Подобное понимание плана и рынка образует основу для такого взаимодействия между центром и предприятиями, при котором функцией центра становится экономическая политика, а предприятия при этом выступают как субъекты предпринимательства, как хозяйствующие рыночные субъекты. С другой стороны, концепция нового централизма отвергает модель «свободного рынка», подвергая большому сомнению эффективность конкурентно-рыночного механизма, независимого от государства. Во-первых, конкуренция должна быть регулируемой, а не свободной, т. е. развиваться в четких институциональных рамках, определенных государством. В действительности свобода хозяйствования и конкуренции всегда относительна. Она существует скорее как свобода выбора, свобода частной инициативы, свобода хозяйствования за счет собственных средств, на основе собственного предпринимательского дохода. Однако получение этого дохода происходит в конкурентной борьбе, условия и рамки которой должен диктовать социальный рынок. «Хозяйствование в обществе дополняется хозяйствованием общества (как объективным процессом)»*. Во-вторых, реальным механизмом согласования хозяйственных интересов в обществе может служить только механизм общегосударственного планирования, дополненный общественным механизмом отраслевого планирования и согласования интересов – в рамках Торгово-промышленной палаты, а также различных предпринимательских союзов. Однако, переосмысливая прошедшие 20 лет, мы должны признать, что механизм согласования экономических интересов не может быть направлен на достижение одного лишь баланса или равновесия различных общественных сил. Баланс, равновесие – это всегда гомеостаз, т. е. тип развития, неизбежно ведущий к застою. Однако реальная хозяйственная динамика создается не пресловутым «динамическим равновесием» экономических интересов, а динамическими целями, которые призвано провозглашать государство. Именно эти цели должны олицетворять собой общий интерес, который в рамках всего национального хозяйства «не может определяться исключительно фундаментальной целью экономики». Швейцарский экономист Артур Рих справедливо подчеркивает: «Система хозяйствования должна быть для человека не только средством выживания, она должна создать предпосылки для существования достойного человека. Это значит, что в процессе труда и получения дохода человек приобретает определенный общественный статус – статус личности, участвующей в общем процессе труда, определяющей этот процесс и несущей долю общей ответственности за него, а не просто рабочей силы, применяемой, используемой – и соответственно оплачиваемой, как требуют того интересы экономической прибыли». «Для фундаментальной цели экономики основополагающей является такая ценность, как благосостояние – символ жизненно необходимого удовлетворения самых насущных материальных потребностей; для социальной – выравнивание распределения жизненных условий; для экологической цели – бережное отношение к природе при использовании ее богатств. Игнорирование какого-либо аспекта ведет, как уже ясно, к гибельным последствиям и ставит под сомнение единое смысловое содержание экономики»*. Подчеркнем еще раз: общий интерес в экономике и народном хозяйстве – это не баланс или результат согласования экономических интересов различных общественных сил, ведущий к достижению равновесия. Общий интерес обязательно отражает нацеленность всего общества на достижение поставленных общенациональных рубежей. Именно поэтому общий интерес в народном хозяйстве не может выражаться только в создании общих для всех взаимовыгодных условий конкурентного хозяйствования (свободный от монополий рынок, здоровая конкуренция, экономические свободы и гарантии в развитии хозяйственной демократии, защита прав потребителей и др.). В-третьих, рыночная модель многоукладного (некапиталистического) хозяйства должна поставить под жесткий государственный контроль функционирование рынка капиталов (денег, валюты и ценных бумаг), стремясь не допустить образования внутри национального хозяйства финансовых анклавов. Движение денег и финансы страны должны быть под контролем государства. Именно по этому пути пошел Китай, что позволяет ему осуществлять общегосударственное планирование во имя достижения поставленных страной целей. В период «перестройки» конца 80-х годов господствовало представление о необходимости создания полновесной структуры «свободного рынка», которая, дескать, обязательно должна включать независимый от государства рынок капиталов, основанный на «свободной конкуренции». Реализация этой идеи, например в Польше, привела к тому, что 90% всего банковского капитала страны находится в руках иностранного капитала. А это означает, что Польша сегодня как суверенное государство больше не существует. В-четвертых, плановая модель многоукладного хозяйства должна включать ограничение «свободного ценообразования», которое в реальности представляет собой свободу картельных сговоров и свободу монополистического господства. Резкий рост цен в России на недвижимость, бензин, хлеб, электроэнергию, телефонные услуги, транспорт и др. – все это очень красноречиво, хотя и косвенно, подтверждает наличие в России действительно свободного «картельного ценообразования». Банки здесь подчиняют себе производство, не принимая никакой ответственности за его развитие. Как известно, прибыли финансовой олигархии могут быстро расти вверх, и это в то время, когда экономика страны переживает острейший кризис. В России стремительно увеличивается число долларовых миллиардеров, и одновременно растут нищета и разруха. В 2005 г. все предприниматели, связанные с нефтяным бизнесом, удвоили свои доходы, а в сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях люди еле сводят концы с концами. В-пятых, конкурентно-рыночный механизм как механизм самостоятельного хозяйствования может быть действительно эффективным только на муниципальном уровне, а в рамках всего народного хозяйства его эффективность уже имеет крайне ограниченный характер, и это определяется тем, что народнохозяйственный комплекс в целом не может развиваться на основе критериев «свободного рынка» и денежной эффективности Рассмотрим несколько характерных примеров. Рост цен на автомобильное топливо в 2005 г. привел к тому, что цена 1 т топлива поднялась до 14–16 тыс. руб., а цена 1 т зерна осталась на уровне 2 тыс. за 1 т. Вспомним, как реагировало правительство на данную ситуацию. Тогда еще первый вице-премьер А. Жуков, заявил в одной из ТВ программ, что мы, дескать «ничего не можем сделать, т. к. товар идет туда, где выше цена»! Очевидно, что правительство должно контролировать цены на стратегические товары, непосредственно влияющие на экономическую безопасность страны. Так называемая «свободная конкуренция» в агробизнесе привела к тому, что более 80% всех элеваторов оказались в частных руках. «Свободные» цены на пшеницу держатся на монопольно низком уровне – около 800 руб. за 1 т, на «свободном» рынке частные перекупщики ее продают уже по цене более 2000 руб. за 1 т, а на мировых биржах наше зерно уже уходит по 150–200 долл. за 1 т. К этому следует добавить и высокий уровень монополизации розничной торговли хлебом. Уровень рентабельности здесь был на уровне 600%. Весной 2000 года батон белого хлеба весом 380 г стоил в Москве 6,00 руб. Он был выпечен из 250 г пшеницы. Такое ее количество в декабре 1999 г. на российском рынке стоило 43 коп. Технически обусловленная себестоимость превращения пшеницы в хлеб с учетом транспортных расходов на его доставку к прилавку равна 110% от стоимости пшеницы, т. е. для одного батона она составляла в конце 2000 года 47,3 коп. Итого реальная себестоимость производства батона была равна 90,3 коп. А на прилавке его цена (розничная цена) была 6,00 руб. Норма прибыли нефтедобычи при цене 55–60 долл. / барр. превышает 800–900%**. Рентабельность производства электроэнергии просто огромная. Например, на Саяно-Шушенской ГЭС себестоимость 1 киловатт-часа – 12 коп., но бытовой потребитель платит за тот же киловатт-час 1 руб. 25 коп., a предприятия – 1 руб. 70 коп. Уровень рентабельности только одной ГЭС – от 858% до 1316%. Подобное происходит и на Красноярской ГЭС: себестоимость 1 киловатт-часа – 3 коп., для переплавщиков глинозема в алюминий (т. е. для г-на Дерипаски) 1 киловатт-час обходится в 27 коп., бытовых потребителей – в 1 руб., а для предприятий – в 1 руб. 30 коп*. Рентабельность, соответственно, составляет: 800%, 3233%, 4233%. Какие еще нужны комментарии к вопросу об «эффективности» капиталистического рыночного механизма в постсоветской России?! В 2009 г., когда произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, себестоимость 1 киловатт-часа продолжала оставаться 12 коп., но бытовой потребитель и предприятия платили за тот же киловатт-час уже более 3 руб. Нетрудно подсчитать, насколько подскочил уровень рентабельности. Данный пример наглядно показывает, что крупный бизнес в России готов к любым преступлениям во имя фантастических прибылей.
Пояснения к материалам рассылки: Там, где речь ведётся от личного имени Я, речь ведётся от имени автора рассылки и излагается его личное мнение. Там, где употребляется местоимение МЫ, речь идёт от имени сторонников Концепции Общественной Безопасности. (Хотя, такое различие не удаётся обозначить во всех случаях). В моих понятиях, жить по Божьим законам - это то же самое, что жить по законам Природы, Вселенной. Разум - это инструмент познания Бога (если Вы верите в Бога) или Законов Природы (если Вы верите в Законы Природы). При чтении наших материалов мы просим читателей иметь в виду то, что в своих публикациях мы постепенно восстанавливаем правила правописания, бывшие в употреблении до 1918 года. Делаем мы это из-за смысловой нагрузки каждой буквы в слове, поскольку нам не нравится беЗсмысленная орфография. Вот всего лишь два примера: * слово <<мiр>> означает <<общество>>, а слово <<мир>> означает <<состояние общества без войны>>; * приставка <<без>> означает отсутствие чего-либо, а приставка <<бес>> несёт в себе смысловую нагрузку слов <<бес>>, <<сатана>>. Таким образом, слово <<беЗсовестный>> означает отсутствие совести, а слово <<беСсовестный>> -- бес, сатана совестный. Аналогично различается написание слов <<безсознательный>> и <<бессознательный>>. Ныне действующая орфография, подъигрывая шепелявости обыденной изустной речи, предписывает перед шипящими и глухими согласными в приставках <<без->>, <<воз->>, <<из->>, <<раз->> звонкую <<з>> заменять на глухую <<с>>, в результате чего названные <<морфемы>> в составе слова утрачивают смысл. Данная работа - это частный взгляд на окружающую действительность. Для любого читающего эта рассылка только материал к размышлению. Выводы каждый сделает сам, опираясь на свой личный опыт и знания. Ваши выводы будут лучше. Адрес этой рассылки: http://subscribe.ru/catalog/culture.people.znanieistiny (C) Приветствуется перепечатка материалов рассылки и их воспроизведение в любой форме и любыми средствами. Предлагаю посмотреть: http://prosto-rossiane.ru/ http://www.vodaspb.ru |
В избранное | ||