Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Информбюро имени Товарища У

  Все выпуски  

Информбюро Товарища У --- Заметки о гениальности


Информационный Канал Subscribe.Ru


Заметки о гениальности

 

Гений — парадоксов друг. Правильно сказано. Настоящий гений не может не быть парадоксален. Бытие — это ловушка для гения; парадоксальность гения — единственный способ избежать этой ловушки. Гений просто обязан избегать бытия, обязан возноситься над ним, а не погрязать в нем. И гениальность почти всегда парадоксальна. Наилучшей из всех возможных экранизаций «Графа Монте-Кристо» был бы фильм с Луи де Фюнесом в главной роли. Так, чтобы все диалоги, декорации, все типажи (кроме самого графа) остались в строгом соответствии с книгой. И какая глубина бы сразу открылась, какой подтекст бы обнаружился! Режиссер, пошедший на такое, был бы гениальным режиссером, может быть, столь же гениальным, как Сам де Фюнес. Увы, момент упущен.

Между тем, одной парадоксальности мало. Представим, что графа Монте-Кристо играет не Луи де Фюнес, а Михаил Жванецкий. Получается просто нечто тошнотворное. Хотя и еще более парадоксальное.

Мало одной парадоксальности; хотя, действуя парадоксально, можно в глазах определенной части общества успешно имитировать гениальность. Этим, к примеру, успешно занимался старина Сальватор Дали. Вспомните выспренные названия его картин, псевдоболезненные нагромождения образов, лакированные усы… Нарочито и взвешенно безумные дневники. Настоящий гений безумен в корне, ему смешно хвастаться своим безумием. «Картинки похождений бр. солдата Швейка» Йозефа Лады безмерно гениальнее всех картин Дали. Громыхающая и кровавая эпоха, мировая война переданы на бумаге вызывающе двумерно, парой жирных линий, обыденным и благодушным лубком.

Думаю, в девяноста случаях из ста гениальность произведения тождественна силе эмоции, которая заложена в его основе. Чем грандиознее, глубже — нет, бездонней — эта эмоция, тем величественней произведение. И не только в искусстве — в науке также. Хрестоматийная история — голый Архимед, вылетевший пулей из ванны с криком «Эврика!». Менделеев, увидевший свою таблицу во сне. Эйлер, у которого вытек глаз от перенапряжения — столько он сидел над своими вычислениями, и так он работал над ними. Вот она, гениальность! И платить за нее приходится очень большую цену.

Гений без пафоса немыслим. А постмодерн — это убийство пафоса. Убийство подлое и циничное. Поэтому постмодерн есть также убийство гения. Существует ли что-либо более омерзительное, чем постмодерн? Это нам неизвестно. Еще наши прадеды считали свое время эпохой разложения и упадка, они были убеждены, что гаже быть не может. Выяснилось, что может, еще как.

Мы живем в уникальное время — время, в котором почти не осталось гениальных людей, когда одиноким добровольцам ничего не остается кроме как «из амбразуры своих величий блевать на мир пузыристой злобой». Кстати, написавший процитированные строки гений музыки и поэзии Егор Летов ныне повержен и занимается унылым и однообразным перепеванием безвкусных застойных песенок. Но даже такой, неумный, проигравший, повсеместно замалчиваемый, фуйней страдающий, он находится уже в Истории, в той Истории, что пишется с большой буквы, и место это надежно и обеспечено; а какой-нибудь повсеместно раскручиваемый макаревич, как бы его не пиарили, очень скоро вылетит вон с парохода современности. Потому что музыка Летова (нынешнее нытье не в счет) — это музыка рвущегося сердца, а музыка макаревичей — это трели пережравшего (или недожравшего, какая разница) желудка (в лучшем случае желудка, а то и чего-либо другого).

Общество всегда пыталось избавиться от гения. Ибо гений и злодейство несовместимы, а там, где сплетаются воедино паскудные интересы мелких людей, начинается злодейство. Всегда пыталось, но не всегда ему это удавалось. Сегодня удается практически всегда. Множество факторов тому способствует: суетное и пустое, как никогда ранее, существование, раздробленное, мозаичное сознание людей, гигантская и изощренная машина подавления инстинкта гениальности в самом его зародыше… Стоило бы как-нибудь написать об этом отдельно. Гений не просто неудобен обществу, оптимизированному под нужды среднего обывателя, но враждебен ему, потому что гений есть прежде всего воплощенное беспокойство. Он, мятежный, ищет бури, бурю ему подавай.

Во внешних проявлениях гений вовсе не обязательно ведет себя агрессивно и вызывающе в отношениях с обществом. Отношения гения и общества не всегда описываются фильмом «Полет над гнездом кукушки». Гений может быть тихой и меланхоличной особью, отстраненно ковыряющейся в носу — однако его должны найти и обезвредить. В целях метафизической безопасности. Потенциальная буря в чем бы то ни было должна беспощадно подавляться.

Повальный исход гениев; повальное торжество добродетели. Веселые улыбки клонов озаряют своим сиянием сумерки наших богов.


Готовый всегда к услугам Вашим, Товарищ У
http://www.tov.lenin.ru
comrade_u@tut.by

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное