Так уж в жизни повелось,
правят миром с правдой ложь.
У кого рука сильнее
тот и может быть правее.
Иной врёт, как редьку стружит,
и с враньём в обнимку дружит.
Кто речист и любит врать,
в душу может наплевать.
Но не в кривде Бог, а в правде,
Не во вранье, а в благодати.
Быль-свет плоти, света дух,
Истина - одна на двух.
Каки любая наука,
сказкотерапия строится на принципах. Основное отличие сказкотерпаии от других
методов психотерапии заключается в том, что главное влияние на человека происходит на уровне
человеческих ценностей. Любой разговор о жизни. так или иначе, будет сводиться к базовым
жизненным ценностям рода людского. Когда говорить о добре и зле, истине и
любви, вере и достоинстве вне сказки, то очень много различных мнений и споров
будет возникать. Но чтобы приблизиться к настоящему пониманию главных ценностей
жизни легко и без напряжения, можно окунуться в сказку.
Сказка – это жанр
народной мудрости, который одевает важную духовную информацию в увлекательный
сюжет. Как жизнь показывает, мало кто осмелится спорить с русской народной
сказкой. Поэтому семена «мудрого, разумного и вечного» беспрепятственно доходят
до души. Но только от самого человека зависит, даст он возможность прорасти,
посеянному урожаю, или нет. Сказки
ничего не навязывают, но сказки умело и тонко предупреждают о последствиях разрушительных
поступков. В сказке четко сказано: «Пойдешь налево, получишь это, пойдешь направо
ожидай следующее…»
В этом и состоит один из главных
принципов сказкотерапии – ненавязчиво донести до слушателя важную духовную информацию
о базовых жизненный фундаментальных ценностях рода человеческого.
Правда и Кривда
Русская народная сказка
Украинская народная сказка
Однажды спорила
Кривда с Правдою: чем лучше жить - кривдой или правдой? Кривда говорила: лучше
жить кривдою, а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто
не переспорит. Говорит Кривда:
- Пойдем к писарю, он нас рассудит!
- Пойдем, - отвечает Правда. Вот пришли к писарю.
- Реши наш спор, - говорит Кривда, - чем лучше жить - кривдою али правдою? Писарь
спросил:
- О чем вы бьётеся?
- О ста рублях.
- Ну, ты, Правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.
Правда вынула
из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше
жить правдою.
- Пойдем к
судье, как он решит? - говорит Кривда. - Коли по-твоему - я тебе плачу тысячу
рублей, а коли по-моему - ты мне должна оба глаза отдать.
- Хорошо, пойдем.
Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое:
- В наше время лучше жить кривдою. - Подавай-ка свои глаза! - говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и
ушла куда знала.
Осталась Правда
безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в
траве. В самую полночь собралась туда неверная сила.
Наибольший стал
всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит - я душу загубил; кто говорит -
я того-то на грех смутил; а Кривда, в свой черед, похваляется:
- Я у Правды
сто рублей выспорила да глаза выколола!
- Что глаза! - говорит Наибольший.
- Стоит потереть тутошней травкою - глаза опять будут!
Правда лежит да слушает.
Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом
пропала. Правда нарвала травки и
давай тереть глаза: потерла один, потерла другой - и стала видеть по-прежнему;
захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу.
В это время у
одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст
ее замуж. Правда приложила ей к очам
травку, потерла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и
взял к себе в дом...
Ложь
этой сказки такова: Правда, будучи женским началом в
сказке, пройдя трудный путь споров с Кривдой, каким-то образом стала мужем прекрасной
царевны: Правда приложила ей к очам
травку, потерла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и
взял к себе в дом... а может это просто игры русской забавной грамматики?
Намек
№1 это сказки таков: Говорит Кривда:
- Пойдем к писарю, он нас рассудит!
инициатор спора-то Кривда. И чего ей не живется со своей кривдой – ложью,
почему ей хочется постоянно доказывать Правде что-то?
Намек
№2 это сказки таков: Судья сказал то же самое:
- В наше время лучше жить кривдою. Интересно,
за счет чего бы жила и питалась Кривда и судья, если бы Правды в мире не было?
Намек
№3 это сказки таков: Правда лежит да слушает. Вдруг крикнули
петухи, и неверная сила разом пропала. Правда немногословна и порой молчалива, вот в чем ее отличие
от… чего…?
Кто
любит сказки, мифы, истории и их замысловатый сюжет, приглашаю на форум «Города
Мастеров» и обсудить то, что трогает и волнует в народной мудрости всех
народов.