Народная сказка –
это не просто кладовая народной мудрости. Сказка – начальное образование, через
которое проходит каждый. Одним из важных достоинств народной сказки, наряду с ее
актуальностью, является способность разбивать стереотипы в мышлении.
За
каждым сюжетом народной сказки внимательный читатель сможет найти нити, которые
ведут к внутреннему миру человека, его установок, ложных представлений. За
простотой и незамысловатостью сказки можно проследить глубокие сущностные
представления и серьезные мысли, которые не теряют свою актуальность и сегодня.
Возможно, сказка Балкарского народа кому-нибудь сегодня приоткроет завесу
таинственности своего бренного существование.
Счастье, Ум и Богатство
Балкарская народная
сказка
Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.
- Я важнее всех, - похвалялось
Богатство.
- Без счастья и богатство ни к чему,- возражало Счастье.
- Если
ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье,- сказал Ум.
Долго спорили они,
а потом решили проверить: кто из них прав.
Отправились они странствовать по
свету и вскоре повстречали бедного джигита, который сеял на своем маленьком поле
кукурузу.
Остановились Ум, Счастье и Богатство.
- Пусть поле бедняка
покроется золотом! - повелело Богатство.
И тут же покрылось все поле бедняка
золотыми самородками.
Но Ум, чтобы
доказать свое могущество, взял и покинул бедняка. И лишился бедняк ума
своего. Увидел он золотые самородки и решил, что это простые камни.
- Беда у
меня: на мое поле выпал град из камней! - побежал с криком он по аулу.
Первым
джигит повстречал богача бая . "Что-то встревожен мой сосед. Поеду-ка я погляжу,
что там стряслось?" - подумал бай и скорее поехал в поле.
Приехал и увидел
золотые слитки. Но не подал бай виду, позвал хозяина поля и говорит:
- Так и
быть, земли у меня много, выручу я тебя. Ты возьми самое лучшее мое поле, а я
возьму твое, с камнями.
Обрадовался джигит, что променял свой
клочок на хорошее поле. Собрал бай все золото и увез на арбах, а бедняк стал
пахать новое поле.
Тогда Счастье, чтобы показать свое могущество, глянуло
на бедняка и сказало:
- Будь счастлив!
Откуда ни возьмись, подъехал к
джигиту отряд воинов.
- Мы давно ищем себе предводителя,-сказали воины.-
Просим тебя, будь нашим предводителем.
Джигит по глупости (ум-то к нему не
воротился) не знал, что сказать, только головой кивнул. Тогда воины дали ему
серебряную кольчугу, опоясали драгоценным оружием, посадили на вороного скакуна
и увезли с собой. Таким выглядел джигит молодцом, что и узнать
нельзя!
Остановился отряд на ночь в ауле того самого бая, что поменял свое
поле на клочок земли бедняка. А у бая была дочь, красавица из красавиц.
-
Давайте женим нашего начальника на дочери бая! - порешили воины и послали к баю
сватов.
Бай согласился, и джигит сделался женихом его дочери.
Созвали
народ повеселиться на пиру, будущего зятя посмотреть. А джигит рта не раскрывает
да как-то странно по сторонам озирается.
Так он сидит день, другой, будто
воды в рот набрал. Кто из байской родни ни подойдет к нему, ни заговорит, а он и
слова в ответ не молвит.
- Что это он все молчит? - дивится родня.- Может, он
и разговаривать не умеет?
На третий день уже и сам бай рассердился. Видят
Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить:
- Вернись к
джигиту!
Послушался Ум, вернул бедняку рассудок. Как раз в это время пришел
бай и захотел поговорить.
- Скажи, джигит,- попросил он,- отчего ты все
молчишь?
И тут, на удивление всем, джигит заговорил:
- Когда я был еще
ребенком, напали на наш аул враги. Все жители поднялись в защиту - и мужчины, и
женщины. Но отважнее всех сражался юный джигит - он один почти всех врагов
одолел. А когда кончилась битва, оказалось, что тем юным джигитом была девушка,
переодетая в мужское платье. Вот я и молчал, два дня, все думал: можно ли
считать эту девушку храбрецом наравне с мужчинами?
Обрадовался бай, услыхав,
что его будущий зять так складно и мудро рассуждает.
Сыграли они на радостях
веселую свадьбу. Забрал джигит молодую жену и уехал в свой аул.
А вскоре
опять встретились Счастье, Ум и Богатство. И решили они, что самое главное для
человека-ум! Если нет у человека ума, ни
богатство, ни счастье ему не помогут.
Ложь этой сказки такова:
Но Ум, чтобы
доказать свое могущество, взял и покинул бедняка…
Если бы джигит использовал свой ум раньше, разве
оставался бы он бедняком, разве бы работал он тяжело, сеял и жал…без конца и
края?
Намек этой сказки №1
таков:
Обрадовался джигит, что променял свой
клочок на хорошее поле. Собрал бай все золото и увез на арбах, а бедняк стал
пахать новое поле.
Не променял ли ты свой успех и благосостояние, на подневольную работу? Не
начинаешь ли ты каждый год сеять и жать на «чужом поле»?
Намек этой
сказки №2 таков:
Если нет у человека ума, ни богатство, ни счастье ему не помогут!
Жаль,
конечно!
О Богатстве здесь можно
прочитать
Снежана fursova@cons-help.com
Архив
рассылок
Архив консультаций