Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Быть человеком

  Все выпуски  

Быть человеком



Рассылка БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ (culture.people.tobepeople)
Выпуск № 92
Основная цель рассылки - поиск наиболее эффективного пути развития

   Здравствуйте, дорогие читатели!
Несколько лет назад в Интернете была статья на тему образования. Нашел ее просматривая архивы. Актуальность ее до сих пор высока. Для многих даже такой подход преждевременный. Но чтобы увидеть проблемы, необходимо на явления смотреть с разных сторон. В том числе критических.

Исправиться никогда не поздно.

Поговорка


НЕ ТО образование

Все мы родом из детства. Поэтому когда, я читаю или слышу о высоком уровне нашего (в СССР ли, России ли) образования, то всегда предлагаю посмотреть на улицу - на наши 2 беды: на дороги и на дураков. Все ОЧЕВИДНО. Я уже не говорю об отношении к старикам и детям. Все это родом из нашего образования.

В этом отношении я не разделю семью и школу. В конце концов родителей тоже учили в школе. Так вот, судя по РЕЗУЛЬТАТАМ, образование у нас НЕ ТО. Взглянем на это НЕ ТО подробнее.

1. НЕ ЗАЧЕМ

Спросите любого в семье ли, в детском саду ли, в школе ли, в институте ли; ребенка ли, воспитанника ли, ученика ли, студента ли; родителя ли, воспитателя ли, учителя ли, преподавателя ли - ЗАЧЕМ учиться.

На 99,9 % ответ будет один - НАДО. Кому надо? Зачем надо? Ответы на эти вопросы покрыты тайной. Можно перефразировать классика: "Мы все учились по-немногу, ЗАЧЕМ-нибудь и как-нибудь ...".

Классикой бытия является ПОДГОТОВКА: родителя готовят ребенка к поступлению в садик, воспитатели к поступлению в школу, учителя к поступлению в институт, преподавателю к поступлению на работу ...

Есть правда еще подготовка к загробной жизни ("...жизнь нам дается, чтобы усвоить урок"), но, слава Богу, время господства церкви прошло, и как бы не старались господа президенты Всея Руси, возврата к мракобесию в большинстве своем народ не планирует. Не зря же, чиновников в церкви в народе прозвали "подсвечниками".

Почему ТАКАЯ подготовка (к РАБоте) сегодня смысла не имеет? Да меняется все очень быстро. Еще вчера ЛЮБОЙ бухгалтер был на вес золота, а сегодня таких бухгалтеров хоть пруд пруди, а всем нужны ХОРОШИЕ бухгалтеры. То же самое можно сказать про экономистов, программистов, менеджеров и других специалистов, которых якобы готовят "семья и школа".

Говорят, что в таком случае, необходима фундаментальная подготовка, ее еще некоторые называют надпрофессиональной. Но ведь ОЧЕВИДНО, что фундамент закладывается под строительство определенного дома. Поэтому не имея представления о доме, БЕССМЫСЛЕННО говорить о фундаменте.

Есть еще такие, которые считают, что все что в школе (институте) проходят - все это фигня, по сравнению с такими науками как "жить в коллективе", "работать с литературой", "развивать мышление" и т.п., что ПРЯМО не указывается в программах обучения.

Но, во-первых, результат освоения этих наук те же 2 беды: дороги и дураки, а во-вторых, это МОШЕНИЧЕСТВО - брать деньги за одно, а обучать другому. А вспоминая свое обучение, могу сказать никто и никогда не проверял как мы осваиваем эти науки, драли нас за "предметы". А посему, не надо искать того, чего на самом деле нет.

Итак, в современной системе образования учиться НЕ ЗАЧЕМ.

2. НЕ ТОМУ

Чему же учат в "семье и школе"? Чтению, письму, счету, физике, химии, истории, литературе, сопромату, праву и т.д. и т.п.

Парадокс состоит в том, что все, что включено в программы так называемых образовательных стандартов - это НЕ ТО.

А как можно признать это ТЕМ, если нет ответа ЗАЧЕМ. Как различать что нужно, а что не нужно, если не знаешь ЗАЧЕМ это нужно.

Когда моя дочь училась в школе, то в ее классе стали проводить дополнительные занятия (кстати, платные). Когда я увидел список этих дополнительных занятий, то долго ломал голову над принципом его составления.

Я, дурак, искал смысл. Оказалось все просто, в этот список включили те предметы, которые вели учителя, желающие подзаработать. Все! И весь смысл этих дополнительных занятий.

Мне могут возразить, что сейчас ведется переход на профильное обучение в старших классах. Т.е., в лучшем случае, по результатам работы со школьным психологом, ученики делятся на "физиков" и "лириков". А потом их обучают по профильным программам. Но ведь ОЧЕВИДНО, что это БРЕД. Как можно выделять, что НУЖНО без ответа на вопрос ЗАЧЕМ нужно?

Итак, в современной системе образования учатся НЕ ТОМУ.

3. НЕ ТЕ

Кто же учит в "семье и школе"?

Начнем с семьи. В настоящее время 80% россиян живут за чертой бедности. Что это значит? Это значит, что почти все свое время эти люди тратят на то, чтобы заРАБотать себе на пропитание. Чему могут эти люди научить своих детей? Только тому, что умееют сами - заРАБатывать на пропитание, т.е. КАК СТАТЬ НИЩИМ.

Известно, что учителя относятся к самой низкооплачиваемой категории РАБотников. Что это значит? Это значит, что они НИЧЕГО не умеют делать для людей. В противном случае, они бы могли заРАБотать деньги. Ставка молодого учителя в школе составляет 800 руб. в месяц (!). Чему может научить такой учитель других? Только тому, что умеет сам: ничего не делать для людей.

По большому счету, в институте ничего не меняется. Именно поэтому молодому специалисту говорят: "Забудь все, чему тебя учили в институте ..."

Но ГЛАВНОЕ состоит в том, что без ответ на вопрос ЗАЧЕМ, нет ответа на вопрос КТО должен обучать. Все кто возьмется, все равно будут НЕ ТЕ.

Итак, в современной системе образования учат НЕ ТЕ.

4. НЕ ТАК

Как учат в "семье и школе"?

В свое время я изучал логику, раздел "Логические ошибки" Как вы думаете, какая первая логическая ошибка? Я был просто поражен - это ссылка на авторитет. Но ведь вся школьная и институтская программа построена на ссылках на авторитеты: Архимед сказал, Эвклид доказал, Чехов написал и т.п.

Т.е. по определению, все обучение сплошная логическая ошибка.

"Этого не может быть" - скажете вы. И я так себе сказал. А когда подумал, то оказалось, что очень даже может быть. ОЧЕВИДНО, что человек использует только СВОИ знания. А все обучение в школе построено на ЧУЖИХ знаниях.

Ученикам и студентам знания ДАЮТ. Можно ли пользоваться ЧУЖИМ опытом? По определению НЕЛЬЗЯ. Чужой опыт можно знать, а в жизни необходимо уметь. А знать и уметь - это две большие разницы. Уметь - это значит приобрести СВОЙ опыт, даже если на основании знания ЧУЖОГО опыта. Заметьте, ЧУЖОЙ опыт есть ОСНОВАНИЕ СВОЕГО. И не больше того.

Многому ли вы обучились в школе и институте? Узнали многое, а вот обучились многому ли... Читать, писать, считать ... Вот пожалуй и все, да может еще через козла прыгать ...

Теперь о семье. Если вас в школе не обучили передавать умения, чему вы можете обучить своих детей? Не отсюда ли у родителей такая любовь читать нотации? Дай Бог, если вы сумеете обучить своего ребенка личным примером. А если вы живете за чертой бедности? Кому он нужен такой пример?

Итак, в современной системе образования учат НЕ ТАК.

5. НЕ ТЕХ

Кого учат в школе? Детей. Ну здесь-то что может быть НЕ ТО? А все НЕ ТО!

По заявлениям самих учителей, школа влияет на детей только на 30% (в лучшем случае), а остальное - это влияние семьи и "улицы".

Правда, я всегда удивлялся, каким образом Вовочка во дворе оказывается лучшим педагогом, чем вся система народного образования? То же самое можно сказать о семье. Я на собственном опыте убедился, что в педагогике не все так просто, наука там и не валялась, почти все искусство. А где нас родителей учат этому искусству?

Может быть в школе или в институте? Нет. Все, что используется для воспитания своих детей мы берем у своих родителей, в точности копируя все, что вытворяли наши родители с нами.

Так кого, нужно обучать в школе? Правильно, во-первых, родителей, а во-вторых, "улицу". Сколько раз я слышал в школе своих детей: "Не перекладывайте ответственность за обучение своих детей на школу!", но ни разу меня не пригласили на занятия для родителей. А ЗАЧЕМ? Ведь на родителей денег из бюджета не выделяют. А денег в образовании всегда не хватает ... А родителей надо обучать, в противном случае прекратить жаловаться на влияние семьи.

Что касается обучения "улицы", то при всей кажущейся сложности этой проблемы, решение ее очень простое. Чему учат "улица"? Жить. Так вот и в школе необходимо учить "жить", тогда не чему будет учиться на "улице".

Итак, в современной школе учат НЕ ТЕХ.

6. НЕ ТАМ

Где учат в школе? Как правило, обучение происходит в классе (аудитории). Вы когда-нибудь после школы (института) встречались в своей в жизни с такими классами (аудиториями)? Конечно, если это не родительское собрание или не "заслуженный отдых" на курсах повышения квалификации.

РАБотники работают на заводах, фабриках, в офисах и банках, предприниматели - на рынке, политики - в обществе, военные - в казарме. В классах работают только преподаватели ...

Теперь понятно, почему обучение проводится в классах? А так привычней, меня (учителя) обучали в классе, и я вас (учеников) буду обучать в классе.

А то, что в жизни все будет по-другому, преподавателей не касается ... Им за ЭТО деньги не платят.

Именно, поэтому все в школе институте устроено для удобства преподавателей. Все ученики приходят в школу в класс, поэтому учителю никуда ходить не надо.

Все ученики приходят во время, назначенное учителем, поэтому учителю не приходится жертвовать свое личное время. В школе есть учительская, где преподаватели могут отдохнуть от обучения, а вот ученических для отдыха от учебы в школах нет. Учитель на все вопросы уже знает ответы, а ученики часто не знают даже вопросов, на которые они должны знать ответы, я уже не говорю о программах обучения, а Главное - о цели обучения. Правда о цели обучения не знают и преподаватели.

Итак, в современной школе учат НЕ ТАМ.

7. НЕ ТОГДА

Когда учат школе? Как правило, учителя в школе учат тогда, когда их НИКТО об этом не просит.

Во-первых, не просят ученики. Так они еще не знают ЗАЧЕМ им учиться, то уж тем более они не знают ЧЕМУ учиться и у КОГО. В этом и состоит СУТЬ всеобщего образования - учить ТОМУ, чему не просят, ТОГДА, когда не просят и у ТЕХ, кого не просят.

Во-вторых, не просят родители. ВЫ когда-нибудь видели, чтобы родители просили ОБУЧИТЬ своих детей в школе? Обратите внимание, что пишут родители в заявлениях: "Прошу принять в такой-то класс ...". Казалось бы какая разница: прошу принять и прошу обучить?

Ан нет, в последнем случае надо бы написать тогда ЧЕМУ обучить, поэтому и пишут принять, что не знают ЧЕМУ обучать. А при заключении договора на платное обучение вместо ЧЕМУ обучить пишут "создать условия для обучения". Прекрасная иллюстрация слабоумия: Главное не чему обучить, а "создать условия".

В-третьих, не просит государство. Нет на словах-то, школа выполняет очень нужное дело. А вот на деле все по-другому? ОЧЕВИДНО, что на нужное дело выделяют необходимые средства. А у кого самые лучшие здания в любом селе или городе России? Правильно, сельская ли, городская ли администрация. Там РАБотают нужные люди. А кому заРАБотную плату (если это можно назвать платой) платят в последнюю очередь? Правильно, воспитателям в детских садах и учителям в школах. Так нужны они государству?

Лирическое отступление. Я совершенно точно знаю, когда в России наступит коренной перелом в экономике. Нет, дату я не знаю. Я знаю ГЛАВНЫЙ признак.

Перелом наступит тогда, когда в России начнут уважать налогоплательщика, когда самые лучшие задания будут не у администрации, а у налоговой инспекции: красивый фасад, евроремонт, мягкая мебель, чай-кофе каждому посетителю налоговой инспекции.

А пока гоняют Гуся, Березу и Хрюшу, пока во всей России в налоговых инспекциях людей унижают, я никогда не поверю в заботу правительства о развитии предпринимательства.

Итак, ОЧЕВИДНО, что никто не просит учителей обучать. Скажите, если вас насильно кормить по 8-10 часов в день каждую неделю по 5-6 дней в течение 9-17 лет тем, чего вы не хотите, долго ли вы протянете?

Не зря китайцы говорят: "Не делай людям добра", а уж тем более, если тебя об этом не просят.

Итак, в современной школе учат НЕ ТОГДА.

Что же получается? В современной школе (институте) учат НЕ ЗАЧЕМ, НЕ ТОМУ, НЕ ТЕ, НЕ ТАК, НЕ ТЕХ, НЕ ТАМ, НЕ ТОГДА.

Одним словом, НЕ ТО у нас образование.

Однако. Есть желающие поспорить? Интересно что скажут учителя, если этот текст забросить на учительские и школьные форумы. Или у учителей денег нет на интернет? Жаль. :(

Но, наверно, деньги на интернет есть у школьников? :)

Валерий


Евгений Репин
bepeopl@rambler.ru
Сайт рассылки http://www.elabuga.net.ru
Архив рассылки на сайте
(http://www.elabuga.net.ru/way/rassylky.htm)

Подпишитесь на рассылку "Школа логического лечения" (http://subscribe.ru/catalog/science.health.logichealth)

В избранное