Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Зверюга с когтем золотым

Зверюга с когтем золотым
В Сургуте открылась художественная выставка в рамках проекта <Рельефы цвета>

Зверюга с когтем золотым

В четверг в четыре - такой был простой пароль для тех, кто условился
встретиться 7 ноября в Сургутской галерее художественного искусства <Стерх>.

Название смутно знакомое? Да, что-то такое звучало, краем уха кто же не
слыхал! У нас нынче информационный бум - попробуй выбери важное, ценное, без
чего
душе не обойтись. Теперь вот думаю, какое счастье, что в тот волшебный
четверг я отклонила приглашение в <Сандуны> в пользу <Стерха>. Знаете, мы с
подружками
обычно: и так далее.

А на открытии выставки именно в тот день и час можно было лицезреть
замечательного гражданина нашего города - председателя общества слепых
<Тифлопуть> Сергея
Филатова. Как оказалось, именно он и выдвинул некогда эту удивительную
идею - выставки рельефных арт-объектов.

Известно: чем слабее зрение, тем острее и ярче слух и туше, то есть
осязание. Особо талантливые начинают <видеть> пальцами лучше, чем кто-нибудь
глазами.
Гений же руководителя <Тифлопути> Сергея Филатова в том, что он умеет видеть
сердцем.

Не скрою: факт приветствия от лица градоначальства придал вернисажу блеск
торжественности. Но всю полноту сердечного восторга мы, зрители, испытали,
конечно
же, уже когда началось наше броуновское движение вдоль развески. С кем я
хотела повидаться - и парой слов не перебросилась!

Зато немедленно свела знакомство с автором - москвичом из Ростова Михаилом
Селищевым. У него лицо мессианское, глаза голубые, рука твердая, теплая.
Сказал,
что <Илиада> и <Одиссея> стали отправной точкой для создания цикла работ
<Троянский след>. Его материалы - дерево, медь, эмаль. Я вопрошаю
простодушно:
<А как получается цвет вот этот и вон тот?>. Он честно старается
просветить меня, недотепу.

<М-м-м!>. Ясно! А что сказать, если один из главных инструментов Михаила -
огонь! Он с ним на <ты>! Он учится у Гималаев! Посоветовал не ездить в
Гималаи
весной, в сезон дождей. Дескать, сыро. А летом - жара, мошкара. Лучше,
говорит, осенью, пленэр отличный. Я это учту, а пока что решила вчитаться в
Гомера.
Наверное, даже, наизусть, подучу, пусть не думают, что сургутяне только и
пробавляются Улицкой с Быковым и этим, недавно приезжал, как его?
Занавескин?
А, нет, не к ночи будь помянута, Водолазкин из проекта <Волшебная гора>! У
нас разные экзоты в городе бывают.

Вот и здесь, в <Стерхе>, никто глазом не моргнул, когда микрофон взяла
Жар-птица в сарафане, этнохудожник Зоя Лебедева из Бураново. Вся такая
вдохновенная,
бурная, кипящая! И как только может утихать, не знаю я, для своего дела? А
оно у нее медленное, кропотливое, нежное. Это травяное качество,
флор-текстиль.
Чудесные зеленые завесы - дивная ароматерапия чабреца, полыни, подорожника:
Наверное, даже из сныти, ведь в Удмуртии без нее окрошка - не окрошка, а
хоть
брось. Таким образом, вернисаж смог задействовать все наши пять чувств, в
том числе и вкуса.

Изумительно совершенны тактильные детские книги, которые можно читать
руками. Признаться, я забывала зажмуриться, а всем своим существом вникала в
их специальный
смысл.

По правилам, каждое произведение сопровождает табличка. На ней указаны имя
автора, регион, материал. Так и на <рельефах>, но не было информации о
формате.

Работы уфимца Рината Миннибаева я решила измерять размахом рук. Ведь эта
линейка всегда при мне! Где-то не хватало ладони, где-то я ее мысленно
добавляла.
И кажется мне, что художник, верно выбрал размер. Думаю, он не расстается с
микроскопом и телескопом! Только так возможно точно ощутить плазму и токи
микро-макродвижений
Вселенной. И показать нам недоступную глазу суть природы.

А мы аплодируем его геоглифам <Бразилия>, <Сургут>, <Астрахань>.

Нельзя не сказать о его серии работ <Евразийский инстинкт>. В огромадном
квадрате цвета камня, глины, песка - рельефные отпечатки скелетов неких
древних
земноводных ящеров: Лапы у них, заметьте, пятипалые! У одной зверюги
безымянный палец с когтем золотым, во лбах по бусине (типа третий глаз), в
носах кольца.
Понятно кто водил их на веревочке, атланты! Представляю, как хохотал Ринат,
ввинчивая эти кольца, скрепляя гайкой позвонки. Эти шутливые детали
подтверждают
его само ироничность. Слава богу, он не спесивый зазнайка, а мы знаем
таковских, кто делит человечество на две части - завистников и обслугу.

Алексей Чернышев привез свою <Зиму>. Размер два на полтора размаха моих рук.
В чем соль? Вы не поверите! На этом полотне нет ни заснеженного леса, ни
ребятни
с салазками на горке, ни стремительного по пороше заячьего следа. Как сказал
поэт Окуджава - белую краску возьми! И художник взял и: изобразил белье на
веревке, застывшее на морозе. Я записала в свой блокнот: белье мужское в
количестве двух маек, одной пары подштанников. Величина натуральная. Эффект
потрясающий.
В названии - холод, а в теме - вечные ценности, совет да любовь. Спасибо
тебе, добрый художник Алеша.

Пройдешь ли равнодушно мимо произведений Мансура Закирова? О чем вы
говорите: это же магнитный стиль, а в нем - жизнь и судьба. Теряя зрение,
Мансур оставил
привычные кисти, перейдя на резьбу по дереву. Вырезая лица людей во всей
гамме чувств и эмоций, стал их раскрашивать, <мазать> прямо пальцами.

Его карминовые рыбки, сиреневые жуки, пестрые птицы и цветы над и под
глазами и улыбками людей сообщают мысль о мире и равноправии всех божьих
тварей на
земле. Чудо жизнелюбия - расписные произведения мастера Мансура похожи на
решетку или на забор, но это сравнение хромает. Я лучше так скажу: они
настолько
несравненны, что приняты в фонды Третьяковки. Мансур Закиров - первый
пермский художник, удостоенный при жизни этой высокой части.

Надеюсь, руководство знаменитой галереи обратит внимание на ижевского
художника Сергея Орлова, на его библейские мотивы. Сакральной гармонической
мощью,
силой вышнего света веет от его черно-серых холстов. Фигура архангела
Михаила, склоненная над земной юдолью, дана силуэтно, и в этом решении -
благородство
и духовная возвышенность самого автора.

И только как схлынула первая сотня зрителей, объявились в галерее братья
наши меньшие: два волка, муравьед, конек-горбунок, деревянные человечки -
идолы.
А это работы молодых художников Ханты-Мансийского колледжа искусств под
руководством мастеров Владимира Бугаева, Назара Чиркова. Есть резные
арт-объекты
из сосны, а есть из кедра. Они такие красивые! Методом телепатии я узнала,
что они подыскивают себе хороших хозяев. Да не вопрос - это мы!

<Рельефы цвета> - Ежегодный Межрегиональный социально-творческий проект с
2008 года. Основная идея - проведение серии выставки и проектов,
представляющий
широкий спектр направлений и жанров преимущественно для широкой аудитории и
людей с ограничениями жизнедеятельности. Проект признан модульным на уровне
УрФО, грант губернатора ХМАО-Югры, поддержан Министерством культуры
Российской Федерации.

Татьяна Грин-Кондрашина, фото Сергея Зятькова

13 ноября в 14:04 [Сургут],
http://www.siapress.ru/blogs/27597

Выпуск листа на новом месте: 7949
количество подписчиков: 331
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Wed, 20 Nov 2013 20:28:09 +0400 (#2875129)