[TIFLO] Подготовка к паралимпиаде

Сергей Агапцов: Если не принять немедленные меры, наши паралимпийцы не
смогут выступить в Сочи так же успешно, как в Ванкувере
18.02.2011
Сергей Агапцов, аудитор Счетной палаты РФ
Сергей Агапцов, аудитор Счетной палаты РФ
Ситуация, сложившаяся в системе государственной поддержки адаптивной
физической культуры и спорта, вызывает серьезную озабоченность Счетной
палаты и Совета
Федерации РФ. Последствия происходящего, по оценкам аудиторов и сенаторов,
станут ощутимы в самом ближайшем будущем и могут негативно сказаться на
выступлениях
сборных команд по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта на крупных
международных спортивных соревнованиях, в том числе и на Паралимпийских
зимних
играх 2014 года в Сочи. Об этом в интервью корреспонденту <
ФедералПресс
Сергей Анатольевич, чем обоснована Ваша тревога?
Грустными выводами, которые мы сделали в результате экспертно-аналитического
мероприятия <Эффективность использования бюджетных средств и федеральной
собственности
на развитие адаптивного спорта и адаптивной физической культуры в Российской
Федерации>.
Непосредственно в ходе проведения мероприятия анализировалась материалы и
информация, полученная от Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского
комитета
России и Минспорттуризма России, использовались и данные, и информация
предыдущих мероприятий Счетной палаты. Как известно, еще13 декабря 2006 года
61-й
сессией Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах
инвалидов, за ней последовали соответствующие нормативные распорядительные
акты президента
РФ и правительства. И также анализировалась ситуация, сложившаяся в области
государственной поддержки адаптивной физической культуры и адаптивного
спорта.
А наше экспертно-аналитическое мероприятие совпало по срокам с проверкой
расходования средств на Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2010 года в
Ванкувере,
проведенной по поручению президента Дмитрия Анатольевича Медведева.
И что, несмотря на блестящие результаты (12 золотых, 16 серебряных, 10
бронзовых) выступления нашей паралимпийской сборной на зимних играх 2010
года, доставившие
много радости российскому народу, Вы констатируете, что фактическое
положение дел в спорте инвалидов далеко не так радужно?
Ситуация, сложившаяся в системе государственной поддержки адаптивной
физической культуры и адаптивного спорта в РФ, вызывает серьезную
озабоченность. А
в ближайшем будущем может негативно сказаться на выступлениях сборных команд
по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта на крупных международных
спортивных
соревнованиях, в том числе и на Паралимпийских зимних играх 2014 года в
городе Сочи. Согласно статистическим данным на 1 января 2009 года, общее
число
инвалидов в Российской Федерации достигало 12,7 млн. человек, из них более
полумиллиона детей. Среди взрослых физической культурой и спортом занималось
всего 192 тысячи человек, то есть полтора процента, а среди детей - 32
тысячи человек, то есть менее 6 процентов.
Таким образом, из общего числа инвалидов физической культурой и спортом
занимаются менее двух процентов. В аналитической записке Счетной палаты
содержится
ряд ключевых моментов, которые, на наш взгляд, существенно сдерживают
развитие адаптивной физической культуры и спорта в, и требуют принятия
целого ряда
организационных и финансовых мер.
На выездном заседании Комиссии Совета Федерации РФ по взаимодействию со
Счетной палатой на главной учебно-спортивной базе паралимпийского комитета
России,
под подмосковным городом Подольском, куда были приглашены ведущие
спортсмены, руководители и тренеры адаптивного спорта, представители
министерства спорта,
туризма и молодежной политики РФ, а также президент паралимпийского
комитета, Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Петрович Лукин, Вы в
своем
докладе сделали целый ряд серьезных и конструктивных предложений:
Первое. На сегодняшний день развитие адаптивной физической культуры и
адаптивного спорта в Российской Федерации сдерживается несовершенством
нормативной
правовой базы на всех уровнях, не позволяющей обеспечить необходимые условия
(материально-технические, экономические, финансовые,
организационно-управленческие)
для стабильного и уверенного развития системы паралимпийского и
сурдлимпийского движения в Российской Федерации. В Федеральном законе от 4
декабря 2007
г. N 329-ФЗ <О физической культуре и спорте в Российской Федерации> не
усматривается четкого механизма их реализации, обеспечивающего правовую,
экономическую
и социальную основу государственной поддержки адаптивной физической культуры
и адаптивного спорта в Российской Федерации. В нормативных актах Российской
Федерации есть отдельные нормы по поддержке спортсменов-инвалидов,
детско-юношеского спорта инвалидов, но в целом они недостаточны, зачастую не
реализуются
субъектами физической культуры и спорта, носят разрозненный характер,
нивелирующий в целом систему государственной поддержки спортсменов-инвалидов
и защиты
их социального статуса.
Второе. Доля детско-юношеских спортивных учреждений, работающих с инвалидами
и являющихся основой спортивного резерва, составляет всего 0,6 процентов. На
160 спортивных школ в среднем приходится 1 спортивная школа для
детей-инвалидов. Более чем в 50 процентов субъектов Российской Федерации
вообще отсутствуют
детско-юношеские школы для инвалидов. В спортивных школах занимаются более 3
миллионов человек, детей-инвалидов среди них менее 11 тыс. человек (0,3
процента).
Зимними видами спорта занимаются только 480 человек. Типичная проблема для
действующих школ - нехватка профессиональных кадров, что обусловлено низким
уровнем заработной платы тренеров-преподавателей. Деятельность субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленная на
развитие
паралимпийского и сурдлимпийского движения, создание детско-юношеских
спортивно-адаптивных школ, адаптивных детско-юношеских клубов физической
подготовки,
материальное стимулирование спортсменов-инвалидов, на должном уровне
практически не ведется.
Третье. Финансирование системы адаптивной физической культуры и адаптивного
спорта производится за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов
субъектов Российской Федерации. Объемы финансирования формируются по
остаточному принципу и явно недостаточны для решения стратегических задач в
области
поддержки и развития спорта инвалидов, в том числе системы детско-юношеского
спорта детей-инвалидов, за счет которой формируется спортивный резерв.
Федеральными
органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта в
2007-2009 годах при финансировании подготовки сборных команд, в том числе в
рамках
Единого календарного плана спортивных мероприятий, не соблюдается
сбалансированный подход в поддержке видов спорта, входящих в программу как
летних, так
и зимних Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Финансирование за счет средств
федерального бюджета видов спорта, включенных в программу Паралимпийских и
Сурдлимпийских игр, составляет от 0,15 до 7,4 процентов от общего объема
производимых затрат по разным направлениям финансирования. Следует отметить,
что
в 2007-2009 годах ежегодные расходы на подготовку сборных команд России по
видам спорта, входящим в программу Паралимпийских зимних игр, не превышали 2
процентов от общего объема финансирования Единого календарного плана
спортивных мероприятий, и 30 процентов от объема финансирования мероприятий
для лиц
с ограниченными возможностями. Очевидно, что при сохранении Минспорттуризмом
России незначительных объемов финансирования подготовки сборных команд по
паралимпийским зимним видам спорта, сборной команде Российской Федерации на
Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи будет трудно отстаивать
лидирующие
позиции, особенно в тех видах спорта, в которых никогда не достигалось
высоких результатов (горные лыжи, следж-хоккей, керлинг).
Четвертое. В проверяемый период федеральные целевые программы или
подпрограммы, направленные конкретно на развитие системы адаптивной
физической культуры
и адаптивного спорта, не принимались. Материально-техническая база для
развития спорта инвалидов как федерального, так и регионального значения
характеризуется
недостаточностью и низким уровнем спортивно-технического и
медико-восстановительного оснащения. В рамках федеральной целевой программы
<Развитие физической
культуры и спорта на 2006-2015 годы> отдельный раздел по поддержке и
развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта не
предусматривался.
На наш взгляд, в рамках федеральной целевой программы <Развитие физической
культуры и спорта на 2006-2015 годы>, необходимо принять подпрограмму
(раздел)
<Поддержка и развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта>,
в ходе реализации которой стало бы возможным в краткосрочной и среднесрочной
перспективах строительство (реконструкция) 5-6 федеральных
специализированных мультикомплексных тренировочных центров паралимпийской и
сурдлимпийской подготовки.
А в качестве <пилотного проекта> возможно создание подобного
мультикомплексного центра, включающего в себя полный цикл
учебно-тренировочных и реабилитационных
процессов, на базе Учебно-спортивного центра олимпийской подготовки
<Подольск>. В настоящее время центр находится в неудовлетворительном
состоянии. Он
- на балансе ФНРП:Необходимо передать его в ведение Минспорттуризма России с
последующим включением в перечень объектов капитальных вложений федеральной
целевой программы <Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы>
с целью модернизации имеющейся инфраструктуры и материально-технического
обеспечения.
Пятое. В системе государственного управления физической культурой и спортом
отсутствует учреждение, к чьим функциям непосредственно относилась бы
реализация
мер, направленных на поддержку адаптивной физической культуры и адаптивного
спорта, предусмотренных федеральным законодательством. Центр подготовки
спортивных
сборных команд России по паралимпийским видам спорта в системе
Минспорттуризма России не создан. Президентом РФ 21 октября 2008 г. было
дано соответствующее
поручение Правительству, которое, в свою очередь, дало соответствующее
поручение от 30 октября 2008 г. Минспорттуризму России, Минэкономразвития
России
и Минфину России. По имеющейся информации, акты и документы по созданию
Центра до сих пор не согласованы Минфином России и Минэкономразвития
России...
Шестое. Незначительными для паралимпийцев и сурдлимпийцев являются источники
дополнительного материального стимулирования. В Российской Федерации
отсутствует
Фонд поддержки паралимпийцев и сурдлимпийцев России, который, на наш взгляд,
должен был бы быть создан уже давно, с учетом имеющихся достижений
спортсменов-инвалидов,
по аналогии с эффективно действующим Фондом поддержки олимпийцев России,
который оказывает значительную материальную поддержку
спортсменам-олимпийцам.
Все это хорошо прозвучало под Подольском, на учебно-спортивной базе,
пришедшей почти в полную непригодность, где отключают за многомиллионные
долги отопление
и электричество. Но что же дальше?
Нами выработан ряд предложений правительству РФ, субъектам Российской
Федерации, которые, по нашему мнению, необходимо реализовывать немедленно, в
самой
краткосрочной перспективе. Я лично встречался с министром спорта, туризма и
молодежной политики, нашим бывшим коллегой-сенатором Виталием Леонтьевичем
Мутко, человеком неравнодушным. Он с болью выслушал меня и готов решать
поставленные проблемы в самые сжатые сроки, причем он намерен это делать
комплексно,
с привлечением больших средств - государственных и спонсорских.
Но, кроме того, считаем необходимым: оперативно обеспечить создание единой
нормативной правовой базы, в том числе ведомственной, обеспечивающей в целом
систему государственной поддержки паралимпийского и сурдлимпийского
движения, спортсменов-инвалидов и защиту их социального статуса, путем
разработки и
принятия отдельного федерального закона <О физической культуре и спорте
инвалидов>.
Следует разработать и региональные программы по физическому воспитанию и
оздоровлению лиц с ограниченными возможностями (включая детей-инвалидов),
предусматривающие
материально-техническое оснащение спортивных учреждений, создание в
субъектах Российской Федерации региональных центров спортивной подготовки,
реализацию
мер по сооружению детско-юношеских спортивных адаптивных школ, организации
отделений и групп для детей с ограниченными физическими возможностями как по
летним, так и зимним видам спорта. Принять меры по обеспечению доступности
спортивных объектов для лиц с ограниченными возможностями. Увеличить
финансирование
за счет средств федерального бюджета видов спорта, включенных в программу
зимних и летних Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, до 10-15 процентов от
общего
объема производимых затрат по разным направлениям финансирования.
И возобновить работу по созданию в системе Минспорттуризма России
специального учреждения, отвечающего за подготовку сборных команд России по
паралимпийским
и сурдлимпийским видам спорта.
Записал Михаил Волков
http://invak.info/content/view/12505/1/
Выпуск листа на новом месте: 6032
количество подписчиков: 262
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru