Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Движение к успеху

  Все выпуски  

Статья Александра Иванова <<ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА СРЕДСТВАМИ НЛП>>


Информационный Канал Subscribe.Ru


ДВИЖЕНИЕ К УСПЕХУ

выпуск № 5 от 05.08.02

Наш сайт

Архив рассылки

Для общения со мной, а также с другими подписчиками рассылки предлагаю использовать ФОРУМ

Предлагаем авторам рассылок и владельцам сайтов сотрудничество в виде обмена ссылками. Мы можем разместить форму подписки с комментариями, например, вот так:

Рассылки Subscribe.Ru
Психология влияния: версия контрразведчика

Александр Азарян - бывший контрразведчик, ныне практикующий психотерапевт с десятилетним стажем. Его рассылка рассчитана на широкий круг читателей, но с особым вниманием автор обращается к той части аудитории, которая отдает отчет собственным поступкам и психологию влияния воспринимает не иначе, как
инструментарий, пользуясь которым, можно быстро и безболезненно для окружающих исполнять собственные желания, достигая поставленных целей.

Мы также можем разместить текстовую ссылку, например вот так: Мой любимый хостинг провайдер

или кнопку-баннерик, или... или... или... предлагайте свои варианты.: Мы готовы к любому сотрудничеству.

Разместите на своём сайте форму подписки на нашу рассылку!

Полезные книги
НЛП. Современные психотехнологии. Хэрри Алдер. Подробнее >>>

Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП
Sleight Of Mouth. The Magic Of Conversational Belief Change. Роберт Дилтс.
Подробнее >>>

Техники консультирования и психотерапии. Тексты. Psychotherapy and Counseling Studies in Technique Подробнее >>>

Здравствуйте, уважаемые подписчики.

Приветствую всех вновь присоединившихся к нашей компании подписчиков, надеюсь, наше общение будет интересным и полезным, и каждый из нас сделает ещё один шаг навстречу своему успеху.

Сегодня перед Вами вновь Александр Иванов. В прошлом выпуске он выступил перед Вами как профессиональный рекрутёр, дающий советы по успешному трудоустройству. Сегодня я расскажу Вам о нём чуть больше. Александр чрезвычайно успешно использует в своей профессиональной деятельности (и, насколько я знаю, в повседневной жизни) техники нейро-лингвистического программирования, являясь НЛП-Мастером. Предлагаемая Вашему вниманию статья написана прежде всего для работодателя, но ведь при построении карьеры никакая информация не бывает лишней. Поэтому, статья должна заинтересовать и тех, кто ищет работников, и тех, кто ищет работодателей.

Следуя советам и рекомендациям Александра Иванова, многие работодатели осознали, насколько простой и эффективной является процедура, называемая...

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА СРЕДСТВАМИ НЛП

Так называемые личностные качества специалиста или кандидата на вакансию оценить легче легкого. И профессиональные тоже, но сегодня мы поговорим только о личностных качествах. Потому что если я сразу скажу, что можно оценить профессионализм человека, не разбираясь в том, чем он занимается, вы мне не поверите. Хотя - можно.

Итак. Для начала стоит понять, как вообще выглядит процесс оценки. Допустим, я приехал в магазин и собираюсь купить хлеб. Мне нужно оценить его свежесть.

Для оценки свежести хлеба я использую два основных критерия (внешний вид и мягкость) и два дополнительных (температура и запах). Каждый из этих критериев можно представить в виде шкалы с делениями - от нуля до пяти, например. Удовлетворяющие меня результаты оценки лежат в некотором диапазоне: скажем, "внешний вид" - от 4 до 5; "мягкость" - от 3 до 5; "температура" - от 1 до 5; "запах" - от 2 до 5. Это означает, что хлеб, который я куплю, обязательно должен быть привлекательным на вид, мягким и хоть как-то пахнуть.

О процедуре оценки. Я подхожу, смотрю на буханку, тыкаю в нее пальцем, втягиваю носом воздух - и кладу хлеб в корзину либо ухожу без хлеба. Для проверки критериев, как видите, я использую некоторые из своих органов чувств (глаза, пальцы, нос, а по-умному - визуальный, кинестетический и олфакторный каналы восприятия). А в качестве эталонных образцов, с которыми производится сравнение, опыт всех предыдущих оценок хлеба, закодированный в моей нервной системе.

Хорошая новость заключается в том, что для оценки человека вам понадобится ровно то же самое: параметр, критерии, процедура и органы чувств. А опасность может подстерегать вас вот, с какой стороны: на пять параметров, которые вы захотите оценить, наберется двадцать пять критериев и пятнадцать процедур. Так что вы неизбежно встанете перед выбором: погрязнуть в тестах или, плюнув, положиться на интуицию. Результат, между нами, будет примерно одинаков.

Все это мы уже проходили, нет ли чего попроще? Есть.

Специалистами по нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которые любят, чтобы всё делалось легко и быстро, была разработана методика, которая превращает оценку в детскую игру. Научиться играть в нее можно за два-три дня, а удовольствие от выигрышей получаешь всю жизнь.

Помимо широких возможностей оценки методика (она называется LAB-profile, но это не важно) является мощным средством коммуникации. Другими словами, эта статья будет интересна не только тем, кто занимается кадрами, но также специалистам по продажам и управленцам.

А теперь подробней, но сначала пара метафор. Представьте себе мобильный телефон. Пользоваться им намного проще, чем объяснить, как он работает, да? А вот с иголкой наоборот - понять ее устройство может каждый, а чтобы шить, нужен навык. Итак:

Есть мнение, что мозг регистрирует и хранит всю информацию, когда-либо полученную человеком с помощью его органов чувств. Что будто существует некий "черный ящик". Это мнение пока никем не подтверждено. Но даже если оно и верно, доступ ко "всей" информации получить не так-то просто. Если вы сейчас закроете глаза, вспомните ли вы точный адрес веб-страницы, текст которой сейчас читаете? Некоторые вспомнят, а большинство - нет. Словно существуют некие фильтры, ответственные за то, какую часть информации, собранной органами чувств, пропустить в сознание. И это действительно так: сейчас вы с удивлением узнаете, что только 20% того, например, что видят ваши глаза, попадает непосредственно в зрительный отдел мозга. А 80% проходят сложный путь через таламус и прочие любопытные штуки, о которых здесь не место говорить. Эта информация обобщается, опускается, искажается. В результате ваша сотрудница приходит на работу в парике, а вы не можете ее узнать. Вам кажется, что вы ее в первый раз видите. Изменились только волосы - а вы не узнаете ни лица, ни фигуры, ни одежды. На одну-две секунды ваше сознание обмануто.

Упомянутые выше специалисты по НЛП (в просторечии нлперы) вообразили, что существует несколько основных фильтров, с помощью которых мозг отдельного человека организует работу с входящей и исходящей информацией. И попытались описать эти фильтры. Они назвали их "метапрограммами". О некоторых из них я расскажу. Сейчас будет по-настоящему интересно.

Фильтр - проактивность/рефлективность. Эту метапрограмму вполне иллюстрирует известный анекдот: "Зачем думать? Прыгать надо!". Люди проактивного типа предпочитают действия размышлениям. Едва задача поставлена, они срываются с места и начинают ее выполнять. "Огонь в глазах" - это про них. Их отличает неутомимость и неусидчивость. Скорость реакции на внешние стимулы у них очень высока. По правде говоря, с ними не так-то просто контактировать, зато работают они за четверых.
Люди рефлективного типа предпочитают сначала размышлять, потом действовать. Они словно бы экономят энергию.

Любую метапрограмму можно представить в виде некоего поля или шкалы. Крайние значения (проактивный "мотор" или рефлективный "тормоз") встречаются довольно редко. Но можно сказать, что граждан рефлективного типа раз в пять больше.

Принадлежность к тому или другому типу ничего не говорит об эффективности специалиста, о качестве его работы. Хороших результатов в равной степени может достигать и проактивный, и рефлективный. Другой вопрос, что на должностях, где конечный результат во многом зависит от количества приложенных усилий (например, в телефонных продажах) сотрудники проактивного типа предпочтительнее.

Следующий очень важный фильтр, даже целый блок фильтров - ценности. Оказывается, крайне важно знать, ради удовлетворения каких ценностных критериев работает человек. Например, это могут быть "интерес", "развитие", "что-то новое", "деньги", "общение", "лидер", "стабильность" и т.п. Если вы сумели выяснить три-четыре ценности кандидата, вы можете с большой долей уверенности спрогнозировать, чем он будет заниматься на работе: общаться, развиваться, обучаться, зарабатывать. Вот вам и мотивация.

И еще: умение работать с чужими ценностями, учитывать их, присоединяться к ним - альфа и омега успешной коммуникации. Ценности на то и ценности, чтобы уделять им внимание. Все успешные коммуникаторы, будь то управленцы, продавцы или специалисты по связям с общественностью, обладают высокой чуткостью и гибкостью в отношении ценностей своих сотрудников, клиентов или партнеров.

Метапрограмма направление мотивации. У каждого человека есть цели и ценности в жизни, но что они ему дают? Взять двух сотрудников одной и той же фирмы, у обоих одинаковая цель - купить автомобиль. Но! Один, на вопрос о том, зачем ему машина, скажет, что хочет быстрее перемещаться, другой ответит, что ему надоело ходить. Выходит, мотивация первого направлена на достижение некоторых выгод, а мотивация второго - на избегание дискомфорта. Из чего следует, что первому совершенно бесполезно будет объяснять, что случится, если он не выполнит ежемесячный план работы, а второго, наоборот, бессмысленно завлекать перспективами хорошей жизни в прекрасном завтра.

Поговорим минуту о системах оплаты труда. Те, что включают только штрафы, рассчитаны на людей с негативной мотивацией (избегание наказания) и не будут работать с теми, у кого мотивация "К". Те, что включают только поощрения - премии, бонусы, окажутся малоэффективны с теми, у кого мотивация "ОТ". Хотя… дело не столько в системе, сколько в том, как ее использовать с конкретными людьми. Одному стоит сказать: "Работай хорошо - получишь премию". А другому: "Смотри, будешь работать плохо - премии лишат!".

Важно знать, что метапрограммы могут меняться в зависимости от контекста. Именно поэтому один и тот же человек в семье, на работе и на дружеской вечеринке - это разные люди. По тому, как человек отдыхает, не всегда можно сделать надежный вывод о том, как он будет работать.

Референция. Вы замечали, что разные люди, оценивая свою работу, пользуются разными источниками? Эти источники можно разделить на внутренние и внешние.
Кто-то "сам знает", что он сделал что-то хорошо или плохо, и чужое мнение ему до лампочки. Вы скажете такому: "Ты молодец" и получите ответ: "Я сам знаю, кто я". Эта группа немногочисленна и, вообще говоря, люди с внутренней референцией хороши на должностях, не слишком связанных с общением. Исключение составляют, пожалуй, только руководители самого высокого уровня, облеченные всей полнотой… власти? Нет, ответственности. Внутренняя референция хороша еще на проектах, связанных с ответственностью "от и до".

Специалисты "внешнереферентные" (оценка: "руководитель сказал" или "клиенты довольны", или "сотрудники уважают"), напротив, подходят для исполнительских должностей. При прочих равных, конечно, - сделать точное заключение о годности человека для работы можно только, имея метапрограммный профиль конкретной вакансии и конкретного кандидата. Стоит заметить, что внешнереферентные сотрудники особенно нуждаются в похвале, о чем могут и не подозревать их руководители с внутренней референцией.

Есть еще люди, ориентированные на контекст. Это также внешняя референция, но она связана не с людьми, а, как бы, с обстоятельствами. Применительно к профессиональной деятельности это чаще всего показатели - отчеты, нормы, графики, сроки и т.п. Опыт показывает, что хорошие топ-менеджеры второго уровня и специалисты, работающие с финансами, довольно часто узнают о том, как они поработали, глядя на цифры.

Последняя метапрограмма, о которой я расскажу (всего разные школы НЛП насчитывают от 7-ми до 20-ти метапрограмм), это направление внимания. Вы знаете людей, разговаривая с которыми, испытываешь невольное желание придвинуться и наклониться - потому, что сами они этого не делают. Эти люди не входят ни в чье положение, их внимание направлено целиком на себя. Понять, что они вообще вас слушают, можно разве что по глазам. Специалистов с направлением внимания "я сам" не назовешь клиент-ориентированными!

И есть другие люди, которые и позой, и голосом, и всеми даже мыслями, кажется, выражают внимание к собеседнику. Когда они говорят - вы видите, что они говорят для вас. Когда слушают - вам понятно, что они действительно слушают. Это противоположный конец шкалы, где значится: "направление внимания - на других". Еще раз повторю, что фильтры, которые использует человек, сами по себе не хороши и не плохи. Та или иная метапрограмма - только информация об очень устойчивых предпочтениях, которые стоит учитывать при оценке и коммуникации.
Когда я почти уже закончил статью, поступил вопрос: а как, вообще, это работает? Т.е. как этим пользуются те, кто этому научился?

Незаметно. В процессе обычного собеседования, которое каждый из нас хоть раз в жизни проводил или проходил, менее опытные пользователи методики задают вопросы, направленные на выявление метапрограмм, а более опытные без всяких вопросов получают нужную информацию из речи и поведения собеседника. Чем методика хороша - не нужно ломать голову, "правду" или "неправду" вам говорят, потому что вы почти не слушаете то, что говорится, обращая внимание только на как. Направление внимания узнают по позе, проактивность/рефлективность - по цвету лица и длине фраз (я несколько упрощаю, но, поверьте, не очень сильно), ценности выясняют при помощи вопроса: "Что вы хотите получать от работы?". Имеет значение, насколько детализирована речь собеседника, с каких слов он начинает фразу (это могут быть слова, обозначающие людей, ценности, процессы, результаты, место, время), имеют значение т.н. сигналы глазного доступа. Еще консультант выясняет, на каких нейро-логических уровнях комфортно общаться человеку, какие метамодельные паттерны присутствуют в его речи, плюс разные другие вещи, которые гораздо проще использовать, чем выговорить. И все это неявно, незаметно, легко, быстро.

Простой пример. Он относится к очень важной метапрограмме "стратегия принятия решения". Оказывается, решения одного уровня сложности принимаются людьми одинаковым способом. (Не все в это верят, но ведь моя задача - только собирать информацию, разве нет?) Допустим, мне нужно разрешить обычную рекрутерскую проблему - на переговорах с работодателем выяснить, сколько времени пройдет с момента первого собеседования до найма моего будущего кандидата, и сколько этих собеседований будет, и сколько понадобится кандидатов. Что же я делаю? Спрашиваю? Пытаюсь втиснуть заказчика в удобные мне сроки? Нет. Я анализирую, как он выбирал агентство. Оказывается, он побывал лично в четырех разных агентствах. О чем это говорит мне? О том, что "одного из одного" этот заказчик не выберет, как минимум трех кандидатов ему нужно будет предложить. И, возможно, на всех предложенных он захочет посмотреть своими глазами, т.е. информация из резюме ему мало что даст. Дальше. На принятие решения о том, с каким агентством он будет работать, заказчику потребовалось меньше часа (встретился, поговорил, позвонил и сказал - "вы"), но договор он в этот же час подписывать не стал, неделя ушла на переговоры об условиях. Переговоры эти носили такой характер, что выиграли обе стороны - и агентство, и заказчик. Мы встретились еще раз и подписали договор. Теперь внимание, вопросы: могу ли я надеяться на то, что выбор одного-двух кандидатов из трех-четырех предложенных будет сделан после первого же собеседования? Да. Могу ли я рассчитывать, что решение о найме будет принято после первого собеседования? Нет. Собеседований будет два, с промежутком в неделю, после чего будет незамедлительно принято решение. Причем я могу быть уверен, что нанятый специалист получит на новом месте работы именно то, что было обещано.

Вы скажете, что это слишком примитивно, чтобы работать? А это так и работает. Содержание меняется, но форма остается неизменной. Один работодатель возмутился: "Да я по-разному принимаю решения! Я могу послушать кандидата в моем кабинете, могу поговорить с ним в кафе, или в цеха с ним съездить, и пусть он расскажет, что думает". Может, для него это и по-разному, а для меня "послушать, поговорить, расскажет" (информация поступит через аудиальный канал), "в кабинете, в кафе, в цехах" (указание на метапрограмму "классификация мира" по месту) это одно и то же. Плюс - общение с глазу на глаз и никаких намеков на размышления после встречи. Из контекста дальнейшей беседы я получаю подтверждение, что решение будет принято сразу же. Теперь еще вопрос: если я предложу в непосредственные подчиненные этому работодателю кандидата, который не принимает решения, пока кинестетически не "почувствует" его правильности, на что может уйти пара дней, - что этого кандидата ждет?

Я и не предложу. Вот так, примерно, с этим работают.

Теперь резюме (люблю это слово):

1. Умение распознавать метапрограммы позволяет очень быстро и очень точно оценить как вакансию (что особенно важно - учитывая структуру подчиненности), так и её соискателей.

2. Умение пользоваться полученной информацией, гибкость в отношении чужих фильтров восприятия позволяет на порядок повысить квалификацию управленца и коммуникатора.

3. Умение моделировать успешные стратегии профессионального поведения на основе метапрограммных профилей лучших сотрудников (например, в больших отделах), позволяет обучать этим стратегиям других специалистов, существенно повышая общие показатели группы.

Александр Иванов, консультант, НЛП-Мастер, директор Агентства персонала Dero

Телефоны агентства в СПб: (812) 327-2219, 310-0142, 310-7773, 310-5360. По любому из номеров, кроме последнего, круглосуточно можно отправить факс

Статья опубликована на сайте ДВИЖЕНИЕ К УСПЕХУ, http://succ.by.ru Перепечатка допускается без дополнительного согласования с автором с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ воспроизведением настоящего текста.

Длинная сегодня получилась статья... Очень длинная.. Но, надеюсь, интересная :) Да, кстати, хотела Вас спросить - а нейролингвистическое программирование в принципе Вам интересно? Будем дальше говорить на эту тему? Поможет ли нам с Вами НЛП на пути к УСПЕХУ? Давайте поговорим о том, что Вас интересует в ракурсе нашей темы? О чём Вы хотите почитать в рассылке? Давайте общаться. Буду рада прочесть любые Ваши отзывы, предложения и замечания на ФОРУМЕ.

С уважением к Вам и пожеланием УСПЕШНОСТИ
Михайлова Светлана


RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное