Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Движение к успеху

  Все выпуски  

Статья Софьи Логинцевой <<УСПЕХ>>


Информационный Канал Subscribe.Ru


ДВИЖЕНИЕ К УСПЕХУ

выпуск № 2 от 25.07.02

Наш сайт

Полезные книги:
Семь привычек высокоэффективных людей. The Seven Habits of Highly Effective People. Стивен Р. Кови.
Подробнее >>>

Судьба и воля. Психология свободы. Подробнее >>>

Время личности и время жизни. К.А.Абульханова, Т.Н.Березина. Подробнее >>>

Предлагаем авторам рассылок и владельцам сайтов сотрудничество в виде обмена ссылками. Мы можем разместить форму подписки, например, вот так:

Рассылка Subscribe.Ru
Движение к успеху

или текстовую ссылку с описанием, например вот так: Мой любимый хостинг провайдер

или кнопку-баннерик, или... или... или... предлагайте свои варианты.: Мы готовы к любому сотрудничеству.

Бесплатная реклама на сайте и в рассылке

Разместите форму подписки на нашу рассылку на своём сайте

Софья Логинцева: УСПЕХ

Слова "успех", "успешность" и определение "успешный" по отношению к человеку сейчас можно услышать едва ли не на каждом шагу. Мы даже примерно представляем, как оный "успех" выглядит: дело, мобила, машина, деньги… Слово, которое у нас принято переводить как "неудачник", звучит более хлестко в своем родном английском варианте: loser. Коротко, емко и с надлежащей долей пренебрежения. У нас есть достойный эквивалент. И это не "лопушок" из рекламы "газели", а лаконичное и, прямо скажем, куда как более пренебрежительное "лох". Лох - это такой наивно-доверчивый тип, вечно упускающий плывущие в руки возможности по каким-то абсолютно идиотским причинам.

А между прочим, под это определение подпадают два весьма симпатичных киноперсонажа - Алик и Ляля из фильма "Перекрёсток". Какой нормальный человек откажется от гастрольного тура по USA или престижной, хорошо оплачиваемой работы?! Какой нормальный человек променяет подобные перспективы на подземный переход и неблагодарную миссию сеять разумное, доброе, вечное в общеобразовательной школе?!

Но почему-то чем-то эти персонажи нам душу греют. Умом понимаешь: "Да я бы на его/её месте…", но в душе, как ни старайся, ни тебе презрения, ни даже сочувствия. Более того - уважение какое-то иррациональное. Абсурд, но…

Значит, слово "успех" и определение "успешный" в шаблонном их понимании ещё не стали в любимой России ключевыми словами для восприятия человека?

Что я имею в виду под "шаблонным пониманием"? Во-первых, уже упомянутые внешние приметы. Во-вторых, то, что слово "успех" в первую очередь связывается с бизнесом и измеряется количеством заработанных денег. В рамках такого восприятия школьную учительницу английского и талантливого музыканта из подземного перехода успешными ну никак не назовёшь.

"Много работать и много зарабатывать" + картинка: собственный дом и дружная семья. Это успех. Так называемая "Американская мечта", широко распропагандированная Голливудом. Голливуд при помощи этой "мечты", говорят, Штаты из депрессии вытаскивал. Впрочем, почему "вытаскивал" - вытащил! Я не говорю, что только Голливуд, но долю Фабрики Грёз походя со счетов явно не сбросишь. А у нас - нате, пожалуйста: "Перекресток" про двух очаровательных лохов. Почему?

Наверное, потому, что "Русская мечта" не имеет таких четких очертаний, как американская. Емелю помните? Ну, того, который "по щучьему велению, по моему хотению"? Вот такая вот сермяжная правда о "Русской мечте", которая звучит "Чтобы у меня всё было и мне за это ничего не было" и называется всему миру известным словом "халява". Однако не выдерживает такая мечта проверку временем и объективными законами хотя бы той же физики: "чтобы всё было" - хочется всем, а где взять всего на всех, если никто ничего делать не будет? Следовательно, возникает потребность в какой-то другой "мечте". Более конструктивной, годящейся на роль "движущей силы". Вроде массового энтузиазма времен строительства коммунизма: что ни говори, а в эту идею по-настоящему верили очень и очень многие.

Коммунизм не построили и бросили. Массовый энтузиазм сменил закон джунглей: "каждый сам за себя". Вы не замечали, что в жизни вообще побеждают идеи, законы и концепции, максимально близкие к законам природы? Капитализм - естественен, как круговорот воды и пищевые цепочки, принципиально общие для брянских лесов и амазонской сельвы (слабый ест траву, сильный - слабого, а трава растет на трупах сильных, как верно заметил король Муфаса). Но человек - общественное животное, и каждому, который сам за себя, всё-таки как-то надо понимать другого каждого, который тоже сам за себя. Поэтому так важно общее информационное поле, поэтому так живучи религии и психологические учения, поэтому идея, "мечта" всё-таки необходима.

Какая? Что же, в конце концов, такое "успех" по-русски?

Люди с добротной "крышей", которая не "протекает", которая если и "съезжает" - то на расстояние и под углом, потребными хозяину, спокойно заимствуют "Американскую мечту", которая по сути своей именно конструктивна. Многим, кстати, вполне хватает усеченного варианта: "Много работать и много зарабатывать". Скорее всего потому, что на дом и семью уже просто ни сил, ни времени не хватает, поскольку в нашей Стране Чудес пока что надо "бежать вдвое быстрее" - то есть работать как минимум вдвое больше, чтобы зарабатывать так же много. Общество вполне готово признать успешным человека, делающего свой бизнес и строящего карьеру, скудное свободное время проводящего в престижных развлечениях. В конце концов, одно из толкований слова "успех" - это "общественное признание" (толковый словарь господина Ожегова, однако).

Моя замечательная подруга, с которой мы постоянно обсуждаем глобальные темы, поставила субъективное понимание успешности в прямую зависимость от экстроверсии/интроверсии и мне ничего не оставалось, как с ней согласиться. Экстравертам действительно для ощущения себя успешными необходимо и часто достаточно общественного признания. Для интроверта ключевым будет, например, удовольствие от работы и сознание собственной компетентности. Есть люди, которые умеют принимать решения и не оглядываться потом на пройденную развилку, а есть люди, которые и перед развилкой по полгода топчутся, и потом раз "-дцать" оглянутся или даже вернутся. Первым достаточно определить для себя: "Мне от жизни нужно то-то и то-то, добиваться этого я буду так-то и так-то, важные вещи - то и вот это, а успех - это круглое, зелёное и светится". Вторые даже настырно лезущую в руки возможность будут разглядывать под сумасшедшим количеством ракурсов и прикладывать к разным на себе местам, чтобы понять, упирается оно или нет, а если да, то куда и как. Первые хорошо знают, что почём и знают, чем готовы заплатить за то, что им нужно (временем за карьерный рост, нервами за прибыль или там гордостью за связи). И за то, что им нужно, они платят. Вторые - думают, а нужно ли им то, за что придется платить вот этим.

Аллегория нарисовалась: Первые торят дорогу, Вторые - вытаптывают площадь. Надо ли говорить, что "лохами" называют отнюдь не Первых?

Вы, может быть, будете смеяться, но нередко эти самые "лохи" сами себя чувствуют куда более успешными, нежели "успешные". "Лохи", они же Вторые, - это такие буддисты от сохи, которые или осознанно, или неосознанно согласны с тезисом "всё, что тебе нужно, у тебя есть". Первых часто ведет вперед чувство неудовлетворенности, которое, если забывать радоваться каждому сделанному в нужном направлен6ии шагу, грозит перерасти в привычку. Поверьте, ничего хуже, чем вечно недовольный собой, окружающим и окружающими человек, ещё не придумано.

Есть у меня два знакомых человечка - живая иллюстрация. Один - молодой юрист, вечно занятый по самую макушку, если его удается вытащить на дружескую вечеринку - внимания своему мобильному уделяет больше, чем окружающим людям. Периодически влипает в неприятности и становится плохо переносимым в общении (морда корытом и коронная фраза сдавленным голосом: "это мои проблемы"). Другой - не первой молодости дизайнер. Я его обзываю "маленьким Буддой большого бизнеса". Человек откровенно работает для собственного удовольствия. По кайфу ему красоту разводить и людей радовать, а что за это ещё и деньги платят - так и вовсе удобно. Дивно добрый, спокойный и светлый человек.

Мальчику-юристу приходится, фигурально выражаясь, рвать филейную часть на британский флаг чтобы заработать, при этом с людьми, отношения к его бизнесу не имеющими, мальчик нередко ведет себя не лучшим образом. Дяденьку дизайнера клиенты и деньги находят сами - отчасти потому, что друзей у него очень много и своим друзьям они его рекомендуют, а те становятся его друзьями и рекомендуют своим друзьям.

Уровень доходов у них, кстати сказать, примерно одинаковый.

Знаете, что мне больше всего нравится в современной российской действительности? Именно эта неопределенность с понятием "успех", отсутствие однозначного ответа на вопрос "что такое хорошо и что такое плохо". У нас перед глазами, как всегда, масса национальных "мечт" разных стран и народов плюс своя собственная национальная черта много думать. Мы пока что можем выбирать определение успеха "каждый сам за себя". Красивая карьера, материальное благополучие и общественное признание - успех. Кайф от работы, общения с коллегами и если за это платят - тоже успех. Если платят "кошкины слёзки", но от тебя в восторге ученики и их родители - это, между прочим, тоже успех.

Нужно всего-то лишь определиться, какого рожна именно вам нужно от жизни.

А "мечту", которая всё-таки необходима в качестве общего информационного поля, я бы, пожалуй, определила так: Пусть Будет Любимое Дело. Дело, которое способно удовлетворить ваши потребности в деньгах, в созидании, в общении, в признании…

Софья Логинцева

P.S.: Что касается истории Алика и Ляли… Во-первых, они нашли друг друга. Во-вторых, каждый из них лучше понял самого себя. А это даже по нашим суматошным временам - не баран чихнул.

Статья написана для сайта ДВИЖЕНИЕ К УСПЕХУ, http://succ.by.ru Перепечатка допускается без дополнительного согласования с автором с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ воспроизведением настоящего текста.


RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное