Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проект "Мата Хари против Штирлица"


16/  30.11.07   

РАЗВЕДСВОДКА

Можно ли быть режиссером своей жизни?

На самом деле этот вопрос придумала не я, а Валерия с радио «Сити-FM» для передачи «Ночной психолог». Была там такая передача в прямом эфире еще год назад, вел ее психолог Сергей Мац (он же режиссер сериала «Острог. Дело Федора Сеченова») с участием какого-нибудь гостя-психолога. В этой роли несколько раз довелось побыть и мне (об этом вспоминаю с большим удовольствием, потому что Сергей и Валерия –профессионалы своего дела и, кроме того, живые и веселые люди).

Но вопрос мне очень понравился. Вдобавок, область моих профессиональных интересов (и научных, и практических – в виде тренинга “Моменты истины” и консультирования) с этим вопросом немало связана. И хотя больше меня интересует тема авторства и использование жанра автобиографии в работе с личной жизненной историей (об этом я еще напишу в следующих заметках), «режиссерский» аспект пришелся весьма кстати.

Для удобства самоидентифицикации – размышлений о том, «кто такой я, как я устроен и почему живу и поступаю так, как живу и поступаю» - принято привлекать какие-нибудь системы координат, пояснительные классификации. (На мой взгляд, не следует наделять их абсолютистскими свойствами – они всего-навсего вспомогательное средство.) Оценить себя и свое взаимодействие с миром можно в том числе пытаясь понять, какую позицию – авторскую, режиссерскую или актерскую – вы занимаете по отношению к себе и внешней реальности.

Как сторонник проактивного взаимодействия с миром, сразу же отмечу, что любая из этих трех позиций, в том числе и актерская – это позиция проактивная. Именно вы во многом определяете события вашей жизни, а не события определяют вас и вашу жизнь. Но нюансы могут быть разными.

Автор (он же сценарист). Ему принадлежит замысел о содержании происходящих событий. Он создает мир, используя свой опыт, мечты и наблюдения, выдумывая сюжеты, определяя стиль, уходя от обыденности, преобразуя допущения в свершившееся бытие. Автора заботит свое авторство, он старается тщательно отделять «свое» от «чужого» достаточно строг в отношении точности воспроизведения своего замысла. Он неохотно перепланирует задуманное под натиском пожеланий режиссера и актеров, но способен застать их врасплох своим неожиданным решением внести изменения в тот или иной сюжет. Рассказ – таков его способ овладеть миром.

Режиссер (он же постановщик). Отзывчивый, спонтанный, склонный сомневаться, готовый изменять свой замысел – в данном контексте это замысел о форме происходящих событий. Замечает и удерживает разом в голове несколько ходов и возможностей. Умеет создавать свое собственное поле по отношению к полю автора (хотя, казалось бы, у них одно и то же поле), добавляя к избытку смысла автора свой собственный избыток смысла. Овладевает миром через игру. Режиссер – хороший наблюдатель, интерпретатор и инициатор диалогов (с автором и актерами).

Исполнитель (он же актер). Благодаря ему свершившееся бытие «материализуется», становится очевидным и доступным для окружающего мира, обретает те едва уловимые черты, которые делают его узнаваемым и отличным от других. Актер – как трансформатор, преобразующий своей личностью энергию и информацию авторского и режиссерского замыслов. Он овладевает миром через уникальность воплощения. Его сила – в возможности совершать поступки и переживать эмоции, приводя в колебание окружающий мир.

И еще несколько примечаний:

·         Ни одна из этих позиций не является более сущностной, чем остальные. Суть вообще может выйти за рамки любого замысла.

·         В процессе психологического консультирования консультант нередко оказывается в позиции режиссера, а клиент – в позиции автора. Оба время от времени играют те или иные актерские роли, помогающие верифицировать изначальный замысел.

·         Сновидение – интересный процесс, в рамках которого «сновидец» умудряется находиться во всех трех ролях одновременно. Порой именно это и вводит его в некоторое смятение))

Лола Райкова

HOMO LUDENS. Забавные истории из жизни и практики

Случай левитации

На днях, проследуя из кухни в комнату через коридор, я вдруг увидел, что коврик (60 на 110 см, если кому-то интересно) перед закрытой дверью в другую комнату успешно пытается взлететь. Примерно, как в классических сказках: он приподнимается снизу неведомой силой, трепещет совсем как живой и, наконец, вполне явственно весь целиком поднимается над полом на несколько сантиметров. Где-то около секунды я искал этому рациональное объяснение, пока не понял, что причина в открытом окне и закрытой межкомнатной двери, снизу у которой, как и положено имеется щель, каковая и обеспечила поток воздуха необходимой силы и направленности. Но в продолжении упомянутой секунды, я был сильно удивлён.

Сразу оговорюсь: к расхожим чудесам (перечислять их подробно слишком долго, да они и так хорошо всем известны)) я отношусь скептически и, как минимум, амбивалентно. Тем не менее, это не мешало мне видеть в небе НЛО четыре раза (из которых один был даже заснят фотоаппаратом: совершенно традиционная тарелка, но деталей не рассмотреть), наблюдать немного необъяснимых явлений незначительного масштаба и быть непосредственным участником сугубо провиденциальных событий личного характера.

Непосредственно о левитации (раз уж речь зашла именно о ней)) я знаю сравнительно немного. В отношении людей (левитация предметов – тема ещё более обширная и запутанная) это явление, как правило, связывается с деятельностью индийских йогов (особенно в древности), тибетских лам (вплоть до наших дней под чутким присмотром Коммунистической партии Китая, надо полагать) и нескольких сотен европейцев (в основном католической направленности). При этом официальные органы (например, инквизиция в средние века) успешно различают случаи «правильной» и «неправильной» левитации. К примеру последней, несомненно, относилось (или относится?) летание ведьм с помощью мётел, что скорее всего огорчит руководительницу нашего проекта Лолу – любительницу именно такого передвижения в пространстве – я сам видел соответствующую фотографию не оставляющую никаких сомнений. Наука в целом относится к явлению левитации с недоверием и полагает его на этом основании несомненно лженаучным.

Как правило, левитация проявляется в незначительном (по расстоянию, да и по времени тоже) парении над землёй во время определённого духовного подъёма. Левитация может быть вполне сознательной и даже управляемой или же совершенно спонтанной и неожиданной для самого левитирующего субъекта. Лично мне (как и многим другим) подобное чувство знакомо только по полётам в сновидениях, которые, в сущности, также следует отнести к примерам левитации. Практического применения, кроме как уникальный и неоднозначный личный опыт, левитация, по-видимому, не имеет, что, конечно же, делает её бесполезной с точки зрения карьерного роста и социального положения (если только мы не имеем дело с профессиональными чародеями, виртуозными шпионами или людьми всерьёз, претендующими на высокое духовное звание).

Суммируя свой скромный интерес к данной теме, я понимаю, что явление левитации занимает своё определённоё место в ряду неопределимо большого числа необычных явлений жизни. Избегая впадения в трудоёмкие и скучные практики для достижения столь невесомой цели я утешаюсь тем, что всегда есть возможность просто подпрыгнуть, доказав самому себе свою способность преодолевать силу притяжения (далеко не лишнюю в нашем неустойчивом мире, к слову сказать)).

Кирилл Кретов

НОВОСТИ МХШ

Разыскивается менеджер для художника

У меня есть друзья: Наташа и Миша Лейкины, психолог и художник. Несколько лет назад они перебрались из Москвы в Подмосковье. Психолог консультирует, художник пишет картины - то в России, то в Австрии (его ценят и вовсю покупают тамошние галеристы и клиенты, но вывозить картины из России для продажи - большая проблемя из-за каких-то таможенных законов).

Они попросили разместить на сайте следующее объявление, что я и делаю с удовольствием:

"Художник, Михаил Лейкин, ищет менеджера по продажам своих картин в России.

С творчеством Михаила Лейкина можно познакомиться на сайте www.leikin-art.com.

Контакты: okno_2001@mail.ru, тел. 8 916 674 2913"

ЗАСАДА

Внутри и снаружи

Почти общеизвестно, что внутренняя жизнь человека велика и разнообразна. Велика не обязательно в отношении величия его (человека) достижений, а хотя бы с точки зрения количества переживаний, мыслей и реакций на события во внешнем мире. Внутри у меня постоянно складываются (а некоторые уже сложились) суждения о тех или иных явлениях, людях и предметах; некоторые мои мнения меняются с учётом новых данных или же остаются прежними и напротив укрепляются. Ещё кроме многочисленных и малоизученных механизмов внутри моего сознания и психики, несомненно, есть то, что делает меня именно мной и эта часть наименее подвержена изменениям извне.

А снаружи тоже есть с чем столкнуться: там (то есть буквально вокруг) полно чужих «внутри» (всякое «снаружи» это чьё-то «внутри») и они могут быть совсем другими по сравнению с нашим собственным «внутри». Например, в эти выходные мы с друзьями прогуливались в близлежащем лесу (за МКАД) и кроме наслаждения лесными радостями были вынуждены наблюдать там и сям мусор, набросанный кучами и просто так поодиночке. Мусора очень много. Спрашивается, что же позволяет людям обильно мусорить: грязь внутри их сознания или условия снаружи? Кстати, поблизости контейнеры для мусора отсутствуют; видимо, чьи-то хозяйственные споры: эта территория относится к внутренней для города или она снаружи? Но в итоге побеждает чьё-то конкретное мнение «внутри»: контейнеры ставить не будем, а то ведь надо ещё обеспечить периодический вывоз их содержимого – сложно и хлопотно. Но это, конечно же, случай местного хозяйственного, так сказать, масштаба.

Однако, как я заметил, вообще коллективное бессознательное всё чаще даёт сбои в мировых масштабах. Оттого и происходят конфликты между целыми частями света и даже экология окружающей среды, которая по определению может быть только общей (всё труднее создать свой маленький оазис со свежим воздухом и чистой водой), дробится усилиями «заинтересованных» людей на локальные очаги благополучия, как будто вырубка леса на соседней или чуть дальше территории и захоронение токсичных отходов там же, так и останется исключительно соседней неприятностью. Но существуют же т.н. общечеловеческие ценности – список определённо хороших для всех внутренних устремлений и качеств. Однако замечу, эти общие ценности ещё никогда не мешали происходить непрерывному, в том числе и массовому насилию на протяжении всего (или я ошибаюсь?) человеческого развития: от простого к сложному, от топора к ракете, от примитивного искусства к абстрактному, от локальных выяснений отношений к глобальным и т.д.

Какая мрачная картина мира невольно получилась. Разве всё так плохо и критично? Нет. Не совсем; хотя некоторые вещи действительно доведены усилиями многих «внутри» до ужасного состояния «снаружи». Мир, по-прежнему хорош. Но неужели своё «внутри» всегда должно находиться в конфронтации со «снаружи»? И разве не следует начать изменения к хорошему именно с себя? Следует, хотя мои единичные изменения к лучшему и не решат проблему мусора в лесах и не только её.

Сегодня я вышел на улицу отягощённый переживанием проблем разной степени сложности, но уже через некоторое время в результате общения с приятными мне людьми и нахождения среди красот московской осени (к погоде у меня вообще претензий нет, разве только к синоптикам)) внутри у меня всё соответствовало радости снаружи. И всё же в фундаментальном отношении, в качестве неизменной истины хорошо вспомнить слова: non foras ire, in interiore homine habitat veritas - не стремись наружу, правда живёт во внутреннем человеке. Хотя и это выражение – заимствованное, в моём случае из сочинения «Воспоминания, сны, размышления» Карла Густава Юнга, который в свою очередь тоже взял его у кого-то.

Кирилл Кретов


В избранное