Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Странствование земное

  Все выпуски  

Странствование земное


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Что за этой синей далью?"


Вакенродер Вильгельм Генрих (1773-1798).

Фантазии об искусстве. Особая внутренняя сущность музыки и психология современной инструментальной музыки.

"Звук, или тон, был первоначально грубым материалом, в котором дикие племена выражали свои неоформленные чувства - когда их душа была потрясена, они в свою очередь потрясали окружающий воздух криками и ударами барабана как бы для того, чтобы привести окружающий мир в равновесие со своим возмущенным духом. Однако после того как неутомимая природа в ходе многих столетий разъединила первоначально слитые воедино силы человеческой души на разветвленную сеть все более утончающихся ветвей, также и из звуков в новейшие столетия построена искусная система; следственно, и здесь, так же как и в искусствах форм и красок, мы имеем свидетельство прекрасной утонченности и гармонического совершенства современного человеческого духа. Одноцветный луч звука расщепился в пестрый сверкающий огонь искусства, в котором сияют все цвета радуги; но это могло свершиться лишь оттого, что прежде многие мудрецы спускались в пещеры оракулов потайных наук, где всеродящая природа сама открыла им первоначальные законы звука.

Из этих таинственных подземелий они вынесли на свет дневной новое учение, записанное глубокомысленными числами, и на основе его составили твердую и мудрую систему звуков. Из этого богатого источника мастера черпают самые разнообразные созвучия.

Чувственная сила, которой звук наделен по своему происхождению, приобрела благодаря этой ученой системе утонченную многообразность.

А то смутное и не поддающееся описанию, что скрыто в воздействии звука и чего нет ни в каком другом искусстве, обрело благодаря системе изумительную значимость. Обнаружилось необъяснимое согласие между отдельными математическими соотношениями звуков и отдельными фибрами человеческой души, благодаря этому согласию музыка стала богатым и благодарным материалом для изображения человеческих чувствований.

Так образовалась особая сущность современной музыки, которая в ее нынешнем состоянии есть самое молодое искусство. Ни одному другому искусству не удается столь загадочным образом сплавить в себе и глубину содержания, и чувственную силу, и смутную, фантастическую значимость" (1).

Пояснение к представленному изящному эссе можно почерпнуть в учебной литературе по истории музыки и музыкальной грамоте. Так, о развитии музыки в XVII - XIX веках сказано:

"ХVII век был поистине богат событиями в истории музыкального искусства. Они имели поначалу глубоко переломное значение, а затем открыли совершенно новые перспективы как для развития музыкально-синтетических жанров, так и для выявления специфики собственно музыкальных форм самостоятельного эстетического значения. До ХVII века не были созданы ни опера, ни оратория в их развитых формах, не завоевали подлинной самостоятельности инструментальные жанры, не свободные от непосредственного подчинения вокальным" (2).

"Дальнейший прогресс музыки в XVII - XVIII веках принес развитые жанры: оперу, сюиту, сонату, концерт, симфонию. Высочайшим достижением явилось возникновение симфонического типа мышления в творчестве венских классиков (Гайдна, Моцарта, затем и Бетховена), что позволило музыке в ХIX век выйти в богатейшие сферы выражения, обрести новое дыхание в связи с культурой, в постановке глобальных проблем, характерных прежде всего для философского и литературно-художественного видов творчества.

Благодаря соотнесенности и напряженности звучаний, их ощущаемой устойчивости и неустойчивости, протяженности и дискретности, мягкости и остроты, выделения главного и второстепенного, то есть благодаря возникающей структурной организации музыкального движения создается возможность передачи богатства различных жизненных действий, а через них - и оценочных отношений человека, его психических состояний, переживаний, размышлений" (3).

1. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. Москва. Издательство "Республика", 1995, с. 99.

2. Т. Ливанова. История западноевропейской музыки до 1789 года. Москва. Издательство "Музыка", 1986. Книга 1, с. 197.

3. Г.И. Панкевич. Искусство музыки. Москва. Издательство "Знание", 1987, с. 11, с. 42.

Картина М.К. Чюрлёниса "Соната звезд. Аллегро" http://vision-art.narod.ru/Sonata of the Stars_ Allegro.html

Темы и содержание выпусков рассылки

**********************************************************************

Тема искусства представлена в выпусках рассылок:

Основы Живой Этики. Изучаем вместе. http://subscribe.ru/catalog/culture.people.aleth/

Вместе с солнечным лучом. http://content.mail.ru/pages/p_14650.html


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.space
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное