Реактивные двигатели имеют свои ограничения. С их помощью можно добраться лишь до ближайших планет Солнечной системы -- Марса, Венеры, и то крайне медленно, но о достижении других систем даже в пределах нашей Галактики речи не идет. Тому причиной и бешеное количество топлива, необходимое для маневрирования, и износ, и сложность управления. Впрочем, есть другой путь. Очень спорный. Очень подозрительный. Но... вдруг?
Невообразимая тяга: объяснена работа нарушающего законы физики двигателя
Обычная ракета приводится в движение за
счет реактивной тяги, возникающей вследствие потери аппаратом части
своей массы. Однако двигатель EmDrive создает тягу, но не производит
выбросов каких-либо частиц. Это означает, что он нарушает закон
сохранения импульса. Предложено немало объяснений физических принципов
работы этого устройства. Мы расскажем о двух последних.
Пустое ведро
Двигатель EmDrive
представляет собой устройство из магнетрона (генерирующего микроволны) и
резонатора (накапливающего энергию их колебаний). Внешне агрегат
напоминает положенное на бок ведро. Такая конструкция позволяет, по
словам создателей, преобразовывать излучение в тягу. Развиваемая
EmDrive тяга имеет порядок долей микроньютона или миллиньютона. Из
резонатора двигателя при его работе не зафиксированы выбросы фотонов или
других частиц — то, что объяснило бы возможное появление тяги и
выполнение закона сохранения импульса.
Прототип силовой установки впервые продемонстрировал в 2002 году
инженер Роджер Шойер. С тех пор EmDrive привлек внимание многих ученых,
инженеров и энтузиастов. Большинство экспериментов обнаружило
небольшую тягу и не смогло подтвердить или опровергнуть
работоспособность агрегата. Это связано с предельной точностью
измерений тяги и недостаточным учетом флуктуаций (в том числе
тепловых).