Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Соединяющий Миры

  Все выпуски  

От стран Востока до далекой Скандинавии лишь одно слово могло повергнуть в ужас даже самых могущественных правителей. И это слово - ассасин. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей. Не брезгуя средствами, они добились значительного влияния, а использовавшиеся при этом методы взяты на вооружение современными террористическими организациями. И до сего времени во многих странах слово ассасин не требует перевода, став синонимом преступника.


ОРДЕН АССАСИНОВ

От стран Востока до далекой Скандинавии лишь одно слово могло повергнуть в ужас даже самых могущественных правителей. И это слово - ассасин. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей. Не брезгуя средствами, они добились значительного влияния, а использовавшиеся при этом методы взяты на вооружение современными террористическими организациями. И до сего времени во многих странах слово ассасин не требует перевода, став синонимом преступника.

Теолого-исторический экскурс

На раннем этапе распространения ислама, примерно в VIII веке, это религиозное учение разделилось на два направления - суннизм и шиизм. Сунниты постепенно сформировали универсальную систему общественного права - шариат и руководствовались им, а сам халифат-община стал рассматриваться как хранитель коранической традиции и шариата.

Главной же фигурой религиозной власти для шиитов является имам - считающийся духовным наследником пророка Мухаммеда. Шииты верят, что Мухаммад назначил своим преемником имама, который наделен особой духовностью и потому имеет право толковать Коран.

Первым имамом они почитают халифа Али ибн Талиба - двоюродного брата и приемного сына, а также зятя Мухаммеда, женившегося на его дочери Фатиме. Шииты верят, что Али унаследовал от Мухаммада особые духовные качества - вилайя - и через сыновей Фатимы Хасана и Хусейна передал их своему потомству - роду наследных имамов. Большинство шиитов известны как имамиты - они составляют основное население Ирана и верят что цикл «вилайя» будет длиться до Страшного Суда и завершится мессианским возвращением к двенадцатому имаму, которого именуют «скрытый имам». Считается, что он не умер, а перешел в состояние «гайба» с третьего века существования ислама. Через посредников, из которых главнейшие - иранские аятоллы, «скрытый имам» духовно оберегает шиитскую общину.

Имамат делится на два основных течения, одним из которых являются - исмаилиты, получившие от современников явно обидное прозвище - Ассасины , это европейский вариант персидского слова «хашишим» (от араб. - употребляющие гашиш). Не смотря на такое прозвище, нет достоверных исторических свидетельств об употреблении ими гашиша. Да и сам термин «ассасин» не являлся самоназванием членов ордена, которые называли себя фидаями (буквально - жертвующие собой). Но именно название движения как орден ассасинов закрепилось в современных ему хрониках и трудах средневековых авторов. Более того, слово «ассасин» вошло во многие западноевропейские языки и стало синонимом «убийцы», «наемного убийцы», «политического убийцы», «преступника», а зачастую и «террориста».

Так, например, во Франции и Германии террористов, киллеров, серийных убийц и поныне называют ассасинами. Частенько употребляют это слово по отношению к подобным «героям» и в США.

Со временем, в зависимости от политической ситуации и расстановки сил значение слов в жизни и деятельности общества претерпевает существенные изменения. Что характерно, восприятие термина «террорист» и даже «террорист-самоубийца» в недавнем «добром» советском прошлом явного отрицательного значения не имело. В этих словах как бы присутствовал ореол революционного романтизма и пример для подражания, подрастающего поколения. Террористы Желябов, Каляев, Халтурин, и др., а также идеологи и исполнители беспощадного «красного» революционного террора 20-х годов XX века официально считались народными героями. Их именами назывались улицы и площади.

Начало

Исмаилитское учение сформировалось в 1094 - 1095 гг. как следствие назначения Египетским халифом Мустансиром в качестве своего преемника не старшего сына Абу Мансур Низара, а младшего Абу-ль Касим Ахмада. Опальный Абу Мансур Низар после смерти отца бежал в Александрию, где был схвачен и убит. Его сторонники, возглавляемые проповедником-персом Хасаном ибн Саббахом - объявили Абу Мансур Низара истинным халифом, а его гипотетического наследника - скрытым имамом, при этом началось создание закрытой военно-религиозной организации для охраны имама и его родни.

Примкнув в зрелом возрасте к исмаилитам, ибн Саббах загорелся идеей создания отдельного исмаилитского государства. С 1081 года, находясь в Каире (в то время - столице Фатимидского халифата), он начал активно собирать сторонников, объединяя их под знаменем династии Низаритов. Будучи искусным проповедником и оратором, он быстро сплотил вокруг себя большое число почитателей, учеников и последователей. О жизни Хасана ибн Саббаха, скрытой от посторонних глаз, известно мало, что в свое время только укрепило ореол таинственности, который еще при жизни окутывал все, что было связано с этим человеком...

Читать дальше»

 


В избранное