Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Соединяющий Миры

  Все выпуски  

Внимание к 2012 году и так накалено в связи с "предсказанием" пресловутого "календаря древних майя", которое якобы обещает на декабрь 2012 года конец света. А тут еще масла в огонь: в 2012 году, как сообщается, может быть осуществлена реформа Григорианского календаря - того самого, которым пользуется сейчас практически весь мир. Мистики говорят, что таким образом "мировые власти" пытаются обмануть богов древних майя и избежать конца света. Но на самом деле майя тут ни при чем: Григорианский календарь давно нуждается в реформе, и это не новость...


Дни складываются в недели, недели в месяцы, а месяцы в года - так течет время. Без календаря было бы трудно опреде­лить, какой сегодня день или месяц. В нем последовательно на весь год расписаны дни недели и месяцы. Слово «календарь» в переводе с латин­ского означает буквально следующее: «за­пись ссуд», «долговая книга». Дело в том, что в Древнем Риме должники выплачива­ли долги или проценты по ним в дни ка­ленд - в первые дни месяца. Отсюда и на­звание. А вот у греков календ не было. По­этому о закоренелых неплательщиках рим­ляне иронично говорили, что они вернут долг в греческие календы, то есть неизве­стно когда. Это выражение стало крылатым во многих языках мира.

История человеческой культуры тесно связана с календарем — определенной системой упорядоченного счета времени, как и со счетом вообще. Известный советский исследователь физики моря академик В. В. Шулейкин образно выразил это в стихотворении «Два календаря»:
«...И человек придумал два календаря.
   Один — жесток: оторванных листков,
   Никак не воротить, и не поможет клей...
   Так облака из листьев, лепестков
   Осенний ветер носит средь полей.
   И меньше, меньше все листков календаря,
   И близится конец студеный декабря.
   Но есть иной, на счастье, календарь:
   Его листки всегда передо мною.
   И милый май на нем, и скованный январь, —
   Меж левою и правой стороною поделены...
   Так что же? Заглянуть
   Легко среди зимы, сквозь хлопья снежной ваты,
   В начало мая, сердцем помянуть
   Все-все, что было в эти дни когда-то...»


Древние календари

История календарей началась давно. Если обратиться к глубокой древности, то можно установить, что у дикарей никакого календаря не существовало. Это, между прочим, подтверждается наблюдениями над некоторыми современ­ными племенами, еще не вышедшими из состояния дикости. Так, в кустарниковых зарослях Центральной Австралии, в тропических лесах Индонезии и Южной Америки и в на­стоящее время живут люди, не знающие ни земледелия, ни глиняной посуды и не имеющие понятия о регулярном счете времени.

Только при усложнении общественной жизни, в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания, по­является более или менее регулярный счет времени. Снача­ла требования к счету времени и методы его измерения были довольно грубыми. Славяне и другие земледельческие наро­ды устанавливали продолжительность года как промежуток от одной жатвы до другой. Индейцы Америки отмеряли год по появлению снега, австралийцы - по наступлению пе­риода дождей и т. д.

Развитие оросительного земледелия, возникновение государств, рост городов и расширение торговых связей по­требовали улучшения и.уточнения счета времени. На этом этапе развития цивилизации у некоторых народов появля­ются лунные календари.

О глубокой древности календаря можно судить хотя бы по тому, что уже примерно за три тысячи лет до нашей эры, или за 5000 лет до нашего времени, у древних египтян существовала относительно совершенная календарная система. Их год имел 12 месяцев по 30 дней каждый, а сверх того, 5 дополнительных дней [греческий историк Платон приводит легенду о том, что «египетский бог Тот играл в шашки с богиней Луны и выиграл у нее семидесятую часть всякого дня в году, из чего он, по здравому размышлению, образовал пять прибавочных дней в году»], т. е. всего 365 дней. Ошибка в длине года в таком календаре составляла 0,25 суток, и начало года, постоянно смещаясь к более ранним числам, через 365/0,25 = 1460 лет (период Сотис, т. е. Сириуса) возвращалось к начальной дате.

Хотя принципа високоса, т. е. периодического исправления календаря, эта система не содержала, и потому в астрономическом отношении была довольно грубой, но по своей внутренней структуре [под внутренней структурой календаря понимают соотношение кварталов и месяцев и согласованность дней недели с числами месяцев, а под внешней структурой — правила високосов, т. е. согласования длины календарного года с длиной суток и с длиной тропического года] она была, как это ни странно, лучше и удобнее современного григорианского календаря.

В Древнем Вавилоне, по-видимому, впервые лунный календарь был введен около 4000 лет назад. В этом календаре продолжительность месяцев исчислялась от одного новолу­ния до другого, и считалось, что они содержат попеременно то 29, то 30 дней. Таким образом, средняя продолжитель­ность вавилонского календарного месяца равняется 29,5 дня, между тем как более точный лунный месяц составляет 29,5306 дня. Вавилонский календарный год состоит из 12 месяцев, т. е. 354 дней, в то время как на самом деле год содержит 365,2422 дня.

Для устранения этого расхождения жрецы Древнего Вавилона, ведавшие календарем, в каждые три года из восьми добавляли по одному месяцу. Эта поправка значи­тельно улучшает совпадение календарных дат с временем наступления новолуния, периодом разлива рек и пр., но все же является недостаточно точной, так как остается не­исправленным расхождение более чем на 1/3 суток в год.

У древних евреев первоначально был лунный календарь. В IV веке до н. э. они перешли на лунно-солнечный календарь, в котором обычный или простой год разделен на 12 месяцев. При этом четные месяцы состоят из 29 дней, а не­четные - из 30. Таким образом, простой год содержит 354 дня. Семь раз в каждые 19 лет в год вставляется допол­нительный тринадцатый месяц, содержащий 30 дней, и та­кой год называется удлиненным. Удлиненными считаются каждый 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й годы.

Однако 19 солнечных лет содержат 69393/4 суток, а 19 лунно-солнечных еврейских календарных лет составляют лишь 6936 суток. Поэтому каждые 19 лет накапливается расхождение календаря с астрономическим годом в 33/4 суток. Это обстоятельство древним евреям было известно. Поэтому в этом календаре в те годы, начало которых при­ходится на воскресенье, среду и пятницу, вставлено по од­ному добавочному дню. Легко видеть, что такая поправка оказывается избыточной. Поэтому для дальнейшего уточ­нения календаря в определенные годы вводится еще одна поправка, сдвигающая начало года на один день назад. Таким образом, еврейский лунно-солнечный календарь имеет несколько сложную систему поправок, но зато до­вольно хорошо согласуется с солнечным циклом.

Древние майя, наряду с другими достижениями,  изобрели очень точный и сложный календарь...

Читать дальше>>>


В избранное