Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Надстроечно нацию не взрастить Крах вроде бы на ровном месте величайшей державы – Советского Союза – является своего рода историческим экспериментом, который выявляет законы функционирования любого человеческого общества. На чем держатся держава, общество, семья, компания? Привычка, страх, общая цель общения и выживания? Желательно проследить, как высшие надстроечные формы социальных связей взрастают из более глубинных базисных мотивов-программ человеческого поведения. Не только основные животные инстинкты - обретения статуса в собственной популяции, пищи для выживания и спасения от голода, жизненного простора (территории) и генного бессмертия (потомства) - следует держать в уме, но и специфически-человеческое главное и самое могучее побуждение. В чем же оно? В Священных Писаниях, в постижениях величайших мыслителей дается ответ – человек создан по образу и подобию Божьему и сильнее всего стремится стать ближе к Богу, быть как Бог, иметь власть над сущим, творить и уничтожать его, познавать себя и самодержавничать. Люди сортировались по силе этой «воли к власти» или воли к воле, свободе, субъектности. Необходимое базисное условие субъектности, независимости, свободы – экономическая самодостаточность. Если человек экономически зависим от господина, общины, государства – он несубъектен (досубъектен, десубъектизирован) и является объектом порабощения или эксплуатации. Сильный прорывается к экономической самодостаточности, а слабый быстро смиряется с зависимым положением и, освобожденный от бремени ответственности за удержание статуса самодостаточности, даже находит массу прелестей в рабстве и начинает любить начальство. Нищие не восстают против существующего порядка вещей. Восстают те, кто стремится вырваться из объектности к субъектности. Таких немного, но в них – мотор. Государство – не только орудие господства субъектных над досубъектными, но и динамичная форма их борьбы с другими субъектными или недосубъектизироваными конкурентами извне и изнутри. Государство выстраивает население и предстает как форма существования народа и его защиты. Стабильное государство предполагает равновесие интересов различных групп населения, которые системой социально-экономических и надстроечно-идеологических связей связываются в народ. При капитализме, базирующемся на «критической массе» низовой субъектности (экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных хозяев-собственников или «третьего сословия», «среднего класса», «буржуазии»), этот часто разноэтнический и разноконфессиональный народ складывается в нацию (США, Швейцария и вообще все развитые страны Запада за последние два-три века, а за последний век – и ряд прорвавшихся стран Востока). Наша страна ещё не достигла «критической массы» низовой субъектности, и в ней никак не складывается нация. Но после краха СССР распался и народ. Таковы ключевые положения теории этноса, народа и нации. Надо только отметить, что если этнос является природно-культурной общностью, которая после образования государства входит в народ, то нация – это модерновая социально-историческая общность, «снимающая» традиционные природно-культурные связи и возвышающаяся над ними. Много лет я излагал эти взгляды, анализируя межэтнические процессы у нас и за рубежом и во многом отталкиваясь от работ американских ученых. Постепенно используемые мной термины и толкования распространялись по России, хотя до сих пор на обыденном уровне и особенно на всевозможных Интернет-форумах продолжают путать дурной этнозоологизм с «национализмом», не понимая, что «нация» превышает «этнос» (народ), а «национализм» подразумевает не межэтнические разборки, а сплочение субъектных и руководимых ими вокруг своих «национальных интересов» и защищающего их «национального государства». А в таких зависимых периферийных обществах, как нынешняя Россия, в которых заправляют компрадорско-полицейские хунты или клики, нет первенства национального капитала и тем более национального интереса и потому не может быть «национализма», а то, что выдается за таковой, на самом деле представляет собой вульгарную имитацию или провокацию. Заметно продвинулся в понимании разницы между этносом, народом и нацией уважаемый Сергей Георгиевич Кара-Мурза, и я решил откомментировать его пусть слабую, но типовую работу «Гражданская война нового типа» (http://www.contr-tv.ru/common/1545/): «Атрибуты державы – сильная государственность, обладающая устойчивой легитимностью; наличие цивилизационного проекта, понятого и поддержанного большинством общества; наличие мировоззренческой матрицы («культурного ядра»), собирающей население в народ. Все эти три условия взаимосвязаны, народ и государство – две ипостаси державы, разные представления надличностного субъекта, вырабатывающего проект. Утрата державности проявляется в оскудении и исчезновении всех трех условий и обеих ипостасей страны – государство утрачивает легитимность, народ рассыпается из-за деградации его мировоззренческой матрицы. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: С трудом врубился,претит надстроечность- на ней далеко не уедем/ Один из важных выводов анализа «оранжевых» революций гласит, что государство с подорванным «культурным ядром» обладает резко ослабленной легитимностью. Власть в нем легко свергается просто при помощи спектакля, построенного по канонам постмодерна на голом отрицании и возбуждении эмоций. Но результаты такого спектакля приводят к изменениям масштаба революции, вплоть до полного изъятия у населения прав на легитимацию власти и на определение своего цивилизационного вектора - и власть, и вектор ему задаются извне. Функция проектирования будущего, ранее всего лишь подавленная, теперь изымается. Грузия уже почти в таком состоянии, Украина - на грани. В РФ такая «оранжевая» революция готовится, и сопротивляемость ей понижена – власть переживает кризис легитимности, диалог о большом национальном проекте отсутствует. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: «Оранжевая революция» типологически схожа с Июльской (1830) революцией во Франции против «возвратившихся бурбонов», на современном языке – против полицейско-чиновничьего удушения низового предпринимательства, низовой субъектности. Лозунг таких революций – laissez faire!, дайте дело делать! Они – благо, хотя, как и полтора века назад в Европе, быстро скатываются к олигархии или новому авторитаризму и новому подавлению низовой субъектности. Но такова жизнь, таково любое недосубъектизированное общество. Надо снова и снова идти на бой за субъектность. А С.Г. Кара-Мурза и множество других «русских патриотов» и «русских националистов» ослепляются фактом поддержки Майдана со стороны США и западной общественности и фактически становятся на сторону «русской сомосы» Путина, который панически и не без оснований боится мелкобуржуазной «оранжевой революции» в России. А как без нее выйти из компрадорско-полицейского тупика? Любая революция использует те или иные внешние силы, в ней пересекаются самые разные интересы. Бояться американцев – в лес не ходить. И разве Путин против США?/ Фундаментальная причина этого состояния заключается в том, что за двадцать лет демонтирован, «разобран» главный субъект выработки и реализации национального проекта - народ. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Абстракция «народ» не может быть субъектом. С.Г.Кара-Мурза – в плену вульгарно-марксистских догм. Не на вече или выборах принимают проекты и решения, а всегда в очень узком кругу субъектных, которые отнюдь не обязательно вышли из народа или вошли в народ, а обычно являются стоящей над народом кастой часто в основном инородных кровей. Согласен, что ныне у нас «народ» рассыпался, его нет, а есть население, электорат, досубъектные «овощи» (по выражению Глеба Павловского). Народные массы – не субъект, а иногда средство политики. Делают политику очень немногие. Есть «критическая масса» субъектных орговиков-пассионариев – тогда вокруг нее иногда может выстраиваться «народ», а то и «нация», если внизу взрастет «критическая масса» низовой субъектности/ Во второй половине ХХ века народ России существовал как советский народ. На разрушение духовного и психологического каркаса этого народа была направлена большая кампания, названная «перестройкой». Демонтаж народа проводился сознательно, целенаправленно и с применением сильных и даже преступных технологий. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Примитивно! Шло и саморазрушение через ошкуривание общества сверху вниз. Виновата «элита», которая после смерти Сталина не подвергалась чисткам и стала быстро перерождаться, деморализуя «народ». Вместо включения фактора субъектности – как сделал Дэн Сяопин в Китае – продолжалась уравниловка и давилась самодостаточность/ Предполагалось, что в ходе реформ удастся создать новый народ, с иными качествами («новые русские», «средний класс»). Это и был бы демос, который должен был получить всю власть и собственность. Ведь демократия - это власть демоса, а гражданское общество - «республика собственников»! «Старые русские» («совки»), утратив статус народа, были бы переведены в разряд быдла, лишенного собственности и прав. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Была борьба национальных сил с компрадорскими, мы проиграли, народ поддался соблазну Золотого Тельца, дальнейшее общеизвестно/ Была поставлена и задача изменить тип государства - так, чтобы оно изжило свой патерналистский характер и перестало считать все население народом. Теперь утверждалось, что настоящей властью может быть только такая, которая защищает настоящий народ, то есть «республику собственников». Идеологи народа собственников особое внимание обращали на армию - задача создать наемную армию карательного типа была поставлена сразу же. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Упрощенно, примитивно, неправильно трактуются события. Во взращивании «критической массы» низовых хозяев-собственников, как предлагал ещё Петр Столыпин, - единственный работающий во всем мире базисный механизм становления нации и национального государства, тем более в наступившую эпоху постиндустриализма, когда для модернизационного прорыва необходимо раскрепощение низовой предприимчивости, в отличие от эпохи индустриализма, когда достаточно было трудовой мобилизации социума/ Выполнение этой программы свелось к холодной гражданской войне нового народа («новых русских») со старым (советским) народом. Новый народ был все это время или непосредственно у рычагов власти, или около них. Против большинства населения (старого народа) применялись средства информационно-психологической и экономической войны. Экономическая война внешне выразилась в лишении народа его общественной собственности («приватизация» земли и промышленности), а также личных сбережений. Это привело к кризису народного хозяйства и утрате социального статуса огромными массами рабочих, технического персонала и квалифицированных работников села. Резкое обеднение привело к изменению образа жизни (типа потребления, профиля потребностей, доступа к образованию и здравоохранению, характера жизненных планов). Это означало глубокое изменение в материальной культуре народа и разрушало его мировоззренческое ядро. Воздействие на массовое сознание имело целью непосредственное разрушение культурного ядра советского народа. В частности, был произведен демонтаж исторической памяти, причем на очень большую глубину. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Эти и другие изменения в социуме свершались на моих глазах, шла борьба различных сил, и патриотические силы объединились против компрадоров и агентов внешнего влияния во Фронт Национального Спасения, в котором ведущую роль играли не коммунисты и левые, а представители национального капитала. Но мы проиграли в октябре 1993 года в основном из-за собственных ошибок. Соотношение же сил было 50 на 50/ В результате экономической и информационно-психологической войн была размонтирована «центральная матрица» мировоззрения, население утратило целостную систему ценностных координат. Сдвиги и в сознании, и в образе жизни были инструментами демонтажа того народа, который и составлял общество и на согласии которого держалась легитимность советской государственности. К 1991 г. советский народ был в большой степени «рассыпан» - осталась масса людей, не обладающих надличностным сознанием и коллективной волей. Эта масса людей утратила связную картину мира и способность к логическому мышлению, выявлению причинно-следственных связей. В этом состоянии у населения РФ отсутствует ряд качеств народа, необходимых для выработки проекта и для организации действий в защиту хотя бы своего права на жизнь. Можно говорить, что народ болен и лишен дееспособности, как бывает ее лишен больной человек, который еще вчера был зорким, сильным и энергичным. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: С.Г. Кара-Мурза констатирует очевидное, но за одно это достоин похвалы, поскольку подавляющее большинство патриотов продолжает жить иллюзиями/ В начале реформ утверждалось, что речь будет идти о «пересборке» народа, о консолидации индивидов, «освобожденных» от уз тоталитаризма, в классы и ассоциации, образующие гражданское общество. Этому должны были служить новые отношения собственности и система политических партий, представляющих интересы классов и социальных групп. Должны были быть реформированы и механизмы, «воспроизводящие» общество - школа, СМИ, культура и т.д. Эти планы оказались утопическими и выполнены не были. Гражданского общества и «среднего класса» не возникло. Созданный социально-инженерными средствами квази-народ («новые русские») оказался выхолощенным, лишенным творческого потенциала и неспособным к строительству в социальной и культурной сфере. Возникла патологическая социальная система: большинство населения «съеживается» и низводится до положения бесправного меньшинства. В рамках демократических процедур (например, выборов) это «меньшинство» и не может отвоевать и защитить свои права и обречено на вымирание. Тот факт, что в численном отношении этот «бывший» народ находится в большинстве, при демократии западного типа не имеет значения - как для англо-саксов в США не имела значения численность индейцев при распределении собственности и политических прав. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Симптомы, хотя и не все, описываются верно. Но отсутствует базисный взгляд, а в надстроечных констатациях мало толка. И где же выход из тупика/ При анализе в этих понятиях нынешняя РФ предстает как жесткое этнократическое государство. Здесь к власти пришел и господствует этнос (племя или народ), который экспроприирует и подавляет численное большинство населения, разрушает его культуру и лишает его элиту возможности выполнять ее функции в восстановлении самосознания населения как народа. Причем господствующая общность не только пользуется властью и привилегиями, но и присваивает себе государство в целом. Она выдает себя за единственную «настоящую» нацию и навязывает всему населению ту модель, к которой остальные обязаны приспосабливаться (это и есть главный признак этнократичности). /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Неудачен термин «этнократичность» для обозначения режима. В хунту входят персонажи разного этнического происхождения. Строже Станислав Белковский, применяющий термин «организованная преступная группа» - ОПГ. Как еще называть группу мародеров, шкурников и предателей, проводящих политику деградации и геноцида?/ Идея разборки и создания народов нам непривычна. Причина этого в том, что истмат и либерализм приучили нас к представлению, будто общество развивается по таким же объективным законам, как и природа. Зарождаются в дикой природе виды растений и животных, так же зарождаются и развиваются народы у людей. Другое дело - классы. Для их возникновения нужны не только объективные основания (отношения собственности), но и сознательная деятельность людей, которые вырабатывают идеологию. Эти люди, сами обычно из другого класса, вносят эту идеологию в «сырой материал» для строительства нового класса и «будят» его. В действительности все сообщества людей складываются в ходе их сознательной деятельности, они проектируются и конструируются. Это - явления культуры, а не природы. Чтобы возник народ (из племени, уже возникшего из родов), требуется государственная власть с ее жрецами и философами, границами и войском. «Не нации порождают национализм, а национализм порождает нации». /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Намешал здесь Сергей Георгиевич Кара-Мурза! Народ смешал с нацией. Да, народ во многом есть явление культуры, но нация – продукт проекта, социально-исторического проекта. Слышал звон, а откуда он? Из концепции nation-building, принятой американскими обществоведами. Только имеют в виду они не традиционный «народ», а модерную «нацию», которую действительно быстро можно спроектировать-сконструировать. Недавние примеры – нации Сингапура или Малайзии (http://panlog.com/docs/nation.doc.html)/ Процесс разборки и строительства народов резко ускоряется в переломные моменты истории. За вторую половину ХХ века он стал предметом исследований и технологических разработок, основанных на развитой науке. Свержение государств и уничтожение народов происходит сегодня не в ходе классовых революций и межгосударственных войн, а посредством искусственного создания и стравливания этносов. Бесполезно пытаться защититься от этих новых типов революции и войны марксистскими или либеральными заклинаниями. Выработка «проекта будущего» и выход из нынешнего кризиса будут происходить по мере новой «сборки» народа из большинства населения на основе восстановления его культурного и мировоззренческого ядра с преемственностью исторического цивилизационного пути России. Для этого необходимо принципиальное обновление политической системы государства с появлением организационных форм (партий и движений), построенных исходя не из классового, а из цивилизационного подхода и адекватных современному историческому вызову России как цивилизации». МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Концовка сугубо надстроечная, пустая. Базисного выхода из тупика, в котором ныне находится деградирующая и вымирающая Россия и великий когда-то, а ныне немощный русский народ, - даже не подсказано. Однако данный текст С.Г.Кара-Мурзы – без бодрячества типа «русские идут!» и прочих наивностей, а стремится взглянуть на вещи шире. Из моих комментариев видно, в чем принципиальная слабость суждений Сергея Георгиевича Кара-Мурзы. Базисное, субъектное измерение человека отсутствует в поле зрения ученого. Зато доминирует надстроечное, а в нем – государственническое. Впрочем, другие пишущие о России в её прошлом и настоящем – ещё примитивнее методологически. Они не понимают, что государство создается и признается конкретными живыми людьми, преследующими свои интересы, и от содержания и конфигурации этих интересов зависит расслоение этих людей по классам и социальным группам, зависит тип государства. Таким образом, государство является не самоцелью, а средством-орудием разных заинтересованных доминирующих групп. А для С.Г. Кара-Мурзы, государство чуть ли не отождествляется с народом, предстает формой его существования и тем самым наделяется статусом не средства, а суверена, «шествия Бога в мире» (Гегель). При таком подходе любая революция против любого государства является святотатством, происком Сатаны. А если в народе взросла новая социальная группа, более богатая по потенциалу субъектности – то что, ей надо отказать в праве свергнуть старое государство? Глупо. Субъектность как высшая самоцель в мире имеет право на восстание против государства, подавляющего эту субъектность, как Кронос имел право на восстание против отца своего Урана, а молодой Зевс, сын Кроноса, в свою очередь, – на восстание против нового владыки небес. Субъектность, набрав «критическую массу» в десубъектизирующем её государстве, не просто имеет право, а должна восстать. Таков вывод из базисного понимания государства и истории. Перевернув Гегеля с головы на ноги, Карл Маркс в гениальных «Тезисах о Фейербахе», особенно в первом и в последнем 11-ом, открыл базис истории в субъектности и призвал десубъектизируемых всех стран объединиться и до основания разрушить весь старый мир десубъектизаторов, чтобы на его обломках построить «наш новый мир», то есть мир новых субъектов. И они, эти новые стремящиеся к субъектности социальные слои, бывшие никем под игом угнетающего их старого государства, становятся в Мировой Революции «всем», то есть разноплеменные новые молодые боги становятся сверхнацией, Интернационалом. Традиционное природно-культурное рушится-«снимается» в новом социально-историческом синтезе – «Сегодня приказчик, а завтра царства стираю в карте я» (Владимир Маяковский. Владимир Ильич Ленин /1924/). Мало царств земных – и субъекты-орговики замахиваются на «Штурм Неба». Вот она – субъектность Поджигателей Вселенной, явленная в величайшей Русской Революции! После этого базисного реального свершения, разбирать надстроечные умозрения С.Г. Кара-Мурзы о примате государства и о «народе» как субъекте истории – скучно. Пока готовил эту заметку, на ТВ-канале «Культура» шла передача Виталия Третьякова «Что делать» о концепции отечественной истории. Все сходились на том, что убедительной версии истории России пока нет. Некоторые участники обсуждения, правда, скатывались на надстроечный примитив о «примате государства». На базисное– ноль внимания. Что касается попыток модернизации, то они на протяжении более трехсот лет так и не привели к победе низовой субъектности, в результате чего Россия все еще мучается «догоняющим развитием» и обезьянски, не обретя нации, перенимает внешние формы демократии у Запада. Кто-то весьма уместно процитировал знаменитое стихотворение «Россия» Максимлиана Волошина: РОССИЯ 1 С Руси тянуло выстуженным ветром. Над Карадагом сбились груды туч. На берег опрокидывались волны, Нечастые и тяжкие. Во сне, Как тяжело больной, вздыхало море, Ворочаясь со стоном. Этой ночью Со дна души вздувалось, нагрубало Мучительно-бесформенное чувство -- Безмерное и смутное -- Россия... Как будто бы во мне самом легла Бескрайняя и тусклая равнина, Белесою лоснящаяся тьмой, Остуженная жгучими ветрами. В молчании вился морозный прах: Ни выстрелов, ни зарев, ни пожаров; Мерцали солью топи Сиваша, Да камыши шуршали на Кубани, Да стыл Кронштадт... Украина и Дон, Урал, Сибирь и Польша - всё молчало. Лишь горький снег могилы заметал... Но было так неизъяснимо томно, Что старая всей пережитой кровью, Усталая от ужаса душа Всё вынесла бы -- только не молчанье. 2 Я нес в себе -- багровый, как гнойник, Горячечный и триумфальный город, Построенный на трупах, на костях "Всея Руси" -- во мраке финских топей, Со шпилями церквей и кораблей, С застенками подводных казематов, С водой стоячей, вправленной в гранит, С дворцами цвета пламени и мяса, С белесоватым мороком ночей, С алтарным камнем финских чернобогов, Растоптанным копытами коня, И с озаренным лаврами и гневом Безумным ликом медного Петра. В болотной мгле клубились клочья марев: Российских дел неизжитые сны... Царь, пьяным делом, вздернувши на дыбу, Допрашивает Стрешнева: "Скажи -- Твой сын я, али нет?". А Стрешнев с дыбы: "А черт тя знает, чей ты... много нас У матушки-царицы переспало..." В конклаве всешутейшего собора На медведях, на свиньях, на козлах, Задрав полы духовных облачений, Царь, в чине протодьякона, ведет По Петербургу машкерную одурь. В кунсткамере хранится голова, Как монстра, заспиртованная в банке, Красавицы Марии Гамильтон... В застенке Трубецкого равелина Пытает царь царевича -- и кровь Засеченного льет по кнутовищу... Стрелец в Москве у плахи говорит: "Посторонись-ка, царь, мое здесь место". Народ уж знает свычаи царей И свой удел в строительстве империй. Кровавый пар столбом стоит над Русью, Топор Петра российский ломит бор И вдаль ведет проспекты страшных просек, Покамест сам великий дровосек Не валится, удушенный рукою -- Водянки? иль предательства? как знать... Но вздутая таинственная маска С лица усопшего хранит следы Не то петли, а может быть, подушки. Зажатое в державном кулаке Зверье Петра кидается на волю: Царица из солдатских портомой, Волк -- Меншиков, стервятник -- Ягужинский, Лиса - Толстой, куница -- Остерман -- Клыками рвут российское наследство. Петр написал коснеющей рукой: "Отдайте всё..." Судьба же дописала: "...распутным бабам с хахалями их". Елисавета с хохотом, без гнева Развязному курьеру говорит: "Не лапай, дуралей, не про тебя-де Печь топится". А печи в те поры Топились часто, истово и жарко У цесаревен и императриц. Российский двор стирает все различья Блудилища, дворца и кабака. Царицы коронуются на царство По похоти гвардейских жеребцов, Пять женщин распухают телесами На целый век в длину и ширину. Россия задыхается под грудой Распаренных грудей и животов. Ее гноят в острогах и в походах, По Ладогам да по Рогервикам, Голландскому и прусскому манеру Туземцев учат шкипер и капрал. Голштинский лоск сержант наводит палкой, Курляндский конюх тычет сапогом; Тупейный мастер завивает души; Народ цивилизуют под плетьми И обучают грамоте в застенке... А в Петербурге крепость и дворец Меняются жильцами, и кибитка Кого-то мчит в Березов и в Пелым. 3 Минует век, и мрачная фигура Встает над Русью: форменный мундир, Бескровные щетинистые губы, Мясистый нос, солдатский узкий лоб, И взгляд неизреченного бесстыдства Пустых очей из-под припухших век. У ног ее до самых бурых далей Нагих равнин -- казарменный фасад И каланча: ни зверя, ни растенья... Земля судилась и осуждена. Все грешники записаны в солдаты. Всяк холм понизился и стал как плац. А надо всем солдатскою шинелью Провис до крыш разбухший небосвод. Таким он был написан кистью Доу -- Земли российской первый коммунист - Граф Алексей Андреич Аракчеев. Он вырос в смраде гатчинских казарм, Его познал, вознес и всхолил Павел. "Дружку любезному" вставлял клистир Державный мистик тою же рукою, Что иступила посох Кузьмича И сокрушила силу Бонапарта. Его посев взлелял Николай, Десятки лет удавьими глазами Медузивший засеченную Русь. Раздерганный и полоумный Павел Собою открывает целый ряд Наряженных в мундиры автоматов, Штампованных по прусским образцам (Знак: "Made in Germany" 1, клеймо: Романов). Царь козыряет, делает развод, Глаза пред фронтом пялит растопыркой И пишет на полях: "Быть по сему". А между тем от голода, от мора, От поражений, как и от побед, Россию прет и вширь, и ввысь -- безмерно. Ее сознание уходит в рост, На мускулы, на поддержанье массы, На крепкий тяж подпружных обручей. Пять виселиц на Кронверкской куртине Рифмуют на Семеновском плацу; Волы в Тифлис волочат "Грибоеда", Отправленного на смерть в Тегеран; Гроб Пушкина ссылают под конвоем На розвальнях в опальный монастырь; Над трупом Лермонтова царь: "Собаке -- Собачья смерть" -- придворным говорит; Промозглым утром бледный Достоевский Горит свечой, всходя на эшафот... И всё тесней, всё гуще этот список... Закон самодержавия таков: Чем царь добрей, тем больше льется крови. А всех добрей был Николай Второй, Зиявший непристойной пустотою В сосредоточьи гения Петра. Санкт-Петербург был скроен исполином, Размах столицы был не по плечу Тому, кто стер блистательное имя. Как медиум, опорожнив сосуд Своей души, притягивает нежить -- И пляшет стол, и щелкает стена, -- Так хлынула вся бестолочь России В пустой сквозняк последнего царя: Желвак От-Цу, Ходынка и Цусима, Филипп, Папюс, Гапонов ход, Азеф... Тень Александра Третьего из гроба Заезжий вызывает некромант, Царице примеряют от бесплодья В Сарове чудотворные штаны. Она, как немка, честно верит в мощи, В юродивых и в преданный народ. И вот со дна самой крестьянской гущи -- Из тех же недр, откуда Пугачев, -- Рыжебородый, с оморошным взглядом -- Идет Распутин в государев дом, Чтоб честь двора, и церкви, и царицы В грязь затоптать мужицким сапогом И до низов ославить власть цареву. И всё быстрей, всё круче чертогон... В Юсуповском дворце на Мойке -- Старец, С отравленным пирожным в животе, Простреленный, грозит убийце пальцем: "Феликс, Феликс! царице всё скажу..." Раздутая войною до отказа, Россия расседается, и год Солдатчина гуляет на просторе... И где-то на Урале средь лесов Латышские солдаты и мадьяры Расстреливают царскую семью В сумятице поспешных отступлений: Царевич на руках царя, одна Царевна мечется, подушкой прикрываясь, Царица выпрямилась у стены... Потом их жгут и зарывают пепел. Всё кончено. Петровский замкнут круг. 4 Великий Петр был первый большевик, Замысливший Россию перебросить, Склонениям и нравам вопреки, За сотни лет к ее грядущим далям. Он, как и мы, не знал иных путей, Опричь указа, казни и застенка, К осуществленью правды на земле. Не то мясник, а может быть, ваятель -- Не в мраморе, а в мясе высекал Он топором живую Галатею, Кромсал ножом и шваркал лоскуты. Строителю необходимо сручье: Дворянство было первым Р.К.П. -- Опричниною, гвардией, жандармом, И парником для ранних овощей. Но, наскоро его стесавши, невод Закинул Петр в морскую глубину. Спустя сто лет иными рыбарями На невский брег был вытащен улов. В Петрову мрежь попался разночинец, Оторванный от родовых корней, Отстоянный в архивах канцелярий -- Ручной Дантон, домашний Робеспьер, -- Бесценный клад для революций сверху. Но просвещенных принцев испугал Неумолимый разум гильотины. Монархия извергла из себя Дворянский цвет при Александре Первом, А семя разночинцев -- при Втором. Не в первый раз без толка расточали Правители созревшие плоды: Боярский сын -- долбивший при Тишайшем Вокабулы и вирши -- при Петре Служил царю армейским интендантом. Отправленный в Голландию Петром Учиться навигации, вернувшись, Попал не в тон галантностям цариц. Екатерининский вольтерианец Свой праздный век в деревне пробрюзжал. Ученики французских эмигрантов, Детьми освобождавшие Париж, Сгноили жизнь на каторге в Сибири... Так шиворот-навыворот текла Из рода в род разладица правлений. Но ныне рознь таила смысл иной: Отвергнутый царями разночинец Унес с собой рабочий пыл Петра И утаенный пламень революций: Книголюбивый новиковский дух, Горячку и озноб Виссариона. От их корней пошел интеллигент. Его мы помним слабым и гонимым, В измятой шляпе, в сношенном пальто, Сутулым, бледным, с рваною бородкой, Страдающей улыбкой и в пенсне, Прекраснодушным, честным, мягкотелым, Оттиснутым, как точный негатив, По профилю самодержавья: шишка, Где у того кулак, где штык -- дыра, На месте утвержденья -- отрицанье, Идеи, чувства -- всё наоборот, Всё "под углом гражданского протеста". Он верил в Божие небытие, В прогресс и в конституцию, в науку, Он утверждал (свидетель -- Соловьев), Что "человек рожден от обезьяны, А потому -- нет большия любви, Как положить свою за ближних душу". Он был с рожденья отдан под надзор, Посажен в крепость, заперт в Шлиссельбурге, Судим, ссылаем, вешан и казним На каторге -- по Ленам да по Карам... Почти сто лет он проносил в себе -- В сухой мякине -- искру Прометея, Собой вскормил и выносил огонь. Но -- пасынок, изгой самодержавья -- И кровь кровей, и кость его костей -- Он вместе с ним в циклоне революций Размыкан был, растоптан и сожжен. Судьбы его печальней нет в России. И нам -- вспоенным бурей этих лет -- Век не избыть в себе его обиды: Гомункула, взращенного Петром Из плесени в реторте Петербурга. 5 Все имена сменились на Руси. (Политика -- расклейка этикеток, Назначенных, чтоб утаить состав), Но логика и выводы всё те же: Мы говорим: "Коммуна на земле Немыслима вне роста капитала, Индустрии и классовой борьбы. Поэтому не Запад, а Россия Зажжет собою мировой пожар". До Мартобря (его предвидел Гоголь) В России не было ни буржуа, Ни классового пролетариата: Была земля, купцы да голытьба, Чиновники, дворяне да крестьяне... Да выли ветры, да орал сохой Поля доисторический Микула... Один поверил в то, что он буржуй, Другой себя сознал, как пролетарий, И почалась кровавая игра. На всё нужна в России только вера: Мы верили в двуперстие, в царя, И в сон, и в чох, в распластанных лягушек, В социализм и в интернацьонал. Материалист ощупывал руками Не вещество, а тень своей мечты; Мы бредили, переломав машины, Об электрофикации; среди Стрельбы и голода -- о социальном рае, И ели человечью колбасу. Политика была для нас раденьем, Наука -- духоборчеством, марксизм -- Догматикой, партийность -- оскопленьем. Вся наша революция была Комком религиозной истерии: В течение пятидесяти лет Мы созерцали бедствия рабочих На Западе с такою остротой, Что приняли стигматы их распятий. И наше достиженье в том, что мы В бреду и корчах создали вакцину От социальных революций: Запад Переживет их вновь, и не одну, Но выживет, не расточив культуры. Есть дух Истории -- безликий и глухой, Что действует помимо нашей воли, Что направлял топор и мысль Петра, Что вынудил мужицкую Россию За три столетья сделать перегон От берегов Ливонских до Аляски. И тот же дух ведет большевиков Исконными народными путями. Грядущее -- извечный сон корней: Во время революций водоверти Со дна времен взмывают старый ил И новизны рыгают стариною. Мы не вольны в наследии отцов, И, вопреки бичам идеологий, Колеса вязнут в старой колее: Неверы очищают православье Гоненьями и вскрытием мощей, Большевики отстраивают стены На цоколях разбитого Кремля, Социалисты разлагают рати, Чтоб год спустя опять собрать в кулак. И белые, и красные Россию Плечом к плечу взрывают, как волы, -- В одном ярме -- сохой междоусобья, Москва сшивает снова лоскуты Удельных царств, чтоб утвердить единство. Истории потребен сгусток воль: Партийность и программы -- безразличны. 6 В России революция была Исконнейшим из прав самодержавья, Как ныне в свой черед утверждено Самодержавье правом революций. Крыжанич жаловался до Петра: "Великое народное несчастье Есть неумеренность во власти: мы Ни в чем не знаем меры да средины, Всё по краям да пропастям блуждаем, И нет нигде такого безнарядья, И власти нету более крутой". Мы углубили рознь противоречий За двести лет, что прожили с Петра: При добродушьи русского народа, При сказочном терпеньи мужика -- Никто не делал более кровавой -- И страшной революции, чем мы. При всем упорстве Сергиевой веры И Серафимовых молитв -- никто С такой хулой не потрошил святыни, Так страшно не кощунствовал, как мы. При русских грамотах на благородство, Как Пушкин, Тютчев, Герцен, Соловьев, -- Мы шли путем не их, а Смердякова -- Через Азефа, через Брестский мир. В России нет сыновнего преемства И нет ответственности за отцов. Мы нерадивы, мы нечистоплотны, Невежественны и ущемлены. На дне души мы презираем Запад, Но мы оттуда в поисках богов Выкрадываем Гегелей и Марксов, Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп, Курить в их честь стираксою и серой И головы рубить родным богам, А год спустя -- заморского болвана Тащить к реке привязанным к хвосту. Зато в нас есть бродило духа -- совесть -- И наш великий покаянный дар, Оплавивший Толстых и Достоевских И Иоанна Грозного. В нас нет Достоинства простого гражданина, Но каждый, кто перекипел в котле Российской государственности, -- рядом С любым из европейцев -- человек. У нас в душе некошенные степи. Вся наша непашь буйно заросла Разрыв-травой, быльем да своевольем. Размахом мысли, дерзостью ума, Паденьями и взлетами -- Бакунин Наш истый лик отобразил вполне. В анархии всё творчество России: Европа шла культурою огня, А мы в себе несем культуру взрыва. Огню нужны -- машины, города, И фабрики, и доменные печи, А взрыву, чтоб не распылить себя, -- Стальной нарез и маточник орудий. Отсюда -- тяж советских обручей И тугоплавкость колб самодержавья. Бакунину потребен Николай, Как Петр -- стрельцу, как Аввакуму -- Никон. Поэтому так непомерна Русь И в своевольи, и в самодержавьи. И нет истории темней, страшней, Безумней, чем история России. 7 И этой ночью с напряженных плеч Глухого Киммерийского вулкана Я вижу изневоленную Русь В волокнах расходящегося дыма, Просвеченную заревом лампад -- Страданьями горящих о России... И чувствую безмерную вину Всея Руси -- пред всеми и пред каждым. 6 февраля 1924 Коктебель На беседе с Виталием Третьяковым о русской истории предлагалось профинансировать работу нескольких независимых групп историков, чтобы они наконец составили верную концепцию предназначения и пути России. Но прежде всего необходимо обрести верную систему координат, чтобы не заниматься отсебятиной. Единственной осью исторических координат является ось субъектности - стремления человека к равнобожию. Субъектность – самый могучий мотив, импульс. Никакое ретроградство, никакое плевание против ветра субъектности не остановит порыв к Богочеловечеству. Более полутысячелетия неудержим прогресс, хотя в потоке его бывают завихрения и попятные движения десубъектизации, как сегодня в России. История может быть строгой наукой только в том случае, если будет постигаться в перспективе возвышения субъектности. Я как историк стараюсь именно в этом ключе истолковать ключевые моменты истории России. В заметках о возвышении Москвы в XIV веке и о роли протобуржуазных элементов типа московских «небывальцев», сыгравших столь важную роль в победе на Поле Куликовом, а также о воинствующем исихазме Сергия Радонежского, - я переосмыслил и продолжил изыскания академика Михаила Покровского. Год назад я сделал доклад о влиянии «взрыва субъектности» в Европе на события конца XV и начала XVI веков в Московии (София Палеолог, Елена Глинская, «ересь жидовствующих», Иосиф Волоцкий). Занимался я также Смутным Временем, феноменом казачества, Петром Великим, восстанием Пугачева и другими проблесками субъектности. Последняя моя работа в этом плане – сопоставление восстания декабристов с революцией Мэйдзи в Японии и восстанием Симона Боливара в Южной Америке. И, разумеется, под этим углом зрения я осмысляю Русскую Катастрофу-1991 и тупик десубъектизации, в котором гоняет нас Путин.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||