Сегодня, как я и обещал, мы поговорим о некоторых инструментах оценки, которые есть в распоряжении любого руководителя. И говорить мы будем о критике, конструктивной критике и обратной связи. Эти слова для многих обозначают схожие понятия, и все же, стоит их различать.
Обычно, когда говорят о критике, имеют в виду критику самого человека. Это самый неконструктивный вариант. С другой стороны, этот вариант наиболее распространен в нашей культуре, и знаком практически каждому с самого детства. На самом деле, кто из нас не слышал в детстве, например, таких фраз:
«Посмотри на себя, ты вымазался, как хрюшка!»
«Я не знаю, что мне делать с этим разгильдяем!»
Потом мы вырастали, и слышали в школе:
«Ты неусидчивый!»
«Ты ленивый!»
А потом мы становимся руководителями и уже сами говорим своим подчиненным:
«Это какие-то уроды, а не сотрудники!»
«Что я могу сделать с такими тупыми и ленивыми продавцами?!»
На какой результат может рассчитывать менеджер, использующий в своей практике критику? Стоит ли ему ожидать, что сотрудник, благодаря критике, изменит свое поведение?
Как правило, нет. В лучшем случае, критика позволяет человеку, ее применяющему, разрядиться, снять напряжение. Спустя же какое-то время сотрудник повторит поведение, спровоцировавшее критику.
Конструктивная критика возникает тогда, когда руководитель отделяет неустраивающее его поведение от личности сотрудника. И тогда менеджер говорит:
«В течение прошлого месяца ты опоздал на работу 8 раз…», вместо: «Ты неорганизованный сотрудник».
«Ты не сдал отчет», вместо: «Ты ленив! Ты никогда ничего не сделал вовремя».
Как видите, основное отличие конструктивной критики от критики в безоценочности высказываний, по отношению к сотруднику. Руководитель, использующий конструктивную критику, не оценивает личность сотрудника. Он говорит только о фактах, касающихся поведения. И сотрудник, в ответ на конструктивную критику, не начинает оправдываться и защищаться. Ведь речь идет о фактах, о поведении, и, если человек хочет, чтобы критика от руководителя не повторялась, он понимает, что нужно изменить. И гораздо
больше вероятности, что сотрудник сочтет такое изменение реализуемым, в отличие от изменения себя, своей личности. Если человеку говорят, что он ленив, человек не понимает, что же конкретно ему надо изменить.
Итак, резюмируя, критика – оценочное высказывание, касающееся личностных характеристик того, кого критикуют. Как правило, критика конфликтогенна.
Конструктивная критика – характеризуется безоценочными высказываниями, описывающими фактическое поведение того, кого оценивают.
В следующем выпуске нашей рассылки поговорит о технике обратной связи от руководителя подчиненному.
P.S. Внимание! У нас появилась новая рассылка "Игры лидеров, или профессиональное сопровождение к успешности". Подписка - на нашем сайте http://www.pcnp.ru/rass/subscribe.php
Сейчас "Консультарий" включает 5 рассылок:Психологический Консультарий
Вопросы и ответы по психологии.
Ведет Психологический центр на Пятницкой Секс, ложь и деньги. Психологические проблемы деловых взаимоотношений.
Медицинский Консультарий
Вопросы на медицинские темы. Отвечают специалисты медицинского центра "Эхинацея".
Консультарий - Салон Красоты
Уход за телом и волосами, о косметика, парфюмерия (выходит не регулярно).
Консультарий
Базовая рассылка. Вопросы по всем остальным темам + избранные вопросы из других рассылок.
Чтобы подписаться, введите свой e-mail и нажмите "OK":
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1: Ваше письмо будет опубликовано! Если хотите сохранить анонимность, сделайте соотвествующие пометки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 2: Возможности заочной консультации ограничены! Консультаныты не могут знать ВСЕХ Ваших обстоятельств. Бездумное использование заочных советов врача, психолога, строителя и т.п. может быть опасным!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 3: Мы не можем гарантировать ответов на все вопросы, так же как не можем гарантировать сроков ответа. Если Ваш вопрос действительно важен, подумайте об очной консультации.