-
РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/doroga@karelia.ru
_______________________
Добрый день!
Очередные новости из Эстонии сообщает нам Евгений Криштафович, руководитель некоммерческой
организации «Открытая Республика», работающей с ученическими самоуправлениями
русскоязычных школ.
Во-первых, «Открытая Республика» обсуждает проект резолюции о жизнеспособности
ученических самоуправлений – текст мы предлагаем вашему вниманию. Эстонские коллеги
приглашают Вас принять участие в обсуждении резолюции на форуме по адресу:
http://narod.yandex.ru/userforum/?owner=avliit
(или зайдите на сайт «Открытой Республики»: http://www.hot.ee/avliit/)
Во-вторых, Евгений прислал нам ссылку на статью в русскоязычном эстонском издании,
в которой журналист «проезжается» насчёт создания в одной из гимназий Школьной
республики – как раз по теме игровых моделей ученического самоуправления, которую
мы затронули в прошлом параграфе учебника. Статью вы можете посмотреть здесь:
http://www.vesti.ee/vesti/0502/3/seg7.htm
Удачного лета!
Денис
doroga@karelia.ru
Резолюция о жизнеспособности Ученических самоуправлений
Институт Ученических самоуправлений появился в Эстонии в середине 1999 года,
после того, как Рийгикогу принял соответствующие поправки к Закону об основной
школе и гимназии, позволяющие ученикам, опираясь на действующее законодательство,
участвовать в решении вопросов школьной жизни через своё выборное представительство.
До этого момента в некоторых учебных заведениях уже существовали отдельные виды
ученических представительств, к чьей компетенции были отнесены в той или иной
мере и форме соответствующие вопросы. Поскольку поправки к закону определили
весьма общую форму участия учеников в организации школьной жизни и не сформировали
чёткой области, в которой Ученические представительства могли бы иметь решающий
и/или совещательный голос, перед обществом встаёт вопрос о жизнеспособности такого
рода институтов.
Учитывая, что, с одной стороны, законами и подзаконными актами определены права
и сферы влияния ученических представительств на организацию школьной жизни (место
в попечительском совете, участие с правом голоса в работе педагогического совета
и т.д.), а с другой стороны, наличие Ученического представительства не является
для школы обязательным, у руководства учебными заведениями отсутствует побудительный
мотив к упорядочению деятельности Ученических представительств. Союз Ученических
самоуправлений «Открытая Республика» считает в этой связи важным проведение необходимых
исследований деятельности уже существующих Ученических представительств, упорядочение
терминологии и форм документации в отношении их сферы деятельности, проведения
массовых и единичных акций по ознакомлению учеников с их правами и возможностями
влияния на окружающую обстановку посредством собственного представительства,
а также обеспечение необходимой правовой помощи и консультаций в вопросах защиты
прав учеников и Ученических представительств.
1. Исследование и поддержка деятельности Ученических представительств
В Союз «Открытая Республика» входит на сегодняшний день свыше пятидесяти Ученических
представительств, каждое из которых имеет собственную структуру, систему выборов,
модель управления и т. д. Кроме того, в разных школах различны формы диалога
с администрацией и коллективом учеников. Различается также положение вещей в
школах крупных городов и малых населённых пунктов. Взаимодействие этих факторов
влияет и на результативность деятельности Ученических представительств.
В связи с этим, Союз Ученических самоуправлений «Открытая Республика» считает
важными следующие шаги:
1.1 Создание общей базы данных Ученических представительств и направлений их
основной деятельности, разработав единую систему анкетирования и последующего
анализа
1.2 Создание и поддержание деятельности региональных круглых столов Ученических
представительств
1.3 Создание и обновление архива документации Ученических представительств, сравнительный
анализ документов, регулирующих их деятельность
2. Упорядочение терминологии и форм документации Ученических представительств
Несмотря на то, что законодательство чётко определяет процесс создания в школе
Ученического представительства, большинство его учредителей полностью или частично
игнорируют эти положения из-за незнания всех тонкостей юридической практики.
Результатом такого отношения к своим функциям является полная или частичная нелегитимность
Ученических представительств. Кроме того, существует достаточно большое число
активистов, создающих различные коллективные формы, имеющие признаки Ученических
представительств, придавая им весьма причудливые названия, и сводя, по сути,
процессуальное действие к форме педагогической либо иной игры.
В связи с этим, Союз Ученических самоуправлений «Открытая Республика» считает
важными следующие шаги:
2.1 Создание единой общепринятой терминологии в отношении Ученических представительств,
опирающейся на действующее законодательство
2.2 Анализ действующего законодательства, а также существующей базовой документации
законно действующих Ученических самоуправлений с целью выработки конкретных рекомендаций
по учреждению и дальнейшей легитимной деятельности Ученических представительств
2.3 Создание и публикация сборника практических рекомендаций в области деятельности
Ученических самоуправлений, а также образцов базовой документации и советов по
её применению
3. Проведение массовых и единичных акций по ознакомлению учеников с их правами
и возможностями влияния на окружающую обстановку посредством собственного представительства
Большáя часть учеников не имеет представления о своих правах в полном
объёме. Для многих секретом являются и выгоды от наличия в школе активно действующего
Ученического представительства. Это создаёт хорошую почву для систематического
нарушения прав учеников или действия фиктивных форм Ученических представительств,
созданных в нарушении действующего законодательства.
В связи с этим, Союз Ученических самоуправлений «Открытая Республика» считает
важным:
3.1 Разработку системы ознакомительных семинаров и курсов обучения, с целью их
проведения в различных регионах Эстонии и за рубежом
3.2 Проведение массовых мероприятий в молодёжной среде, направленных на повышение
их знаний о своих правах
3.3 Сотрудничество с различными молодёжными центрами и молодёжными организациями
по ознакомлению молодых людей с их правами и возможностями влияния на окружающую
обстановку посредством собственного представительства
4. Обеспечение необходимой правовой помощи и консультаций в вопросах защиты прав
учеников и Ученических представительств
Ученические представительства, призванные защищать права учеников, сами очень
часто оказываются в ситуации, когда им необходима правовая помощь или защита.
Точно также и ученики, проблемы которых в отношении с администрацией не в состоянии
решить Ученическое представительство, поскольку оно испытывает на себе давление
со стороны педагогического коллектива.
В связи с этим, Союз Ученических самоуправлений «Открытая Республика» считает
важным:
4.1 Создание и публикация сборника наиболее часто встречающихся вопросов и проблем
учеников и Ученических представительств, с указанием возможных решений, а также
контактных данных лиц, способных помочь разрешению ситуации (со стороны публичной
власти, третьего сектора и т. д.)
4.2 Создание на базе активных представителей учеников и их партнёров республиканской
и региональных комиссий по разрешению правовых вопросов в области защиты прав
учеников и Ученических представительств
4.3 Выпуск периодических изданий, интернет-ресурсов и иного рода тематических
источников, информирующих общественность о ситуации в области защиты прав учеников
и Ученических представительств
-