Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'Капитан и экипаж 100 лет назад'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Капитан и экипаж 100 лет назад
Читаю учебник Г.Шершеневича.

Капитану вменяется в строгую обязанность личное присутствие на судне при входе в гавань и выходе, при нагрузке и разгрузке. В момент крайней опасности от него требуется хладнокровие выше обычного уровня, свойственное морякам. Он должен оставаться все время на судне, пока спасаются другие, и самому сойти последним (ст.220). Если в минуту опасности капитан покинет судно, ему грозит тяжелое уголовное наказание (Улож. Наказ. стт.1225 - 1227).
5. В силу особых условий плавания на морских водах на морском торговом судне издавна установилась строгая дисциплина. Власть капитана над корабельной командой, в силу закона, конечно, а не договора, является весьма широкой и ранее 1904 года доходила до права телесного наказания.6. В противоположность другим приказчикам, которых вознаграждение зависит от указания его в договоре, вознаграждение капитана предполагается само собой (Уст. Торг. ст.205) хотя бы оно и не было указано в договоре. Если размер его не определен соглашением, он определяется обычной высотой такой платы. Это вознаграждение может состоять или из определенного жалованья или из участия в прибыли.
III. Корабельная команда, Этим именем означается совокупность всех тех лиц, услуги которых необходимы для успешного плавания судна в море. В состав команды входят: помощник, боцман, машинист, кочегар, плотник, матросы. В состав команды не входят доктор, повар, лакей, обязанности которых не связаны непосредственно с движением судна.
На каждом судне, кроме капитана, должны быть помощники в определенном числе (ст.183), которые подчинены одному только капитану. На обязанности помощника лежит содействие капитану в его технической и юридической деятельности (ст.270).
Вследствие парового двигателя среди состава морского экипажа видное место заняли судовые механики, должности которых могут быть занимаемы только лицами, приобретшими дипломы на это звание (по прод. 1912 ст.195.1). Такие дипломы могут получить только русские подданные, достигшие совершеннолетия и выдержавшие специальное испытание (ст.195.2).
Матросы, которых закон наш называет водоходцами, нанимаются не иначе как по письменному договору, составляемому в двух образцах, с явкой нотариусу или маклеру (ст.243). Для каботажного плавания установлена упрощенная форма, - посредством выдачи расчетных листов (ст.248). Чтобы не задерживать отправление судна, закон дает капитану право вытребовать через полицию матроса, не являющегося в течение 3 суток по совершении договора, а с другой стороны, освобождает матроса от задержания по требованию кредиторов (стт.254 и 256). Вознаграждение матросам назначается: a) за время, b) или за целый рейс или c) в виде доли участия в прибыли. До окончания плавания матросы не вправе требовать платы. Зато, в интересах остающейся семьи, закон настаивает, чтобы при самом заключении договора матросу был выдан задаток (ст.247, п.2 и 252) в размере месячного жалованья, если плата определена по времени, и четверти, если плата определена за рейс. Полученная в задаток сумма пользуется той привилегией, что не подлежит взысканию кредиторов (ст.256). Право матроса на вознаграждение не теряется. Болезнь матроса, принужденного по этой причине остаться в каком-нибудь промежуточном порте, не лишает его права на плату. Только в случае своевольного оставления судна матрос теряет не только всю заработанную плату, но и все оставленное на корабле имущество, которое поступает в пользу судохозяина (ст.261). По окончании плавания матрос вправе требовать от капитана выдачи ему свидетельства в безупречном поведении и знании дела.
Как меняется время!

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2008


В избранное