Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'А ведь это - прецедент!'


А ведь это – серьёзный прецедент!

7 ноября 2007 года. Судно китайский контейнеровоз «Cosco Busan», под проводкой американского лоцмана Джозефа Кота (John Joseph Cota), следуя в тумане на выход из бухты Сан-Франциско, навалил на опору моста. В результате навала, в корпусе судна образовалась небольшая пробоина, через которую в море вылилось топливо.

Через четыре с половиной месяцев после навала, лоцману предъявлено обвинение в действиях, приведших к загрязнению моря и в том, что это загрязнение повлекло гибель редких птиц (в частности, розовых пеликанов) в количестве около 2000 штук.

Вот что важно отметить в этой связи. До сего времени во всём мире лоцман считается советчиком капитана. Ответственность за управление судном и возможные при этом ошибки, даже при нахождении на борту лоцмана, возлагаются на капитана.

Баланс прав и ответственности между капитаном и лоцманом во время лоцманской проводки явно сдвинут в сторону несоразмерной ответственности капитана. Лоцман за свои ошибки может нести только ограниченную ответственность, предусмотренную законодательством. Скажем, в Украине, сам лоцман несёт дисциплинарную ответственность, а лоцманская организация – имущественную. Но, каким бы ни был ущерб от действий лоцмана, лоцманская организация по закону (ст.98 КТМУ) имеет право ограничить свою имущественную ответственность размером аварийного фонда, который составляет 10% от суммы лоцманского вознаграждения за предшествующий аварии календарный год.

Такое привилегированное положение лоцмана, когда его действия по закону не влекли за собой имущественной или уголовной ответственности сейчас, в связи с аварией контейнеровоза подвергнуты ревизии. Предъявление обвинения непосредственно лоцману означает конец неприкосновенности лоцманов от уголовных и гражданских обвинений. И это, похоже, один из важнейших прецедентов! Разумеется, пройдёт ещё немало времени, когда будет изменёна схема взаимоотношений между капитаном и лоцманом. Но в том, что она будет изменена - уже сомневаться не приходится. Одним из факторов, которые способствуют такому изменению, является установка на судах «чёрных ящиков» с фиксацией разговоров на мостике. Теперь, на основании стенограммы переговоров между лоцманом и капитаном можно чётко установить порядок действий каждого из них и, соответственно, их роль в том, что происходило с судном, а также меру ответственности в случае аварии.

Наказание по статьям предъявленного лоцману обвинения включает в себя тюремное заключение на срок до года и штраф в размере до 100 000 долларов США. Хочется также отметить, что теперь, в связи с этим прецедентом, если всё же лоцман будет признан виновным и понесёт наказание, лоцманские организации будут серьезно корректировать свои инструкции лоцманам, а лоцманы - избегать любого риска.


В избранное