Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь Морская индустрия-3


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Морская индустрия-3

Кризис государственного управления в морехозяйственном комплексе страны, показателем чего является уменьшение стоимости государственных активов (например, банкротство государственных пароходств), старение основных фондов (например, замедленная модернизация кранового хозяйства портов), коррупция имеет некоторые, не всем очевидные причины.
Вот смотрите, что произошло с активами. В момент революционных преобразований 90-х годов прошлого века прежде народная собственность как-то мгновенно стала государственной. Подмена понятий, мало понятная обычному гражданину, имела фундаментальнейший смысл: в то время как народные активы контролировались обществом через общественные структуры (партию, Советы), государственные активы попали под индивидуальный контроль (президента, министра, директора) без какого-либо общественного контроля. Да, директора могли отстранить от контроля над активами, но не по инициативе снизу, т.е. общественной, а по инициативе сверху, т.е. чьему-то личному указанию! Вот причина и источник коррупции – устранение общественного контроля над использованием государственных активов. Соответственно, тот, кто разобрался в этих переменах – понял, как извлечь из них индивидуальную пользу. Образовалось несколько кланов, которые, по сути, сегодня контролируют государственные активы, а извлекаемую в результате работы государственных активов часть добавочной стоимости присваивают и направляют на приумножение уже частных капиталов. Фамилии некоторых руководителей кланов совпадают с фамилиями государственных руководителей соответствующих отраслей. В Украине государственным морским хозяйством управляли: Пустовойтенко, Крук, Севрюков, Шведенко …
Но не это я хотел отметить. Того, что было – не изменить. Сейчас надо смотреть в будущее. А для будущего национальной морской индустрии важно то, что такая трансформация контроля над активами имела кроме очевидных (например - коррупция) и не совсем очевидные следствия. Получив контроль над активами в ущерб общественным целям, руководители кланов утратили в глазах общества свою легитимность, т.е. общественное согласие с тем, что государственная собственность служит не общественным, а частным интересам. Утрате легитимности, в частности, служило также осознание того, что никто не понёс ответственности за развал государственных пароходств, фактического лишения права на труд и утрату источника существования для тысяч моряков.
И, что важно, с течением времени этот конфликт между общественными и частными интересами всё более сказывается на возможности развития национальной морской индустрии в целом. Руководители кланов (своеобразные отраслевые олигархитос) сегодня прикладывают громадные усилия для того, чтобы сохранять сложившийся “status quo” и возможность дальше влиять на функционирование аппарата государственного управления. Для этого на ранних стадиях формирования резерва для занятия государственных должностей отфильтровываются все нежелательные персоны, могущие изменить сложившееся положение вещей. Т.е. кадровая селекция идёт по принципу преданности тому или иному клану, а не по деловым качествам. Данные о состоянии отрасли также фильтруются, что формирует её информационную закрытость (кто-нибудь видел баланс государственного предприятия-морского порта?).
Следствием ущербной кадровой селекции является то, что молодые таланты не видят возможности своей профессиональной реализации в национальной морской индустрии и направляют свою энергию в те сектора народного хозяйства, где клановость не так выражена. Таким образом, кризис государственного управления в морехозяйственном комплексе становится постоянным, существующие противоречия и конфликты «замораживаются», коррупция процветает.
Следствием информационной закрытости отрасли является то, что снижается её инвестиционная привлекательность.
Но скоро существующее положение вещей изменится…

Об этом – в продолжении темы.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2007


В избранное