Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь Морская индустрия


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Морская индустрия

"Система морского транспорта сложна и разнородна, каждый элемент играет свою незаменимую роль, поэтому согласованное развитие всех составляющих российского морского транспорта имеет важнейшее значение, в первую очередь, для повышения его конкурентоспособности" (В.В.Путин 02.05.2007)

А что нынче считать национальной морской индустрией, системой морского транспорта? Вот и Президент России (в отличие от украинского Президента) сегодня уделяет большое значение развитию всех составляющих системы морского транспорта. И вопрос о том, а что считать морской индустрией может показаться странным, ведь далее, выступая 2 мая 2007 на совместном заседании президиума Государственного совета и Морской коллегии при Правительстве России по вопросу «О развитии инфраструктуры Морского транспорта в Российской Федерации» года, Президент России отметил, что в систему помимо портов и мощного транспортного флота входят также и вспомогательные структуры, занятые в логистике, экспедировании, таможенном обслуживании, в смежных видах транспорта. Но вопрос о том, что считать национальной морской индустрией может показаться странным лишь на первый, поверхностный взгляд.
Какая была сегментация морского хозяйства до октябрьской революции в Российской империи уже и не помнит никто. В Советском союзе сегментация морской индустрии была упрощена до государственных пароходств (в которые на начальном этапе их создания согнали все частновладельческие суда), имевших бассейновый признак. В своем регионе – только одно пароходство. А в пароходства уже входили и морские порты и другие обслуживающие структуры (судоремонтные заводы, базы технического обслуживания флота, экспедиторские подразделения и т.д.). Т.е. в СССР морской отраслью считался базис – пароходства-порты-судоремонтные заводы. И, соответственно, чтобы всё это хозяйство управлялось планово, существовала административная надстройка в виде отраслевого министерства. Т.е. в СССР принадлежность того или иного субъекта хозяйствования к морской индустрии определялась, прежде всего, его отраслевой принадлежностью. К морской отрасли в СССР, кстати, относились и морские учебные заведения, преподавательский состав и курсанты которых по сию пору носят морскую форму.
Сейчас советской структуризации морской индустрии уже нет. А что есть? Как сегодня у нас определяется принадлежность к морской индустрии? Как отраслевая? Уже нельзя этого утверждать со всей уверенностью. Вот, к примеру, в России планируют передать функции управления 20% акций Новороссийского порта – РЖД, т.е. РЖД станет формально субъектом морской индустрии. Про Украину я уже и не говорю, поскольку судостроительные заводы, которые совершенно однозначно и при этом намертво связаны с морской индустрией – относятся к сфере управления Министерства промышленной политики. И по морской транспортной статистике новострой судов в Украине не проходит.
А компании по найму судового персонала? Являются ли они сегодня субъектами морской индустрии? А экспертные компании, оказывающие т.н. сюрвейерские услуги? Центры повышения квалификации судового персонала, агентские компании, судовые снабженцы – это субъекты морской индустрии или нет? По моему скромному убеждению, все субъекты предпринимательской деятельности, так или иначе создающие добавочную стоимость в сфере морехозяйственной деятельности – являются субъектами национальной морской индустрии. Но не только! Моряки, выступающие в роли свободных экономических агентов, т.е. обладающие возможностью наниматься на любые суда, под любой флаг – также являются субъектами национальной морской индустрии! И, моряки, кстати, вносят заметный вклад в создание валового национального продукта, оставаясь, при этом, «пасынками» на своей земле, в своём отечестве.

В ближайшем будущем я вернусь к теме морской индустрии и повышению её конкурентоспособности.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2007


В избранное