Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь О хлебе насущном


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

О хлебе насущном.

О питании экипажа. Ну, понятно, что вопрос питания экипажа в древности не был столь острым. Суда совершали плавание вдоль берегов, куда, в необходимых случаях, мореходы могли пристать и пополнить запасы воды и провизии. Лишь в эпоху Великих географических открытий проблема питания экипажа в течение длительного плавания встала со всей остротой. Достаточно, пожалуй, отметить тот факт, что от болезней погибли почти все участники кругосветного плавания Магеллана. Наиболее массовым заболеванием среди моряков того времени была цинга, проистекающая от скудности судового рациона. Ну, вы, коллеги, наверняка читали о солонине, ржаных сухарях, бочонках вина и т.п. в «пиратском» рационе, который, на самом деле, являлся типичным рационом всех морских бродяг.
Следует заметить, что Россия (и позже СССР) внесла значительный вклад в разработку санитарных норм для питания судовых и корабельных экипажей. Ещё Петром Первым в Корабельный устав были впервые включены санитарные требования по поддержанию доброкачественности воды и пищи (а также чистоты в корабельных помещениях).
Согласно последних санитарных правил, рацион питания должен содержать, все незаменимые компоненты в количествах, удовлетворяющих потребности организма в соответствии с его статусом (пол, возраст), энергозатратами, особенностями профессиональной деятельности, влиянием специфических факторов (микроклимата).
Одним из основных руководящих международных документов в отношении судового питания сегодня является Руководство по судовой санитарии (В.Б.Ламурье, Женева, ВОЗ, 1968 г.), которое содержит указания по: питьевой воде, гигиене питания и продуктов.
В СССР организация питания судовых экипажей осуществлялись в соответствии с нормами питания, исходя из нормативных (финансовых) затрат на одного человека в сутки. Снабжение продуктами питания осуществлялось обычно в портах приписки или других портах через систему магазинов, баз, складов Торгмортранса. Промысловые суда обеспечивались через систему магазинов, подчиненных Минрыбхозу СССР. Речные суда получали продовольствие в магазинах и на складах Главного Управления рабочего снабжения Министерства речного флота.
Кто еще помнит, то продукты получались по заборному журналу установленной формы по заявкам через Торгмортранс, а также на предприятиях государственной и кооперативной торговой системы, в колхозах, у колхозников с оформлением актов, заверенных подписью капитана судна. Вот была канитель! Единственная радость – после истечения месяца заграничного рейса продукты разрешалось закупать в иностранных портах захода у шипчандлеров – так как это происходит и сейчас.
Вообще, питание на борту судна – отдельная и очень непростая тема, в которой всегда есть масса острых углов. Тут тебе и объективные трудности, и обиды, и жульничество. Можно вспомнить и восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический», причиной которого стало некачественное судовое питание.
Одно, пожалуй, сегодня хорошо – на работающем судне сегодня голодным не заснёшь.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2007


В избранное