Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь Перспективы роста


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Перспективы роста

Как я уже отмечал в одной из своих заметок, развитие потребления выступило «вечным» двигателем роста глобализации. Совершенствование путей и способов коммуникации, развитие капиталистического уклада экономики описывалось теориями прогресса, связанного с ростом потребления (и развитием производства). Однако, как и в классической физике, в экономике не может быть никакого вечного двигателя. Еще в начале 70-х годов участники Римского клуба отмечали, что для экономики потребления имеются естественные объективные ограничения для своей экспансии. Выход потреблятства за эти естественные границы угрожает  физическому существованию человеческой цивилизации. И не только за счет истощения природных ресурсов, но также из-за сокращения естественной среды человеческого обитания.

Мы являемся свидетелями роста потребления в мире, соответствующего роста мировой торговли, товарных потоков, грузооборота морского транспорта (до 2003 года, за 38 лет более чем в 4 раза). Это  неизбежно ведет к развитию транспортной инфраструктуры, укрупнению портов. Однако насколько может вырасти потребление, грузопотоки и, соответственно, порты в будущем?

Как мне представляется, в дальнейшем росте грузооборота морского транспорта есть одно противоречие. Смотрите, если рост размеров морских судов, их транспортных характеристик в основном зависит от качества конструктивных материалов (т.е. от развития техники), то рост и развитие морских портов в большей мере зависит от береговой инфраструктуры, которая включает в себя и вопросы среды обитания местных жителей. 

Вот в связи с этим вопрос: – «А каков может быть предельный размер наших портов?» Никто ведь не станет утверждать, что в Одесском порту можно соорудить что-то вроде Гамбургского порта. Кстати, европейская конференция министров транспорта в 2006 г. отмечала, что иногда планы развития водных путей сталкиваются с сопротивлением общественности. И это только начало. С дальнейшим ростом воздействия на окружающую природную среду с целью увеличения объемов грузоперевозок возражения общественности будут все более ощутимыми.

Ведь вопрос будет заключаться не только в изъятии прибрежной полосы для строительства гидротехнических сооружений и производства дноуглубительных работ. Вопрос будет и в изъятии значительных площадей коммунальной земли под складирование грузов, строительство подъездных дорог и автостоянок. И в увеличении нагрузки на социальную инфраструктуру портовых городов из-за возрастающих объемов мусора, отходов. Увеличатся уровни шума, вибрации, тепловой и газовой эмиссии от увеличения количества автомобилей, обслуживающих портовую перевалку. Те, кто сегодня в одном из портовых городов имеет возможность выйти утром из дома, пройтись по набережной, глянуть на романтический восход или закат над морем, глотнуть полной грудью глоток свежего морского воздуха  вполне могут утратить эти, казалось бы, простые житейские радости.  Разумеется, такая перспектива не обрадует местных жителей и они будут сопротивляться неконтролируемому росту портов. Так что рост портов на наших землях не может быть неограниченным, по крайней мере, в пределах существующих городов. Вполне возможно, в этой связи, что портовая перевалка в будущем будет осуществляться преимущественно в новых портах, расположенных вдали от населенных пунктов. Но даже в этом случае, вероятно, для размера этих портов существуют естественные пределы.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2007


В избранное