Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'Среда обитания'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Среда обитания

В популярные нынче разговоры о влиянии «человеческого фактора» на безопасность судоходства нет-нет да и закрадывается резонная мысль о необходимости создания на судне подходящей человеку среды обитания. Что это такое?

Ну, вот вам пример. Койки на судах 20-летней постройки составляют 1,80-1,90 см в длину.

Молодежь же сейчас очень высокая. Как им в таких койках спится? Наверное, плохо.

Про питьевую воду на судне, я, пожалуй, упоминать не буду. Те, кто лазил на ремонте в танки питьевой воды, меня поймут.

Про смену часовых поясов тоже, наверное, говорить не надо – избежать слишком большого перевода часов в периодических рейсах через Атлантику можно только не доводя судовое время до меридионального (местного) на пару часов. Однако, и это также неудобно. Про все эти прелести судовой жизни курсанты обычно узнают уже на первых плавательских практиках.

Однако, среда обитания это не только зона сна или работы. Это еще и, пусть и не очень большая, но зона досуга. Как бы ни крутились помощники, механики, матросы и мотористы, а пара-тройка часов в день у них остается. Вот тут то сразу и проявляется ущербность судовой среды обитания. Прогуливаться по палубе – особенно не нагуляешься. Баня-сауна, конечно, вариант, но не на каждый же день. Пропустить бокальчик пивка? Это дело под большим вопросом - зависит от политики компании и мнения капитана. Видеопроигрыватель – как вариант, но набор фильмов часто ограничен.

Вообще, человек - существо социальное и для нормального самочувствия ему необходимы социальные контакты, смена ролей поведения (начальник-семьянин-однокашник-земляк и т.д.) На судне, в условиях сокращенных экипажей возможности сменить эмоционально-психологический фон зачастую не бывает. Если сложились напряженные отношения между членами вахты, то от них (членов вахты) никуда не деться и в межвахтенное время – ни в столовой, ни в кают-кампании.

С другой стороны, многочисленные экипажи судов середины прошлого века, продолжительные стоянки – давали морякам возможность эмоциональной разрядки, некоторого разнообразия отношений. Я еще помню культспортинвентарь на судах, когда на стоянке где-нибудь в дружественной стране можно было организовать футбольный матч. Бывали на судах и комплекты музыкальной аппаратуры, так что можно было организовать судовой ансамбль.

Многие моряки в свободное время плели всякие поделки из канатов, делали чучела, собирали ракушки. Все это – возможность выйти за рамки служебных отношений, заполнить свой досуг. Сегодня, когда многие моряки этой возможности лишены – это обстоятельство является дополнительным стрессовым фактором.

Конечно, на разных судах разные возможности для формирования подходящей человеку среды обитания. Так, никто, пожалуй, не будет спорить, что на пассажирах условия жизни не в пример лучше, чем, скажем, на рыбацких сейнерах. Вот бы и ввести коэффициент обитаемости и ранжировать суда, а также судоходные компании по этому признаку. Тогда, выбирая себе место работы у моряка было бы больше возможности спланировать свое будущее.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2006


В избранное