Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'Об инвестиционной политике'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Об инвестиционной политике

В своём интервью, опубликованном в газете «Дело» (№138 от 07.08.2006 г.) первый вице-премьер министр Украины Н.Я.Азаров, в частности, сказал: - «Одним из ключевых положений госбюджета-2007 станет снижение доли госбюджета в структуре ВВП до 30%, тогда как сейчас этот показатель – 32,3%. Таким образом, общее снижение фискального давления на экономику составит примерно 10 млрд. грн., которые останутся в реальной экономике». Вообще то, предприятия сферы транспорта (как, впрочем, и другие предприятия) применяют схемы налогового планирования и оптимизации именно для того, чтобы часть остающегося в распоряжении предприятия дохода была как можно большей. Но вот чтобы такие подарки –10 млрд. грн. от Правительства получать – это вещь пока для нашей экономики невероятная. Куда же эти очень приличные деньги денутся?

Период экономической стабильности характеризуется возрастанием уровня частного потребления. Возможно, что дополнительные деньги будут брошены на повышение зарплат и социальных пакетов. С учётом разницы в налогообложении доходов юридических и частных лиц (25% и 13%) - этот сценарий вполне вероятен. Это может привести к росту инфляции, т.к. экономика не сможет поначалу справиться с возросшим спросом. Далее, платежеспособный спрос и рост потребления подтолкнёт инвестиции в расширение производства (закупку оборудования, материалов и т.д.) Рост частного потребления и расширение производства приведут к возрастанию товарно-сырьевых потоков, что не может не порадовать транспортников. Получается, что транспортники смогут хлебнуть полной мерой из заздравной правительственной чаши не сразу. Настораживает однако, что процесс «перетока» средств из бюджетной сферы в частную никак не регулируется. То есть, то, куда пойдут высвобождаемые деньги пока само Правительство волнует не сильно.

Между тем грамотные и предусмотрительные правительства наряду со снижением фискальной нагрузки и доли ВВП, перераспределяемой через госбюджет, параллельно выстраивают и инвестиционную политику – куда бы предпочтительней эти высвобождаемые средства было бы направить, с точки зрения общества. А с точки зрения общества дополнительные средства предпочтительней было бы направить, например, на увеличение количества высокооплачиваемых рабочих мест. Вот тут то мы и приходим к главному – стоимости создания одного рабочего места. Конечно, можно приставить к каждому ларьку дворника и платить ему зарплату. Но зачем нам в Украине такое количество низкоквалифицированных работников. Обществу нужны рабочие места, с высоким уровнем оплаты, которые могли бы занять высокообразованные граждане и создавать продукт с высокой добавленной стоимостью. Именно таково одно из объяснений термина – инвестиционный характер экономики. А сколько стоит создание одного рабочего места в атомной промышленности? Сразу, конечно, не скажу, но уж никак не меньше нескольких десятков тысяч долларов. Сколько стоит создание одного рабочего места в украинской космической отрасли? Наверное, меньше, чем в атомной, но также довольно много.

А сколько стоит создание одного рабочего места в украинском судоходстве? Вы удивитесь, но об этом сейчас даже смешно и говорить. Обществу создание одного рабочего места в судоходстве сейчас не стоит практически ничего! Слишком много рабочих мест было создано за счёт бюджета в советские годы – хватает и на сегодня. Т.е. общественные ресурсы на создание новых рабочих мест в судоходстве сейчас в Украине практически не затрачиваются. Сейчас сами граждане платят и за получение образования, за переподготовку и повышение квалификации. И сами, кстати, трудоустраиваются за рубежом. При этом доходы везут назад и расходуют в Украине. Т.е. новые рабочие места создаёт дядя там, за бугром, а доходы получают наши граждане и наша экономика здесь.

Так это же удивительно инвестиционно привлекательная отрасль – морское образование. Просто поразительно привлекательная, фантастически привлекательная со всех точек зрения.

Вот Правительству бы заранее и подумать: - «А как бы граждане поэффективнее тратили свои денежки?» Не только на конечное потребление, разгоняя инфляцию, но также и на создание новых рабочих мест, и лучше в отраслях, интегрированных в мировую экономику. И, крепко подумав, вот бы нашему уважаемому Правительству простимулировать рост инвестиций именно в этих секторах и отраслях отечественной экономики. Будем надеяться что новое Правительство будет дальновидным и предусмотрительным.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2006


В избранное