Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Александр Зиновьев в рунете

  Все выпуски  

Русский вклад : Чем ОНИ ТАМ думают


Информационный Канал Subscribe.Ru



Редакция интернет-журнала "Русский вклад" приветствует новых читателей, подписавшихся на эту рассылку в течение последней недели.

Русских сегодня вычеркивают из истории и, возможно, подняться России уже никогда не дадут. Но есть задача, которая может быть решена только в России - выработка нового систематического понимания мировых процессов, определение необходимых для этого идей и построение соответствующих теорий и языков. Задача нашего журнала - готовить такой русский вклад.

Несколько раз в месяц на сайте http://ru-vklad.kroupnov.ru помещается статья размером не более 3 машинописных страниц. Подписчикам рассылается ее полный текст. Все желающие приглашаются высказывать своё отношение к статье и общие пожелания по проекту на блог-форуме каждой статьи.

Авторы, желающие опубликовать свои статьи, могут прислать их по адресу ru-vklad@kroupnov.ru. Решение по публикации принимает редакция интернет-журнала.


http://ru-vklad.kroupnov.ru/archives/2005/01/000087.html

Чем ОНИ ТАМ думают
Александр Зиновьев
, 21.01.05 г.

Часто приходится слышать и читать риторический вопрос в отношении действий властей: чем ОНИ ТАМ думают?! Это имеет место не только сейчас в отношении постсоветской власти, но имело место и в советские годы в отношении советской власти. И даже в отношении власти западных стран, которым стремятся подражать российские власти и которых всячески превозносят российские мыслители. Ниже я хочу дать краткую справку о том, чем на самом деле ОНИ ТАМ думают.

Человек как социальный атом обладает телом и управляющим органом. Последний обладает способностью познавать явления реальности (скажем – интеллектом, умом) и способностью принимать решения с учетом результатов познания и заставлять свое тело выполнять их (скажем, решимостью, волей).

Разделение на управляющий орган и управляемое тело имеет силу и в отношении объединений множеств людей в единое целое. При этом часть членов объединения становится воплощением функций управляющего органа, а остальные – управляемого тела. Это разделение является обязательным (закономерным) для всякого жизнеспособного объединения от двух человек до многих миллионов.

С усложнением человеческих объединений происходит разделение интеллекта и воли так, что один становится особой функцией одних членов управляющего органа, другая – других.

Они совместно выполняют функции управляющего органа, но внутри его различаются. При этом доминирует функция воли (включая выработку и принятие решения – решающе-волевая функция). Она становится функцией власти, объединения.

Волю (власть) и ум олицетворяют различные люди. Вторые подчиняются первым. В силу законов подчинения подчиненные не могут быть умнее тех, кому они подчиняются. Вместе с тем, власть не может быть умнее своей собственной функции ума, воплощенной в других людях. Тут – изначальное противоречие, достигающее большой силы в современных человеческих объединениях.

В современных объединениях дифференциация власти и интеллекта идет далее. За властью как таковой (как за особой сферой социальной организации) остается выработка и принятие решений, принуждение людей к исполнению решений, контроля за исполнением, управление процессом исполнения и т.д. Интеллектуальный аспект превращается в совокупность людей, учреждений, организаций и т.п., которые органы власти используют при обдумывании каких-то профессиональных проблем и решений. В современных больших и сложных обществах, к числу которых относится и Россия, эти явления стали значительными по размерам и важными по роли компонентами социальной организации общества. Частично они узаконены в качестве подразделений самой системы власти. Это – всякого рода советники, помощники, референты, консультанты и т.п. представители власти. К их числу относятся также всякие комитеты, комиссии, группы, центры и т.п. организации при парламентах. Общее число людей, занятых в этом деле, огромно. Помимо этого аспекта самой системы власти, последняя использует огромное число людей и учреждений из различных сфер общества вне власти, - из науки, культуры, образования и т.д. Многие из них специально ориентированы на обслуживание власти. Все это в совокупности образует интеллектуальный потенциал власти.

Имеют место следующие тенденции в взаимоотношениях власти и ее интеллектуального потенциала. Во-первых, второй все более приспосабливается к требованиям власти. Во-вторых, степень его участия в выработке решений власти относительно сокращается. Так что нет ничего удивительного в том, что большинство решений власти принимается при отсутствии научного понимания управляемого объединения.

В России сейчас всякого рода институтов, центров, комитетов и даже академий, обслуживающих власть или стремящихся быть полезными для нее, более чем достаточно. Как они используются высшей властью? Думаю, что в ничтожной мере. И к тому же лишь как средство руководящей рутины, а не в интересах понимания, о котором я говорил ранее. По моим сведениям, все упомянутые учреждения и организации такое понимание вообще дать не могут, а высшая власть не только к нему не стремится, но даже активно противится. Так что тут имеет место почти полное соответствие.

Понимать социальные явления – одно, а править – другое. Российские правители воображают, будто они все понимают лучше управляемых, ибо они правят и функционируют в политической сфере. На самом же деле они мыслят на уровне обывательского мышления и идеологических учений. Научно социальные явления они не понимают, ибо научного понимания даже в профессиональной науке не сыщешь. Науку правители принимают лишь постольку, поскольку она им служит, причем в идеологически препарированном виде. Давать правителям научно обоснованные советы бессмысленно – не поймут, отвергнут, исказят, присвоят в искаженном виде. Официальные советники сами из той же породы. Они служат правителям, а не истине. К тому же они попадают в советники, пройдя путь, исключающий научный подход к социальным явлениям. Научное понимание социальных явлений имеет практическое значение очень редко (переломные эпохи, стратегия), да и то не прямо, а через идеологию и обывательское (практическое) понимание.

Ученые как правители – идея вздорная. Кем бы ни был человек, но если он – работник в системе власти, он действует по законам власти, а не науки.

Власть может использовать науку в той мере, в какой это ей полезно и выгодно. Но она не может поступать по законам, которые открывает наука, - тут разные измерения бытия. Задача науки – делать открытия и изобретения. Задача правителей – управлять людьми. Например, открытие в физике делали ученые. А делать или не делать атомную бомбу и бросать ее или нет – дело политиков и военных. А российские правители волей исторических обстоятельств поставлены в такие условия, что они вынуждены все более погружаться в идеологическую фальсификацию реальности, одновременно имитируя ее научное понимание. Впрочем, не они первые и не они последние.

Резюмирую сказанное выше. ОНИ ТАМ думают вовсе не тем местом, на которое намекают задающие рассмотренный риторический вопрос, а как раз тем самым, которым положено думать. Но в силу объективных социальных законов, неподвластных воле правителей и управляемых, ОНИ ТАМ думают и поступают так, что у управляемых, которые с точки зрения понимания реальности не превосходят управляющих, создается впечатление о деятельности управляющих, порождающее рассмотренный риторический вопрос.

Обсудить статью: http://ru-vklad.kroupnov.ru/archives/2005/01/000087.html#post

Рекомендуем: Авторский интернет-курс Александра Зиновьева - http://shmr.paideia.ru/zinoviev/

 



Пишите нам по адресу: ru-vklad@kroupnov.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.ruvklad
Отписаться

В избранное