Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

На пути к РОЗЕ МИРА

  Все выпуски  

На пути к РОЗЕ МИРА (Миссии. Александр Мень)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 18 На пути к Розе Мира RozaMira.org

Добро пожаловать новым читателям!

Розой Мира Даниил Андреев называл будущую единую религию человечества, а также грядущий Золотой век,
в котором содержанием жизни многих людей будет свободное творчество во имя любви к Богу и миру...


Тематика рассылки шире, чем обсуждение книг Даниила Андреева и событий истории.
Мы поднимем всё самое существенное, связанное с мировоззрением и образом жизни человека,
и попытаемся понять, что можно сделать прямо сейчас, чтобы мир вокруг нас стал краше, а люди добрее.

Примите участие!

АРХИВ С ВЫПУСКАМИ РАССЫЛКИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

930 читателей
Автор статьи Иоанн Чудотворцев

Светлые миссии

 

В книгах, в разговорах, в прессе нередко встречается нам это загадочное слово – миссия. Что оно обозначает? Важное поручение, данное человеку в жизни свыше, главную задачу его жизни, особый смысл ее? Нечто, превосходящее по важности все остальные занятия?
Даниил Андреев вкладывал в это слово ту особую задачу, которую выполняют на этой земле люди, которые выбрали добровольно еще один спуск на Землю, имея возможность не рождаться больше и остаться жить в прекрасных, высших мирах.
Среди людей, нам знакомых, Андреев относит к числу избранников великих русских поэтов – Пушкина, Лермонтова, великих писателей – Гоголя, Достоевского, Толстого. Были среди них и гениальные руководители государства, были святые люди, которые жили в уединении, но из этого уединения озаряли светом наш мир и страну, в которой они живут.
Не перечислить всех.
В двадцатом веке многое изменилось в жизни. Изменился и характер миссий. Стали появляться миссии у писателей-фантастов, которых не было до этого. Возникали новые направления в искусстве – новые стили в музыке, бардовская песня. Для каждой эпохи были характерны свои, наиболее важные задачи, и эти задачи поручались вестникам.
В одном маленьком очерке не охватить всего. Андреев посвятил целую большую главу своей книги судьбам этих людей ("к метаистории русской культуры"). Разными были их характеры, и разные задачи ставились перед ними.
В ту эпоху, которая непосредственно предшествовала нашей – мрачную эпоху, называемую ныне эпохой застоя, жили и творили люди, имена которых знакомы многим. Жили они среди нас. Часто они оставались недопонятыми, а по-настоящему понятыми не были никогда.
Сделать один шаг в устранении этой несправедливости мне бы и хотелось здесь.

 

Александр Мень

Бессмертие, воскресение, Царство Божие
неотделимы от того, что совершается в этом мире.
Если человек станет пренебрегать своим земным
служением, это будет изменой его призванию.
С другой стороны, тех, кто все силы отдает только
материальному, ждет неминуемая катастрофа.

А. Мень

 

Этот человек очень дорог мне лично. Его судьба, его служение позволяет говорить об одной из ярких миссий в истории русской культуры в ХХ веке.
При Брежневе и Хрущеве церковь находилась в подчиненном, униженном положении. На верующих смотрели, как на людей отсталых, карьера была для них закрыта, на социальной лестнице они находились в самом низу. К православному священнику в партийных кругах относились, как к терпимому в обществе злу.
В таких условиях не только сохранить себя, как личность, не только вести священническое служение, за которое тебя гнали, но и накопить энциклопедические знания, которым позавидовал бы любой университетский профессор, было совсем непросто.
Но Мень был именно таким.
Несмотря на то, что большую часть своей жизни оставался изгоем в обществе. Институт, в котором он учился в Иркутске, ему закончить не дали. Когда узнали, что он верит в Бога и планирует поступать в семинарию, его исключили, хотя до окончания оставалось меньше, чем год.
В 1958 году он был рукоположен в сан диакона, а в 1960, после окончания семинарии, он стал священником в подмосковном Алабино.

В Алабино Мень создал кружок молодых священников из Москвы и ее окрестностей. Вместе они размышляли о непростой судьбе Церкви в России, искали пути выхода из сложившейся ситуации. Мень и его друзья понимали, что многие проблемы Церкви связаны с потерей живого религиозного духа, формализмом, нежеланием реагировать на насущные вопросы современности.
Кроме того, отец Александр, вопреки официальному запрету, устраивал богослужения вне храма – и обычно они сопровождались яркими, сильными проповедями.
Власти, вмешивавшиеся тогда в церковные вопросы, это не устраивало. Им была нужна отсталая, ретроградная церковь, которой легко управлять, о которой можно было еще говорить, что она является пережитком буржуазных отношений… Об общине Александра сказать такого было нельзя.
Александра вынудили покинуть Алабино, но вскоре антирелигиозная кампания пошла на спад, и ему удалось занять место второго священника в Тарасовке. На новом месте условия для служения были значительно хуже, но встречи с друзьями продолжались, и вокруг Меня вновь сформировалась небольшая, но прочная группа.

Вообще, во всех местах своего служения Мень организовывал так называемые "малые группы". В этих группах люди общались, углубленно изучали Библию и религиозную литературу, находили дружескую поддержку и понимание. К началу восьмидесятых годов число таких групп, организованных Александром и его учениками, составляло несколько десятков. Среди них распространялась и запрещенная в те годы религиозная литература, в том числе изданная за рубежом. Естественно, советская власть относилась к Александру не лучшим образом, несколько раз его вызывали на допросы в КГБ.

Жесткая цензура и постоянные вмешательства государства в церковные вопросы были в те годы нормальной практикой. В 1965 году близкие друзья Александра Г. Якунин и Н. Эшлиман подписали два письма, разоблачающих бесчисленные случаи вмешательства властей в церковные дела, и адресовали одно из них патриарху Алексию I, а второе - председателю Верховного Совета СССР. Содержание писем обсуждалось с Менем, но Александр предлагал более умеренный их вариант, поскольку искал не конфликта с властями, а реальных изменений в политике по отношению к церкви.
Действительно, письма не достигли своей цели, а их составители, под давлением властей были вскоре отстранены от служения. За Александром же теперь закрепился образ человека "неблагонадежного", идейно невыдержанного.
С тех пор и до конца своей жизни Мень так и оставался простым сельским священником в Подмосковье. Место его служения еще один раз менялось – последним стала Новая Деревня недалеко от Пушкино, где он прослужил девятнадцать лет.

Однако не только противостояние властям и отстаивание собственной позиции сделало Александра известным.
В начале шестидесятых он начал писать серию книг, посвященных истории религии, основам христианства.

И главной в этой серии была книга "Сын человеческий". Потрясающей силы и пронзительности, она словно снимала с Евангелий налет обрядовой, конфессиональной пыли. Христос представал Человеком реальным и живым. Возьмем лишь несколько строк:

хотя Иисус часто вел жизнь странствующего проповедника, ученики не могли не чувствовать, что у Него есть некий план, подобно далеко идущему плану полководца. Он требовал от них решимости стоять до конца. Его Евангелие не имело ничего общего с мечтательным благодушием и расслабленностью…
Целеустремленность Иисуса одновременно пленяла и страшила учеников.

Вот реальный Христос – не миф, Личность без ореола тысячелетних наслоений, близкая к нам настолько, что протяни руку – и вот-вот дотронешься.
Мень вообще писал о евангельских событиях так, как будто они произошли лет двадцать назад, а сам он был их живым свидетелем. Талант автора, собравшего по крупицам информацию о далекой эпохе из сотен разных источников, и соединившего их в единый, цельный образ, убирает два тысячелетия, отделяющие нас от Христа. И мы оказываемся вслед за ним на пыльных улочках Капернаума и других городов десятиградия, где ходил Учитель с небольшой группой первым приверженцев. Мы слышим плеск волн Генисаретского озера, по которому Он с апостолами плывет на лодке…
Александр Мень сознательно ставил задачу именно так:

Увидеть Иисуса Назарянина таким, каким видели Его современники, - вот одна из главных задач книги о Нем, если она строится по принципу историко-литературного синтеза. [1]

Однако не только истоки исторического христианства интересовали тогда Александра. В те же шестидесятые годы он взялся за большую серию книг, в которых хотел проследить развитие религиозного сознания Человечества вообще – от первобытного анимизма, через древние магические культы к великим религиям Индии, Китая, Греции и, наконец, первой монотеистической религии Ветхого Завета.
Зачем это делалось? Возможно, Александр хотел подчеркнуть, что дохристианский опыт не следует отметать полностью, и тем более считать его враждебным христианству. Основной его мыслью было то, что дохристианские религии были результатом духовных исканий – причем лучших – человечества, а христианство – ответом Бога на эти искания.

Александр Мень считал, что другие религии "указывают" на Христа.
Нет, он не считал их равными христианству, и к идее объединения христианства с другими религиями относился, в целом, довольно прохладно. Но при этом к самим религиям относился очень тепло.
Путь к сближению между мировыми религиями он видел в осмыслении миссии Христа в масштабах всего мира.
Никто среди известных православных богословов, включая самого Флоренского, не говорил о других религиях так лояльно и с такой любовью, как он:

вопрос: Свят ли Будда?
ответ: Один Бог это знает. Дело в том, что Будду мы видим через призму легенд, написанных почти через полтысячелетия после его смерти. Поэтому трудно что-либо утверждать. Я убежден, что это была высочайшая личность, но доказать это, конечно, нельзя. Я читал наиболее древние изречения буддизма и верю, что это был великий праведник до Христа.
Вот слова Александра Меня о религии, лежащей за пределами христианства:
" Кришна как мифологический образ Бога, обращенного к миру и пришедшего в мир, был прообразом Христа задолго до реального исторического явления Христа в мире. И для христианства кришнаизм — это священное, но это пройденный этап, это Ветхий Завет Индии".
" Главный текст кришнаизма, ''Бхагавадгита'' — великое произведение. Оно содержит массу прекрасных изречений о жизни".

Сколько понимания и любви слышится здесь, и как это не похоже на множество книг и статей, написанных другими христианами, но направленных лишь на дискредитацию индуизма.
И все-таки – зачем ему это было нужно?

Для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как динамическая сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее.

Новое христианство. Он видел его именно так.
" Вообще все разделения Церквей, которые были в истории, – это плод не веры, а все той же злосчастной ксенофобии, стремления унифицировать, нивелировать человеческую культуру и жизнь" - говорил Мень [2].
Христианство, которое "… переживает разделение христиан как общий грех и нарушение воли Христовой (Ин. 10,16), веря, что в будущем грех этот преодолеется, но не на путях превозношения, гордыни, самодовольства и ненависти, а в духе братской любви, без которой призвание христиан не может быть осуществлено (Мф. 5,23-24)"
Сейчас много говорится об экуменизме – и плохого, и хорошего. Но истинный экуменизм, наверное, тот который говорит не об объединении конфессий как чего-то внешнего по отношению друг к другу, а о восстановлении единства.
Когда отца Александра одном из выступлений в конце 80-х спросили:

" Какое направление более духовное и высоконравственное: православие или католицизм?" - он ответил почти с удивлением:
" А как вы думаете? Какие храмы более красивые: готические, византийские или древнерусские? В каждом исповедании христианском есть своя красота, есть свои изъяны и исторические недостатки. Дело в том, что люди разные, культуры разные, характеры разные, и нельзя причесать все христианство под одну гребенку. Это было бы насилием над душами людей" [2].

Считая себя учеником Владимира Соловьева *, Мень не мог находиться в стороне от экуменического движения.
Известны его контакты с католиками. Отец Александр был знаком с отцом Жаком Левом, который в застойные 70-е годы приезжал в Москву и с величайшими предосторожностями проводил на квартирах библейские семинары. Отец Александр знал, что отец Жак не думал об обращении людей в католичество. Наоборот, он поощрял новообращенных жить полной жизнью собственной православной традиции - неотъемлемого богатства единой Церкви.


* первую книгу Владимира Соловьева Александр обнаружил в возрасте примерно пятнадцати лет однажды на барахолке, среди гвоздей, старой обуви и замков. Напомним, что Соловьев тогда в СССР не издавался и находился под строгим запретом

Александр Мень занимал активную гражданскую позицию, и происходящее в стране никогда не было ему безразлично.
Естественно, он очень тяжело переживал все происходившее в эпоху застоя. Не только потому что постоянно сталкивался в своем служении с трудностями и преградами, которые выстраивала власть (один раз он даже был близок к аресту), но и потому что видел, в каком угнетенном состоянии находится духовность в стране.
Когда появилась возможность выступать перед людьми публично, он использовал ее с жадностью, с которой дышит чистым воздухом человек, которого долгое время держали в душной и тесной комнате.
В 1988-1989 годах у него появилась возможность выступать в клубах, домах культуры, даже больших концертных залах. Люди тянулись к нему, чувствуя его личную связь с Богом. За три года он прочитал более двухсот лекций, и каждый второй час встречи со слушателями он отводил ответам на их вопросы.
Именно в ходе таких встреч и возникла замечательная, яркая книга "Александр Мень отвечает на вопросы слушателей"
Вот несколько вопросов и ответов из нее:

вопрос: В чем предел человеческого разума? Чего не может достичь человек?
ответ: Предела нет. Он не может только стать Богом полностью, а предела нет. Я думаю, он будет только развиваться, развиваться и развиваться, но не сразу. Должно быть терпение.
вопрос: Я считаю, что идея Бога тормозит развитие науки. Как Вы считаете?
ответ: Для ответа на этот вопрос я рекомендую обратиться к Ломоносову, который был глубоко религиозным человеком и одним из основателей отечественных наук.

И таких ответов – ярких, точных, как афоризмы, более сотни.

Александр Мень был благодарен Горбачеву за изменение климата в стране:
" Горбачев совершил революцию в сфере отношений между Церковью и государством. Большевистская система была задумана как система абсолютной авторитарности власти. Но абсолютная авторитарность возможна только там, где никакого другого авторитета нет. Поэтому с самого начала было задумано разрушить те институции, которые представляли собой иные авторитеты духовные. Поэтому режим с самого начала был антирелигиозным, воинствующе антирелигиозным, и он не менялся в этом отношении принципиально в течение семидесяти лет. Только Горбачев волевым актом изменил это русло. Это исторический факт. И поэтому изменились не просто детали — изменилась история Церкви в нашей стране".

Отец Александр словно спешил – пытался наверстать упущенное за долгие годы застоя, а может быть, чувствовал, что времени осталось ему не так много.
Трудно даже предположить, какие возможности могли открыться, если бы Александр остался жив. Возможно, он сплотил бы вокруг себя светлых и ярких людей, открывая тем самым путь к внутреннему очищению Православия, к уменьшению пропасти между религией и наукой, к уменьшению страшного разрыва между реальными потребностями в духовности в современной России и тем, что может дать сегодня православная церковь. Но этого не произошло. Мне кажется, что обрыв миссии отца Александра был связан с неудачей перестройки, с общим тяжелым изломом пути России. Не случись этого – и развитие могло бы пойти совсем по-другому.
Мысль о смерти была близка отцу Александру. Он часто напоминал, что мы лишь путники в этом мире,
"пришли из тайны, чтобы возвратиться в тайну» [3]. Многие из друзей отца Александра думали, что он предчувствовал свою смерть. Одна женщина попыталась убедить его работать чуть меньше: "Вы совсем себя не щадите, а ведь Вы уже не ребенок все-таки. И Вы принадлежите не только себе…"
Мень ответил:
- Я должен спешить. У меня осталось мало времени. Нужно успеть еще кое-что сделать.
Путь отца Александра на земле был прерван грубо и жестко – при помощи топора. Человек, убивший его, так и остался неизвестен, - и думаю, что он не был достоин известности.
Но его служение было продолжено – уже за пределами этого мира. В сновидениях я видел, как отец Александр продолжает помогать людям так же, как делал это на Земле. Не безразлично ему и то, что происходит сегодня в нашей, сегодняшней России.
В конце хочется привести слова из книги "Сын человеческий":

Призывный свет Царства горит вдали, но в то же время отблески его рядом с нами: в простых вещах и событиях жизни, в радости и скорби, в самоотверженности и одолении соблазнов. Предчувствие его - в звездах и цветах, в весенней природе и золоте осени, в кипении прибоя и ливнях, в радуге красок и музыке, в смелой мечте и творчестве, в борьбе и познании, в любви и молитве...

Литература:

1. Александр Мень. Сын человеческий.

2. Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

3. Ив Аман. Александр Мень – свидетель своего времени.


Сетевые ресурсы:

Официальный сайт, посвященный Александру Меню http://www.amen.org.ru/

Фонд имени Александра Меня http://www.alexandrmen.ru/

© Иоанн Чудотворцев

НОВОЕ НА САЙТЕ http://RozaMira.org

Николай Лосский и Даниил Андреев (Иоанн Чудотворцев)

На пути к метаобразованию (Максим Босой)

О физическом мире Земли, его обитателях и о цели воплощения в нашем мире (Фаиз Гарайшин)

София в поэзии Владимира Соловьева (Дарья Элиза)

Новое образование (Иоанн Чудотворцев)

Страдания и Бог: опыт размышлений (Константин Софьин)

Письма по теме рассылки могут быть опубликованы, если нет явного запрета на обратное.
Если хотите опубликовать свой E-mail, размещайте его в теле письма.
Все права защищены. © 2004-2005 RozaMira.org
При цитировании ссылки на авторов и сайт RozaMira.org обязательны.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.rozamira
Отписаться

В избранное