Fw: Интернет-газета "Мы здесь" Наши традиции ХАНУКА
Информационный канал Subscribe.Ru
Шуламит Шалит, Тель-Авив
Ханукa' (с ударением на последнем слоге) - на иврите от слова "ляхнох" -
праздновать новоселье. Мы приглашаем друзей на новоселье, говорим
"ле-ханукат ха-байт ".
Ханука - новоселье в Храме... Отняли у нас Храм, осквернили, а мы его
отбили и, почистив и освятив, устроили новоселье... От слова Ханука и
Ханукия - светильник, ханукальная лампада, зажигаемая в этот праздник.
Кстати, и воспитание - хинух - от того же корня.
Ханука - один из самых "праздничных" праздников еврейского народа. В нём
так переплетены история, вера, поэзия, в нём такая надежда на светлое
разрешение всех наших проблем, что кажется: само слово ханука - светится.
Известно много рассказов из тюрем, лагерей и других мест заключения о
ханукальных свечах, когда они были только воспоминанием об особенной
атмосфере еврейского праздника, только мечтой о почти неправдоподобном сч
астье - праздновать его снова в кругу семьи.
Вот слова одной из песен - "Ямей а-Ханука" ("Дни Хануки"), ее начинают
распевать:
Ямей а-ханука - ханукат микдашейну.
Бэ-гил убэ-симха мемал'им эт либейну.
Лайла ве-йом свивонейну йисов,
Суфганиёт нохал ла-ров.
А-иру, а-длику
Нерот ханука рабим,
Аль а-нисим вэ аль а-нифлаот
Ашер холелу а-макабим.
Дни Хануки, поется в песне, наполняют наши сердца весельем и радостью, мы
вертим волчки, то есть играем в волчок, наслаждаемся суфганиёт - пончиками,
а потом припев: зажгите свечи, пусть будет много света в честь чудес,
сотворённых Маккавеями. В этой песне повторяются слова Гил и Симха -
радость и веселье. Отсюда Хава на-гила - давайте веселиться...
Совивон йисов - волчок будет крутиться - оба слова одного корня. Мисавив -
вокруг, сивув - сделать круг, прогуляться - ляасот сивув, впрочем, и
слоняться - от того же корня - лехистовев , и обод - совев. Нисим и
нифлаот от слова нес - чудо, нисим - множественное число - чудеса, а
нифлаот - от нифла - чудесный, прекрасный... Мы говорим: Эйзе йом нифла
(какой прекрасный день)!
На Хануку, перед зажиганием свечей, произносятся три благословения:
Благословение Света (леадлик нэр шел Ханука), Благословение Чуда и
Благословение Времени. Последнее произносится один раз, при первом
зажигании. Мы благодарим Творца, что дал нам дожить до этого времени:
Ше-эхияну ве-киману ве-игияну ла-зман а-зэ
А потом следует текст из мудрого Талмуда, "а-нерот а-лалу" - молитва,
положенная на музыку, торжественна и поэтична, и раз услыхав её, тут же на
чинаешь подпевать...
А нерот а-лалу
Ану мадликим
Аль а-нисим
Ве аль а-нифлаот
Ве аль а-тешуот,
Ве аль а-милхамот,
Ше асита ла-авотейну
Бе ямим а-эм
Бе зман а-зе.
Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах и о войнах, и о доблестях, которые
Ты (понятно, что Ты - это Господь Б-г) сотворил для наших отцов в те дни, в
это время...
После этого поют или читают религиозный гимн "Маоз цур йешуати", который
повествует об истории наших изгнаний и спасений. Вы заметили, что два-три
слова из благословений - и уже песня. И ритмично, и поэтично и, кажется, ч
то так пелось всегда, только нам неведомо было, а теперь вот и мы
приобщились, и в нас поёт, и мы поём или подпеваем. А дети так наверняка
приносят эти песни из детских садов и начальных школ.
И тема праздника притягательна - и для взрослых и для детей. История о
героизме наших предков и о чуде, в котором мы всегда нуждались, в которое
верили, и на которое так хочется надеяться сегодня...
Праздник Ханука приходится на 25-й день месяца кислев. Как правило, он
выпадает на декабрь. Празднуют его восемь дней. Это праздник прежде всего
исторический, в память о победе Маккавеев над греками. Два с половиной тыся
челетия назад страну Израиля завоевали греки, но сначала правили ею не
притесняя евреев. Существует легенда, что сам иерусалимский первосвященник
вышел из Храма и возглавил процессию, чтобы приветствовать Александра
Македонского (332 год до нашей эры). И Александру Македонскому пришлись по
нраву евреи, "эти свирепые варвары", как уважительно назвал он наших
предков. В отличие от других народов в покорённой им Персидской империи, а
евреи находились тогда под её владычеством, у евреев не было никаких идолов
и вообще никаких изображений никаких богов. Прославленный Александр
Македонский даровал евреям политическое и религиозное самоуправление. С тех
пор еврейским детям разрешено давать имя Александр. Однако в планы
Александра М. входило не только установление греческой империи, но и
распространение эллинской культуры во всём мире.
Этот период истории широко освещён в литературе, и в научной, и в
художественной, в том числе и на русском языке. Во-первых, есть замеч
ательные статьи в Краткой Еврейской энциклопедии, затем Меир Натив -
Энциклопедия иудаизма, книга Дова Розена "Шма Исраэль", книга Греца
"История евреев", сборник Библиотеки Алия: "Искусство в еврейской традиции"
со статьями Клагсбальда, я уже не говорю о "Иудейской войне" Фейхтвангера,
I и II книгах Маккавеев, "Иудейской войне" Иосифа Флавия - я называю эти
книги в обратном отсчёте - вглубь веков. Существуют выдержки и переложения
из Агады, Талмуда, Мидрашей. Кстати, хороша брошюра о Хануке религиозного
центра "Маханаим". Воистину, как тема неисчерпаема, так и её толкование, и
литература на эту тему обширна и увлекательна. У меня в руках книга Макса
Даймонта, американского писателя, еврея, сына эмигранта из Финляндии:
"Евреи, Бог и история". Он написал ещё несколько книг, но эта - первая -
тут же после выхода в свет стала бестселлером и, как говорят, наряду с
мезузой и Танахом, имеется в каждом еврейском доме в Америке. На русском, в
блестящем переводе Рафаила Нудельмана, она читается на одном дыхании. И не
только потому, что изложение занимательно и драматично, его отличает и
тонкий юмор.
Александр Македонский, пишет М.Даймонт, хотел, чтобы..."его подданные
говорили по-гречески, жили по-гречески, были греками". Он надеялся достичь
этого эллинизацией покорённых земель. Для этого он избрал весьма простой и
в то же время действенный метод. Он насаждал греческую культуру не мечом, а
... сексом, приказав своим солдатам и офицерам жениться на местных
уроженках и народить побольше детей. За десять лет он основал на Ближнем
Востоке двадцать пять греческих городов... Его метод "окультуривания через
оплодотворение" оказался весьма эффективным. Если бы не преждевременная
смерть в возрасте тридцати двух лет, он, несомненно, добился бы своего. Его
наследники, однако, вместо того, чтобы развивать идею распространения греч
еского идеала, избрали путь грубой политической и военной власти. "Не успел
Александр почить на ложе своём, как его огромная империя была буквально
рассечена на части мечами враждующих полководцев", - таков был итог в
изложении М.Даймонта. Другие версии, другой анализ и интерпретацию событий
читатель волен почерпнуть в других книгах, а мы вернемся к излюбленному
мною автору.
Сначала евреями правила династия Птоломеев, они исповедовали простую
житейскую философию: "живи и давай жить другим". Но позднее селевкиды из
эллинизированной Сирии одолели птоломеев и к власти пришли Антиохи - их
было тринадцать, а самым злодейским Антиохом был Антиох IV - Эпифан,
"Безумец". По М.Даймонту: "Подлинным врагом евреев в период греческого
господства был эллинизм. Эллинизация евреев началась неприметно. Сначала
она затронула их язык, манеры, привычки, обычаи..." Евреи перенимали чужие
имена вместе с туниками. Это бы ещё ничего. Но греческая философия
проникала в духовную жизнь, вытесняя религиозную мораль и прежние святыни.
У евреев "...из всех греческих философов наибольшее осуждение заслужили
эпикурейцы. Они были циниками: учили, что боги не вмешиваются в людские
дела, утверждали, что человек должен избавиться от таких предрассудков, как
понятия преступления и воздаяния. На свете не существует ни морали, ни
аморализма - одно лишь наслаждение. Погоня за наслаждениями, говорили
эпикурейцы, вот подлинная цель человека. Под влиянием подобной
вульгаризации философских взглядов Эпикура аморализм и распущенность стали
вытеснять такие традиционные ценности, как верность и добродетель. Влияние
эпикурейцев на еврейскую молодёжь казалось ортодоксам столь угрожающим, что
само слово "эпикуреец" - апикорос на иврите - до сего дня сохранилось у
евреев как одно из самых сильных бранных слов.
Хотя влияние эллинизма и было угрожающе велико, большинство евреев всё же
противостояло ему. Антиэллинисты сплотились, создали свою партию хасидеев -
благочестивых, не путать с хасидами, и их предводители, подобно пророкам,
но половину тясячелетия назад, начали метать громы и молнии, осуждая
разнузданность нравов и подражание идолопоклонникам. События, разыгравшиеся
в результате такого общего недовольства, не были никем запланированы. Они
попросту произошли.
Что же произошло? Антиох двинулся на Египет, ибо римляне грозили вытеснить
его оттуда, и покуда он был занят, евреи-хасидеи распустили слух, что он
убит, обрушились на евреев-эллинизаторов и захватили власть. Слухи о
смерти Антиоха дошли и до него самого. Потерпев поражение от римлян, полный
ярости, он перебил десятки тысяч евреев и призвал в Иерусалим массы языч
ников. Мало того, он запретил празднование Субботы, освящение нового месяца
- Рош ходеш и обрезание - брит-милу.
Известно, что после перевода Торы на греческий, ещё при Птоломеях, греки
были восхищены ею, может, поэтому сначала не притесняли её народ, но потом
поняли, что именно Тора не позволяет этому странному народу принять другой
- какой бы то ни было - образ жизни, отличный от предписанного Торой... Так
возник конфликт - причём не на жизнь, а на смерть - между мощной Грецией и
слабой Иудеей.
Добавим, что этот самый Антиох Эпифан перебил потом и "своих"
евреев-эллинистов, верных ему больше, чем его собственная тень, и, конечно,
больше, чем его приспешники. Впоследствии, как мы знаем, подобная история
повторялась не раз.
В тот момент, когда гонения на евреев стали невыносимыми, оставалось либо
покориться, либо окончательно исчезнуть с лица земли, и вспыхнуло
восстание. Во главе его стал престарелый Матитьягу Хасмоней из Модиина...
Позвольте маленькое отступление. Помню, мы слушали нашу учительницу иврита
с открытыми ртами - она рассказывала о Хасмонеях (Хашмонаим) так
увлекательно, что мы забыли, где мы и что мы, а потом она усадила нас в
автобус и привезла в Модиин, что недалеко от леса Бен-Шемен, недалеко от
Иерусалима, почти рядом с аэропортом в Лоде и... так близко к нашим
восторженным сердцам... Всем бы такую учительницу...
Историю в который раз можно было осязать своими руками. И в этом - одно из
чудес земли Израиля. Старого Матитьягу Хасмонея хотели заставить публично
принести жертву греческим идолам, собственно, отречься от своей веры. Тогда
Матитьягу сказал: "Если бы даже все отреклись от веры отцов своих, то я,
мои сыновья и братья всё равно остались бы верны Законам нашего Б-га."
Когда же один из евреев струсил и собирался принести жертву Зевсу,
Матитьягу убил его возле самого алтаря. В определенном смысле это стало
поворотным моментом в нашей истории той эпохи. Всё еврейское население
Модиина и окрестностей поднялось на защиту Матитьягу Хасмонея. Но евреев-то
было меньше, да и воевать готовы были не все, не все знали и военное
ремесло. Однако и храбрецов оказалось немало. Для начала они укрылись в
горах и стали учиться военному делу, после чего начали самую настоящую
партизанскую войну, делали отчаянные вылазки, потом снова уходили в горы. К
началу открытого восстания Матитьягу был уже старым и дряхлым человеком и
вскоре умер. Возглавил восстание Иехуда Маккавей, третий сын. Иехуда был
воин, какого Иудея не видела со времён царя Давида. Пятерых сыновей
Матитьягу назвали Маккавеями - от еврейского слова макевет (молот), но есть
и другие объяснения, например, что это аббревиатура слов "Ми кэмоха бэ-элим
Адонай" (Кто среди богов подобен тебе, Господи). К отряду Иехуды тем
временем присоединились и те, кто от жестокого гнёта Антиоха Эпифана и его
зверств начал задумываться и излечиваться от эллинизма. Начались военные
сражения. Одно из них было с сирийским полководцем Аполонием. Тот боялся
оставить Иерусалим без сильного прикрытия, поэтому набрал войско из
гарнизонов Самарии. Когда же Иехуда разбил его, и Аполоний пал в бою, он
взял себе меч убитого Аполония и дрался им до самой своей смерти. Три года
длились сражения.
Потрясённые греки с изумлением взирали на этот народ, бестрепетно и героич
ески погибающий во имя абстрактной идеи, а не чего-то ощутимого и
материального. Высокомерное отношение к евреям - "варварам" сменилось поч
тительным страхом перед ними. Такого рода война была им непонятна. Они сч
итали, что если армия разбита, столица оккупирована, царь взят в плен, а
храмы и боги низвергнуты, народ должен покориться. Но евреи не желали
покоряться. И поскольку каждый еврей нёс свой Храм в своём сердце, греки на
чали с беспокойством понимать, что выкорчевать еврейскую религиозную идею
можно только уничтожив всех евреев до единого. Поэтому жестокой, затяжной
войне не видно было конца. Легендарные рассказы о Маккавеях разнеслись по
всему греческому миру.
Вначале Антиох не придавал особого значения этому восстанию. Он направил
небольшой ударный отряд, чтобы проучить зарвавшихся Маккавеев. Евреи унич
тожили этот отряд. Уязвлённый неожиданным поражением, Антиох собрал большую
первоклассную армию и, возглавив её, пошёл на Иерусалим. Он был настолько
уверен в своей победе, что прихватил с собой множество работорговцев.
Но прорицатели, видимо, неправильно истолковали расположение звёзд. В 164
г. до н.э. евреи отбросили его армию и освободили Иерусалим. Храм был оч
ищен от языческих идолов. Был обновлён жертвенник и восстановлена служба в
Храме.
В одном из религиозных источников, который называется "Псикта Раббати",
говорится: "После победы Хасмонеи пришли в Храм. Они отыскали там 8
железных копий, воткнули их в землю и зажгли на них огни".
Так военная победа открыла путь к новому духовному возрождению. Менора
(светильник) в Храме в ту эпоху была символом духовной силы иудаизма.
Поэтому первой заботой Хасмонеев было вновь зажечь Менору. Свечи - это
символ Меноры. Происхождение праздника, надо заметить, по разному
излагается в Талмуде и в апокрифической книге Маккавеев. По Талмуду - Чудо
произошло при зажигании Меноры. "Что такое Ханука?" - спрашивается в
трактате Шаббат. Ответ я пересказываю по "Агаде" Бялика и Равницкого:
Ворвавшиеся в Святилище войска Антиоха Эпифана осквернили весь имеющийся в
Храме запас масла или елея. После победы Хасмонеев нашли только один
единственный сосуд или кувшин с елеем (маслом), запечатанный печатью
первосвященника. Елея этого едва доставало бы на один день. Произошло чудо:
разлитый по лампадам елей продолжал гореть в продолжении восьми дней. А
годом позже провозгласили этот день - 25 числа месяца кислев - праздником
Восьми дней обновления - Праздником Ханука.
В книгах же Маккавеев, в первых двух (их всего четыре), рассказано о
восстании Маккавеев, подчёркивается именно их победа, боевой дух народа,
его воинов, их доблесть и мужество, и поэтому так популярен в народе символ
Маккаби. Так или иначе, начиная с 163 года до нашей эры и по сегодняшний
день - в честь победы еврейского духа и в память освобождения Иерусалима и
Храма каждый год, каждый год, более 2000 лет мы зажигаем ханукальные свечи.
Эта традиция сохранялась даже в самые тяжёлые для народа времена. Все
верно, времена и сегодня нелёгкие. Но сегодня в каждом еврейском доме
открыто горят ханукальные свечи!
Поэтому давайте и мы произнесем, кто вслух, а кто и про себя:
Ше-эхияну ве-киману ве-игияну ла-зман а-зэ!
С чудесным Вас праздником Ханука!
http://subscribe.ru/
Код этой рассылки: media.news.online.interesno2005