Black book

"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
(C)"Заметки по еврейской истории" No10 (82) Июнь 2007 года
Ontario14
Чёрная Книга Ури Мильштейна
В апреле этого года в издательстве "Ха-мидраша ха-леумит"[1] вышла в свет новая
книга известного израильского историка Ури Мильштейна "Кровавый навет в Дейр-Ясине
- черная книга"[2]. Книга - обвинение израильской "левой элите", властвующей
над всеми аспектами жизни в стране с момента Независимости и по сей день, навязывающей
свою "военную культуру", которая ставит под угрозу существование государства.
59 лет назад ЭЦЕЛ и ЛЕХИ были обвинены в проведении "резни" в Дейр-Ясине, хотя
часть самих обвинителей (евреи-социалисты) несут ответственность за непредотвращение
массового убийства арабами врачей и медсестер около госпиталя "Хадасса Хар ха-Цофим",
за потерю Гуш-Эциона, повлекшей также многочисленные жертвы среди защитников,
и за убийство бойцами ПАЛМАХ пленных арабов около Эйн-Зейтун в Галилее. Все эти
эпизоды разбираются в "Черной Книге" Мильштейна.
Мы остановимся только на событиях 9 апреля 1948 года в Дейр-Ясине. Это наиболее
известный в мире эпизод Войны за Независимость, ставший одним из основополагающих
мифов т.н. "палестинского" народа. Дейр-Ясин приводят как пример "геноцида палестинцев"
в 1948 году, как пример заранее спланированного трансфера арабов Эрец-Исраэль
с насиженных мест, как первое по времени звено в цепочке якобы подобных эпизодов
- Кибия (1953), Кафр-Касем (1956), Сабра и Шатила (1982), Дженин (2002) и Ливан
(2006).
Нежелание "палестинцев" заключить с Израилем мир, или хотя бы перемирие, через
почти 60 лет с момента окончания Войны за Независимость, происходит во многом
из-за места, которое Дейр-Ясин занимает в их сегодняшней мифологии. Поэтому,
Дейр-Ясин актуален и будет актуален ещё очень долго. Не просто так Арафат в 2000
году не взял преподнесенное ему Бараком государство. Не просто так сегодняшнее
руководство в Газе не идет с Израилем на компромисс, - ``мир с "убийцами Дейр-Ясина"
- невозможен!''
Дейр-Ясин не является исключительно арабским мифом. Он составляет фундамент
современной израильской леволиберальной идеологии, направленной против продолжения
существования государства еврейского народа, оспаривающей справедливость создания
Государства Израиль, и способствующей возвращению "попранных евреями" прав "палестинского
народа", т.е. созданию "государства всех граждан".
Ури Мильштейн в своей книге оспаривает следующие положения арабской и сотрудничающей
с ней левой пропаганды:
1) Деревня Дейр-Ясин, расположенная к западу от Иерусалима, около квартала
Гиват-Шауль, была мирной и тихой. У деревни был "договор о ненападении" с Гиват-Шаулем.
Жители Дейр-Ясина не участвовали в анти-еврейских акциях во время начального
этапа войны за Независимость (ноябрь 1947 - май 1948). Поэтому, у евреев не было
никаких оснований атаковать деревню и изгонять её жителей.
2) ЭЦЕЛ и ЛЕХИ атаковали деревню без разрешения какого-либо официального органа
Ишува. Нападение не отвечало еврейским интересам.
3) Во время боя были убиты женщины, дети и старики, не представлявшие опасности
для нападавших.
4) После боя оставшиеся жители были отведены в близлежащий карьер и там расстреляны.
5) ЭЦЕЛ и ЛЕХИ убили в общей сложности 254 человека.
Эти "факты" являются неотъемлемой частью образа Войны за Независимость, сформировавшегося
у большинства израильтян. Эти "факты" - фундамент теории о "палестинской катастрофе",
"Эль-Накбе", принятой за аксиому в арабском и остальном мире. В 2002 году ЦАХАЛ
запретил дальнейшие лекции перед солдатами одного из участников боя в Дейр-Ясине,
подпольщика ЛЕХИ Эзры Яхина. Яхин многие годы вел эти лекции, но стоило ему заявить,
что "резни в деревне не было", как ворота всех баз ЦАХАЛ навсегда перед ним закрылись.
Жалобу в соответствующие органы ЦАХАЛ подала депутат Кнессета от МЕРЕЦ Наоми
Хазан, профессор политологии в Иерусалимском Университете. Просто удивительно
- арабы и евреи встали в единый строй на защиту общего мифа.
Д-р Ури Мильштейн в своей "Черной книге" доказывает, что большинство известных
фактов о Дейр-Ясине имеют мало общего с действительной историей. Основной его
аргумент - Председатель Правления Еврейского агентства и, он же, координатор
по вопросам обороны в Сохнуте, Давид Бен-Гурион - знал о запланированном нападении
ЭЦЕЛ и ЛЕХИ на деревню, санкционировал её, и получил сразу же рапорт о происходившем
от своего доверенного лица - командующего всеми силами Ишува в Иерусалиме Давида
Шалтиэля. Бен-Гурион получил полный отчет о Дейр-Ясине и от внедренного в ЛЕХИ
агента "Хаганы" Шимона Муниты, который принимал участие в бое. Бен-Гуриону было
прекрасно известно, что никакой "резни" в Дейр-Ясине не было. Невзирая на это,
он хранил об этом молчание до самой своей смерти в 1973 году. Таким образом,
Бен-Гурион, его окружение, исследователи войн Израиля, политическая, военная
и академическая культура еврейского государства предстают в новом свете. Если
верхушка МАПАЙ в истории с Дейр-Ясин сумела обвести вокруг пальца весь мир, то
что же говорить о других эпизодах, менее вредящих образу Израиля!
Факты:
1) Деревня участвовала в терактах против еврейских целей.
2) Захват деревни был частью плана операции "Нахшон" (01.04.1948) оперативного
отдела "Хаганы".
3) Атака на деревню была скоординирована со штабом иерусалимской "Хаганы",
как часть операции "Нахшон" - для обеспечения безопасного сообщения между Иерусалимом
и побережьем.
4) В финальной части штурма Дейр-Ясина принимал участие отряд ПАЛМАХ.
5) В деревне погибло 110 арабов максимум. Вероятно - намного меньше.
6) Не было никакой "резни" после боя - ни в карьере, ни ещё где-либо.
7) Часть жителей деревни были убиты с дальнего расстояния из пулемётов "Хаганы",
во время попытки убежать из Дейр-Ясина в деревню Эйн-Карем, что южнее.
Хотя часть этих фактов была известна ещё в 1948 году, они не предавались огласке.
Почему?
Чтобы оклеветать ЭЦЕЛ и ЛЕХИ. Навредить Бегину и партиям "Херут", ГАХАЛ и "Ликуд"
под его руководством.
Добиться расформирования ЭЦЕЛ и ЛЕХИ, чтобы их бойцы вошли в ЦАХАЛ по одиночке,
а не организованно.
Предотвратить скандал, в ходе которого могут пострадать инициаторы этих манипуляций.
Итак, тезисы Мильштейна:
1) Дейр-Ясин - пример того, как мифы рождают исторические процессы.
2) Штурм деревни показал трудности ведения боя на застроенной территории и
тяжелые последствия такого боя, в смысле жертв среди жителей. Превращение этого
боя в миф о "резне" не позволило провести армейское расследование, чтобы понять
специфику подобных операций.
3) Дейр-Ясин показывает глубину межпартийной склоки между евреями перед и во
время Войны за Независимость, стремление использовать военные действия в личных
и партийных интересах. Примечательна роль Бен-Гуриона в демонизации своих политических
противников.
4) Система безопасности оказалась придатком политической партии. Это развратило
армию и не позволило сделать её профессиональной, на службе государства.
5) Дейр-Ясин иллюстрирует трудность исследования мифов и их опровержение -
даже в демократическом Израиле.
6) Дейр-Ясин, наконец, есть пример беспринципности и продажности некоторых
израильских историков и журналистов, не смеющих посмотреть фактам в лицо и принимающих
официальную точку зрения на события.
Д-р Ури Мильштейн анализирует сделанные в Израиле исследования о Войне за Независимость
и отмечает их низкий уровень, что способствовало развитию мифологизации этих
событий, ставшей одной из причин того, что ЦАХАЛ так и не стал профессиональной
армией, способной решать общенациональные задачи. В результате - общенациональные
задачи сами стали соответствовать слабой системе безопасности, и это было преподнесено
общественности как "новая идеология компромисса". Поэтому сейчас, 59 лет с момента
основания Израиля, многие израильтяне сомневаются в способности их страны выжить
в будущем.
В последней главе "Черной книги" Мильштейн излагает своё видение путей решения
проблемы:
1) Необходимо "интеллектуализировать" армию.
2) ЦАХАЛ должен быть регулярной профессиональной армией. Элементы ополчения-милиции
можно сохранить во второстепенных родах войск.
3) Военная история и культура должна быть преобразована и опираться не на мифы,
а на интеллектуально-критический разбор положительного и негативного опыта.
На последней странице Мильштейн пишет: "Черную книгу писал не я - её написало
бездарное руководство Государства Израиль. Если еврейский народ примет вышеупомянутую
программу к исполнению, это будет последняя "Черная книга". Настанет новая эра..."
* * *
События в Дейр-Ясине не могут быть до конца поняты без краткого обзора событий,
происходивших в декабре 1947 - апреле 1948 гг. Решением ООН от 29 ноября 1947
года, город Иерусалим должен был стать отдельной политическо-территориальной
единицей под властью ООН. Давид Бен-Гурион и руководство Ишува ошибочно предполагали,
что арабы, поэтому, не станут обострять обстановку в городе. Вопросы подготовки
в войне в Иерусалиме отошли на второй план. Боевые действия начались зимой 47-48
гг. Арабы начали активные наступательные операции именно в Иудее. "Хагана" в
Иерусалиме оказалась менее готовой к войне, чем в других частях Эрец-Исраэль.
Арабским отрядам удалось добиться значительных успехов. Сначала был уничтожен
только что построенный еврейский торговый центр Мамилла и дома вокруг (1 декабря
1947 г). Торговцев убивали прямо на глазах у британских полицейских, которые,
понятно, не вмешивались. Также не вмешивались в происходящее и бойцы "Хаганы".
Доверия евреев Иерусалима к "Хагане" резко упало. Всё чаще раздавались призывы
передать контроль над городом в руки ЭЦЕЛ и ЛЕХИ. К середине декабря 1947 года
арабам удалось заблокировать весь район Гуш-Эциона. Там бои шли до 13 мая 1948,
пока остатки защитников не сдались регулярным частям иорданской армии.
К январю 1948 года Иерусалим оказался фактически в блокаде. Арабские отряды
добились значительных успехов в районах вокруг дороги, связующей Иерусалим с
побережьем. 22 февраля 1948 года на улице Бен-Йехуда в Иерусалиме был взорван
заминированный грузовик. Более 60 евреев были убиты. Вообще, за период с 1 декабря
47-го по 1 апреля 48-го в Палестине было убито 850 евреев. Арабы ликовали. Настроение
у евреев было - хуже некуда.
Несмотря на свою относительную малочисленность, ЭЦЕЛ и ЛЕХИ начали активно
действовать против арабских объектов в Иерусалиме сразу же после начала войны
в декабре 1947. Самое маленькое подполье - ЛЕХИ - инициировало больше акций,
чем "Хагана" и ЭЦЕЛ вместе. Евреи смогли закрепиться в нескольких стратегически
важных точках Иерусалима, ранее находившихся под арабским контролем.
К концу января 1948 года линии арабо-еврейского противостояния в городе стабилизировались
и война, в общем, приобрела несколько вялый характер. Но, в горных районах Иудеи,
в основном на пути из Иерусалима в Тель-Авив, шли активные боевые действия. Два
батальона ПАЛМАХ под общим руководством офицера оперативного отдела ПАЛМАХ Ицхака
Рабина с переменным успехом противостояли арабским отрядам. Боевые действия в
этих районах, с обеих сторон, велись полу-партизанскими методами. Это не укрылось
от взора "американских наблюдателей" и лишь усилило позиции противников создания
Государства Израиль. 16 марта 1948 года государственный секретарь США Маршал
проинформировал американского представителя в ООН Уорена Остина о решении Госдепартамента
(с согласия президента) пересмотреть поддержку плана раздела Палестины на два
государства из-за обострения обстановки в этом районе. Через три дня Остин объявил
в ООН об изменении в позиции США по Палестине - план создания Израиля лишился
американской поддержки.
Новости из ООН и неудачи на иерусалимской дороге вынудили Бен-Гуриона (он совершенно
верно связал изменение позиции США с неудачами в Иудее) отказаться от принятой
с декабря 47-го пассивной стратегии ведения боевых действий и принять решительные
меры. В ночь с 31 марта на 1 апреля 1948 г был отдан приказ о начале операции
"Нахшон". Она имела целью очистить Иерусалимский коридор от арабских банд. Для
этого еврейским отрядам следовало действовать против бандитских баз, т.е. -
деревень. Только это могло обеспечить бесперебойное снабжение Иерусалима. В ночь
со 2 на 3 апреля "Хагана" без боя заняла деревню Кастель, к западу от Иерусалима
(около нынешнего Мевасерета). Жители покинули деревню заранее. Уже 3 апреля арабские
отряды начали атаку Кастеля, и 8 апреля им удалось выбить "Хагану" из нее. Главная
иерусалимская дорога оказалась перерезана. Дейр-Ясин находился восточнее Кастеля
и, также, господствовал над участком иерусалимской дороги. Кроме того, Дейр-Ясин
соединял Кастель с другими арабскими деревнями, расположенными к югу - Эйн-Карем
и Малха. Захват евреями Дейр-Ясина становился просто необходимым.
Итак, как уже было сказано, захват Дейр-Ясина являлся частью плана операции
"Нахшон". Арабские отряды, выбившие "Хагану" из Кастеля, прошли через Дейр-Ясин,
который уже был их базой. Это не осталось незамеченным в штабе иерусалимской
"Хаганы". Узнав о плане ЭЦЕЛ и ЛЕХИ захватить Дейр-Ясин, Шалтиэль обратился к
Раанану с просьбой скоординировать атаку на Дейр-Ясин с повторной атакой "Хаганы"
на Кастель. Шалтиэль даже послал официальное письмо командиру иерусалимского
отдела ЭЦЕЛ Мордехаю Раанану и главе ЛЕХИ в городе Затлеру, содержащее, по сути,
согласие на захват деревни:
"Кому: Шапира (Затлер)
От: командующего иерусалимским районом
Мне стало известно, что вы собираетесь атаковать Дейр-Ясин. Я бы хотел обратить
ваше внимание, что захват и удержание Дейр-Ясина является лишь одним из пунктов
нашего плана. Я не возражаю против вашей акции, при условии, что у вас есть достаточно
сил удерживать деревню. Если таких сил у вас нет, я предупреждаю вас - не взрывать
дома, ибо это приведет к бегству жителей, что, в свою очередь, приведет к тому,
что развалины могут стать удобной базой для вражеских отрядов. Это лишь усложнит
обстановку в этом районе и повторный штурм обойдется всем нам намного дороже.
И ещё один пункт: в случае захвата Дейр-Ясина вражескими силами, мы не сможем
создать в этой местности аэродром, как это нами запланировано". [3]
Ицхак Леви ("Левица"), возглавлявший "ШАЙ" в Иерусалиме, рассказывал, как Шалтиэль
предложил, чтобы ЭЦЕЛ принял участие в повторном штурме Кастеля. Когда Раанан
отказался, Шалтиэль разрешил ему взять Дейр-Ясин:
"Шалтиэль не мог им отказать - они всё равно бы атаковали деревню. Лучше было
продемонстрировать хоть какое-то единство рядов. Во-вторых, после потери Кастеля
Дейр-Ясин стал очень важным объектом, представляющем опасность для города."[4]
Пока Шалтиэль готовил письмо для ЭЦЕЛ, разведка "Хаганы" ("ШАЙ") получила сведения
о появлении в Дейр-Ясине отряда повстанцев, в который входили иракские "добровольцы".
Источником был сам мухтар деревни, который встретился с представителем "ШАЙ"
и заявил, что не может совладать с боевиками в деревне и старые договоренности
о перемирии более недействительны. Создалась угроза не только будущему аэродрому,
но и существующим кварталам (Гиват-Шауль и Эйн-Керем) и участку дороги на Тель-Авив.
Мухтар действовал согласно подписанному договору с "Хаганой":
"Условия договора между Дейр-Ясин и Гиват-Шаулем
Во вторник, 20 января 1948 года состоялась встреча представителей Дейр-Ясин
и Гиват-Шауль. Обе стороны пришли к следующим договоренностям о путях сохранения
добрососедских отношений:
Жители Дейр-Ясин оповестят [жителей Гиват-Шауль] о любом присутствии банд в
деревне и окрестностях(...) следующими сигналами: днем - вывешенное в условленном
месте бельё (вкл. две белые тряпки на фоне одной черной); ночью - Дейр-Ясин дает
три коротких сигнала фонарем, Гиват-Шауль отвечает одним длинным, затем Дейр-Ясин
дает ещё три коротких сигнала.
После обмена сигналами должна произойти встреча в условленном месте, участники
которой должны назвать пароль, который меняется каждые три дня".[5]
Не суждено было Дейр-Ясину стать мирной деревней, несмотря на договор с соседями.
Акива Азулай, бывший в то время заместителем коменданта Гиват-Шауля, рассказывал,
что брат мухтара не поддержал этот договор и Гиват-Шауль периодически подвергался
обстрелам со стороны деревни.[6]
Уже 28 января 1948 года в Дейр-Ясине была замечена подозрительная группа из
25 человек с офицером "Легиона" во главе её. 3 февраля - замечена группа из 30
человек обучающаяся стрельбе.
2 апреля из Дейр-Ясина начались обстрелы кварталов Бейт-а-Керем и Яфе-Ноф.
Затем стали поступать сообщения о строительстве укреплений, накапливании оружия
и боеприпасов, и, как уже отмечалось, появление иракских "добровольцев".
Исследования в арабском университете Бир-Зейт показывают, что мужчины Дейр-Ясина
участвовали в антиеврейских акциях, в т.ч. в штурме Кастеля.[7]
Невзирая на это, Ицхак Леви был против разрешения, данного ЭЦЕЛ и ЛЕХИ захватить
деревню.
"Шалтиэль рассказал мне об этом вечером перед штурмом. Я опасался того, как
ЭЦЕЛ поведёт себя, и предложил сообщить о готовящемся штурме представителям
деревни. Шалтиэль отказался, заявив, что нельзя сообщать арабам (даже друзьям)
действиях евреев, которые были, к тому же, согласованы с нами".[8]
И, наконец, следует отметить тот факт, что Шалтиэль не сообщил Раанану о подписанном
соглашении с Дейр-Ясином и о количестве боевиков в деревне.
За двое суток до операции, командиры ЭЦЕЛ и ЛЕХИ собрались в Бейт-a-Керем и
оттуда изучали расположение домов в Дейр-Ясине. Общее руководство было получено
Бенциону Коэну ("Гиора"). Он сообщил подробности плана. Той же ночью командиры
прошли весь маршрут предполагаемой атаки абсолютно незамеченными. Им удалось
достичь практически самой деревни, - их заметили только собаки. Эта ночная экскурсия
очень обнадежила участников будущего штурма. Задача представлялась теперь чрезвычайно
лёгкой. [9]
* * *
8 апреля на базах ЭЦЕЛ и ЛЕХИ собрались участники завтрашнего штурма. Настроение
у всех было приподнятое - подпольщики впервые открыто собирались такой большой
группой; разногласия, 8 лет терзавшие ревизионистов и приведшие к расколу на
ЭЦЕЛ и ЛЕХИ, улетучились. Поэтому, общим паролем для операции стало "Боевое единство"
("Ахдут лохемет").
На встрече бойцов ЭЦЕЛ в Иерусалиме, которая состоялась на базе организации
в квартале Эц-Хаим, что между Гиват-Шаулем и современным автовокзалом, с речью
выступил Раанан. Он объяснил, что захват деревни преследует две цели. Первая
- военная. Необходимо снять угрозу западным кварталам города, перехватить у арабов
инициативу, перенести войну на территорию врага и, тем самым, поднять боевой
дух жителей осажденного Иерусалима. Вторая цель - политическая. Предполагалось
оккупировать деревню. В принципе, это должно было стать новой фазой войны. Никаких
более "операций возмездия" - захват и перманентный контроль над захваченным пунктом.
Кстати, в начавшейся несколько дней назад операции "Нахшон" действия "Хаганы"
носили иной характер - деревни вдоль иерусалимской дороги захватывались лишь
на время прохождения автоколонны в Иерусалим.
Йехуда Лапидот, боец ЭЦЕЛ, заместитель командующего операцией, вспоминает,
что Раанан подчеркнул важность соблюдения "женевской конвенции", ибо операция
направлена на оккупацию, а не наказание деревни.
Чтобы избежать лишних жертв, решено было запустить в деревню броневик с громкоговорителем,
который перед штурмом объявит об окружении деревни и предложит всем находящимся
в ней или сдаться, или покинуть её по специально оставленному пути на Эйн-Карем.
План штурма предусматривал:
1) Силы ЭЦЕЛ (командиры - Йехуда Лапидот и Михаэль Хариф) атакуют со стороны
Бейт-а-Керем;
2) ЛЕХИ атакует из Гиват-Шауля;
3) Отделение Йехуды Трайбиша займет холм неподалеку от горы Герцля, чтобы наблюдать
за отходом жителей в Эйн-Карем и предотвратить помощь Дейр-Ясину из Малхи и Эйн-Карема;
В 2 часа ночи все три группы начали движение к цели. Броневик с громкоговорителем
ехал перед отрядом ЛЕХИ. В 4:45 утра дозорные-арабы заметили подозрительное движение.
Один из них крикнул "Махмуд!". Один из бойцов ЭЦЕЛ подумал, что к нему обращаются
с первой частью пароля - "Ахдут", и ответил: "лохемет". Арабы сразу же открыли
огонь, и штурм начался. В северной части деревни, куда наступал отряд ЛЕХИ, броневику
удалось подняться из вади и достичь первых домов, но далее он двигаться не смог,
т.к. застрял в вырытом посреди дороги окопе. После объявления по громкоговорителю,
по броневику был открыт ураганный огонь из близлежащих домов. У ЛЕХИ появились
первые раненные.
Далее Й.Лапидот в своей книге (номер 2 в библиографии) описывает штурм. Бой
шел за каждый дом. Потери были тяжелые с обеих сторон. После боя около 50% личного
состава атакующих было или ранены или убиты. В некоторых случаях, чтобы нейтрализовать
огневую точку, применялись гранаты. Особо опасные точки взрывались вместе с домом.
Силы ЭЦЕЛ и ЛЕХИ обстреливались со всех сторон, и, даже, что странно, со стороны
горы Герцля, где по плану должно было находиться "отделение Трейбиша". Штурм
затянулся. Сопротивление арабов было отчаянное. У евреев кончились боеприпасы,
но, благодаря обнаружению в подвале одного из домов склада оружия и патронов,
штурм был продолжен.
Ситуация с боеприпасами и большими потерями обеспокоила руководителей операции.
Решено было послать за помощью в штаб ПАЛМАХ (располагавшийся в бывшем немецком
подворье "Шнелер", на улице Шивтей-Исраэль). ПАЛМАХ выделил для ЛЕХИ броневик
(с минометом и крупнокалиберным пулеметом), который и помог завершить захват
последних оставшихся огневых точек в деревне.
После боя стало известно, что случилось с "отделением Трайбиша". По пути на
позицию они повстречали отряд "Хаганы", предупрежденный о начале операции, и
занимающий такую же горку (место называлось "Срифа"), с которой простреливался
путь из Малхи на Дейр-Ясин.
Бойцы ЭЦЕЛ, выйдя на позицию, сразу же подверглись массированному обстрелу
арабов. Расстреляв все патроны и понеся значительные потери, отделение вернулось
в Бейт-а-Керем.
Только годы спустя, был разрешен к публикации рапорт "Элиэзера", офицера разведки
"Хаганы", описывающий роль "Хаганы" в событиях вокруг Дейр-Ясина:
"(...) Утром решено было дать огневую поддержку. Помощь предполагала два пункта:
1) Отрезать Дейр-Ясин от помощи из Эйн-Карема и Малхи.
2) Вести обстрел тыловых позиций арабов - в западной части деревни.
Обе эти задачи нами выполнялись с позиции "Срифа". Для обстрела деревни мы
использовали пулеметы "шпандау".
Арабы не ожидали такого обстрела и понесли тяжелые потери, пытаясь до нас добраться".[10]
Сотни жителей деревни ушли по отведенной им дороге в направлении Эйн-Карема.
Мильштейн отмечает, что часть уходивших попала под перекрестный огонь в районе
"Срифы". Оставшиеся в деревне жители были погружены в грузовики, доставлены в
восточную часть города и переданы там в руки местного населения.[11]
Вечером в Дейр-Ясин прибыли иностранные журналисты. Один из руководителей ЭЦЕЛ,
Кальман Бергман, рассказал им о произошедшем. Бергман заявил, что операция проведена
с ведома "Хаганы" и что была дана ясная инструкция по соблюдению "женевской конвенции".
Рассказал о потерях, понесенных в результате боя на застроенной местности, и
о том, что пленные вывезены в Восточный Иерусалим. Бергман завершил выступление
следующими словами: "Взятие Дейр-Ясина - лишь начало. Мы намерены повторять подобные
операции и в других частях страны, пока вся она не будет в еврейских руках...
Если англичане сунутся в деревню - мы будем воевать и с ними".[12]
Англичане, хотя до окончания Мандата оставался месяц с небольшим, действительно
планировали "сунуться". Их привлекала концентрация бойцов ЭЦЕЛ и ЛЕХИ в деревне.
Верховный комиссар провел совещание с командующим британскими силами, и было
решено бомбить Дейр-Ясин с воздуха. Возможность наземной операции была отвергнута
из-за больших потерь, которые англичане могли понести. Бомбежка в итоге не состоялась,
т.к. британские ВВС уже перебазировались из Палестины, и подготовка к налету
заняла много больше времени, за которое ЭЦЕЛ и ЛЕХИ оставили Дейр-Ясин, а их
место занял отряд "Хаганы" под командованием Йеошуа Ариэли. Этот отряд и занялся
захоронением погибших. Опоздание на три дня было вызвано тем, что арабы в Восточном
Иерусалиме долго препирались с "Красным крестом" о процедуре и месте захоронения.
* * *
Вечером 10 апреля тель-авивская радиостанция ЭЦЕЛ "Коль Цион а-лохемет" сообщила,
со ссылкой на иерусалимский штаб ЭЦЕЛ, что нападавшие потеряли 4 человека убитыми
и 32 раненными, а арабы потеряли 240 человек убитыми. Йехуда Лапидот пишет, что
информация, переданная из Иерусалима на радио ЭЦЕЛ, не соответствовала действительности:
"Командир иерусалимского ЭЦЕЛ Раанан сознательно преувеличил число погибших
в деревне. Таковы были законы психологической войны. Раанан рассказывал, что
когда он передавал сообщение для радио в Тель-Авиве, ему не было известно точное
числи убитых. "240" он придумал, хотя знал, что число убитых намного ниже. Сообщение
о таком большом количестве убитых, по мнению Раанана, посеет страх среди арабов,
что осложнит их попытки атаковать евреев".[13]
Верховный Арабский Комитет тоже увидел выгоду в преувеличении количества убитых:
это должно было вызвать желание отомстить и, тем самым, поднять боевой дух повстанцев.
Поэтому, Комитет продублировал сообщение радио ЭЦЕЛ, но убитых стало уже 254.
Лишь через какое-то время арабскому руководству стало ясно, что сообщение вызвало
страх в сердцах арабов, но было уже поздно. Исследования арабского университета
Бир-Зейт о Дейр-Ясине сообщают о том, что количество жертв едва превышало 100.
В "Хагане", как выяснилось, уже на третий день после боя знали, что количество
убитых намного ниже, чем число, переданное по радио ЭЦЕЛ.
Йеошуа Ариэли, сменивший с силами "Хаганы" ЭЦЕЛ и ЛЕХИ в деревне, и руководивший
захоронением погибших, сообщает, что всего было похоронено 110 тел. Исследование
из Бир-Зейта говорит о 107 погибших.
Точный подсчет погибших был произведен после боя двумя врачами, посланными
Сохнутом в деревню, чтобы проверить заявления о "зверствах". Д-р Авигдори (председатель
профсоюза медработников в Иерусалиме) и его заместитель д-р Друян обошли каждый
дом в Дейр-Ясине и проверили каждый труп. Из их рапорта выясняется, что в деревне
ими обнаружено 46 убитых. Причина смерти всех - огнестрельные ранения или последствия
взрывов. Все были одеты в свою одежду и никаких признаков "зверств" обнаружено
не было.[14]
В телевизионной передаче Би-би-си, посвященной 50-летию арабо-израильского
конфликта, было показано интервью с Хасаном Нусейба, бывшем в 1948 году редактором
новостей на арабском языке на британской радиостанции в Палестине. Он рассказал
о встрече у Яффских ворот между эвакуированными из Дейр-Ясина и арабскими руководителями,
включая Хусейна Халиди, секретаря Верховного Арабского Комитета.
Ныне живущий в Аммане Нусейба спросил у Халиди: "Как нам освещать всю эту историю
в Дейр-Ясине?"
Тот ответил: "Нам надо извлечь из неё максимальную выгоду".
Поэтому Нусейба и сообщил по радио об убийствах детей и насилованиях беременных
женщин в Дейр-Ясине.
В той же передаче, один из жителей деревни, Абу-Махмуд, рассказал, что жители
тогда протестовали:
"Мы им сказали, что никаких изнасилований не было".
Халиди им ответил: "Нам это необходимо для того, чтобы арабские армии пришли
и спасли нас от евреев".[15]
Понятие "резня" означает убийство беззащитных людей. В августе 1929 года арабы
устроили резню в Хевроне.
В мае 1948 года Арабский Легион расстрелял жителей Кфар-Эцион, после того как
те сдались в плен.
А в Дейр-Ясине?
Во-первых, нападающим приказали соблюдать женевскую конвенцию.
Во-вторых, ЭЦЕЛ и ЛЕХИ приказали пожертвовать внезапностью и послать броневик
с громкоговорителем в деревню, чтобы у мирных жителей была возможность уйти из
деревни.
В-третьих, все признают, что в Дейр-Ясине шел тяжелый бой. Между двумя вооруженными
группами, одна из которых заняла оборону в жилых каменных домах со стальными
дверьми. Вторая группа, поэтому, была вынуждена применять гранаты и заряды взрывчатки.
Так появились жертвы среди мирных жителей.
События 9 апреля 1948 года в Дейр-Ясине оказали огромное влияние на ход всей
Войны за Независимость.
Так описан этот бой в книге "История Войны за Независимость", подготовленной
отделом истории при Генштабе ЦАХАЛ[16]:
"События в Дейр-Ясине стали известны во всем мире как "резня в Дейр-Ясине".
Это нанесло вред доброму имени Ишува. Все арабские пропагандистские каналы, тогда
и сейчас, старательно пересказывали и пересказывают свою версию произошедшего.
Но нет никакого сомнения, что Дейр-Ясин способствовал разброду, шатаниям и неуверенности
в арабских тылах. Даже не сам бой, нет, - а та истерия, начатая в арабских СМИ.
Они хотели показать народу "жестокость евреев", чтобы поднять боевой дух, но
получилось, что породили страх. Сегодня они признают свою ошибку".
Вынужденное послесловие
Всю эту историю следует принять к сведению некоторым реликтовым адептам "мапайской
мифологии", по недоразумению причисляющих себя к "правому лагерю".
Речь идет о профессорах физики Амусье и Перельмане, которые в 5-м номере "Заметок"
за 2007 год(http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer5/Perelman1.htm) обвинили
всех своих оппонентов в дилетантстве, причем сделано это было в традиционном
для профессоров хамско-совковом тоне. Мне же видится, что профессорам физики
(а эти товарищи в каждой своей публикации это неоднократно подчеркивают), решившим
писать на исторические темы, следует много раз подумать - умно ли поднимать
тему дилетантства. Корректно ли предлагать некие "методологические принципы"
опровержения исторических фактов.
"Так что цена любительских опровержений нам хорошо известна. В данном случае
можно отметить, что на научные "перевороты" претендуют люди, весьма мало образованные
как в еврейской, так и во всеобщей истории", - пишут физики в примечаниях к статье.
Мне неизвестно - откуда профессора берут смелость судить об образованности оппонентов.
Видимо, неграмотность в физике для них равнозначно неграмотности во всем остальном.
Весьма и весьма печально, что обвинения в незнании еврейской/израильской истории
приходится выслушивать от двух товарищей, которые не понимают иврита, не умеют
ни читать, ни писать на этом языке. Все это вызывает удивление, особенно с учётом
места проживания физиков - Израиль...
Или возьмем глубокомысленные рассуждения профессора Амусьи об "арабской гордости"
(http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=226518). Какой именно жизненный опыт
позволяет профессору судить об арабском народе и его культуре? Как, не имея опыта
общения ни с одним представителем этого народа, не зная арабского языка, можно
решиться на высказывание каких-либо суждений на столь сложную тему? Какая "методология"
это позволяет?
Возвращаясь к статье двух экспертов по израильской истории в 5-м номере "Заметок"
отмечу ещё один "ляп": ``Недавно умершего мэра Иерусалима Тэдди Колека обвиняют
в сотрудничестве с англичанами в это самое время, да и ранее того, и в выдаче
англичанам тысяч (?) членов ЛЕХИ - весьма малочисленной подпольной организации.
Просмотр первоисточника сразу демонстрирует дезинформацию - в нём ни о чём, кроме
контактов, фактически служебных, не говорится''.
По иронии судьбы, буквально через несколько дней после выхода статьи Амусьи-Перельмана,
британские архивы разрешили к публикации личное дело агента "Скорпион" (69968)
и 30 марта 2007 года в "Йедиот Ахронот" журналист Ронен Бергман ознакомил общественность
со всеми подробностями предательской деятельности Колека. В более доступной,
для Амусьи-Перельмана, форме "дело" изложено в статье Петра Люкимсона[17]. Товарищам
физикам следует публично извиниться перед Нехамой Шварц за брошенное в её адрес
обвинение в дезинформации.
Само по себе характеризует авторов и некий упрек в мой адрес: "Недавно, к
55-летию соглашения между Израилем и Германией от 10 сентября 1952 о репарациях,
появилась статья "Есть в жизни вещи страшнее самой смерти" под ником Онтарио14
(...) Удивление вызывает уже заголовок, особенно с учётом места проживания автора
статьи - Канада".
Не знаю, товарищи... Лично у меня удивление вызывает другое. Какое отношение
место проживания кого-либо имеет к обсуждаемой ими статье? Как этот выпад профессоров
соотносится с их навязчиво декларируемым "научным подходом"? Уж от кого, но
от Амусьи-Перельмана, всю жизнь добросовестно укреплявших оборонную отрасль экономики
главного врага еврейского государства и почему-то лишь в пенсионном возрасте
решившие осчастливить Сион своим прибытием, - я подобные упреки не принимаю.
Наконец, хочется отметить фразу, в которой сконцентрировано всё то, против
чего выступает Ури Мильштейн: "Государству, основатели которого столь ужасны,
а продолжатели их дела с каждым годом становятся ещё мельче и хуже, едва ли удастся
идти, куда бы то ни было. Одна надежда на здравый смысл огромного большинства
людей, которые такой "правдой", вероятно, не интересуются, нормально живут и
работают. В их жизни и труде надежда на долгое и благополучное в целом существование
государства Израиль". Это - момент истины. Товарищи Амусья и Перельман, видимо,
в строгом соответствии со своими "методологическими принципами", предлагают
опираться на мифы, и только на мифы, - ни в коем случае не опускаться до дилетантства
историка Ури Мильштейна и его "интеллектуально-критического разбора положительного
и негативного опытов". Подобный фундаментализм для любой науки смертелен. А
для "эталонной науки", где Амусья-Перельман - специалисты, фундаментализм - антинаучен,
т.к. отрицание возможности конкуренции теорий останавливает развитие науки.
Библиография:
1) ``????? ?? ???? ????? - ???? ?????'' ?.????????
?. ?????? "???? ????" (2
?.???????? ??? 16 ???? "?????? ????? ??????? - ??? 4 (3
??????, ?????: ????? ??????? ???"?, ????? ???? ?'???????, 1996 (4
5) ??? ???????, ??????? ??"?
Примечания:
[1] ?????? ???????
[2] ``????? ?? ???? ????? - ???? ?????''
[3] ?. ?????, ?? ??????, ? 15 - ??? :?. ??????
[4] ??? 5 "???? ????" ?????? ??? :
[5] ??? 5 "???? ????" ?????? ??? :
[6] ????? ?????? ??? ???????, ? 70 - ??? :?. ??????
[7] ????? ???? (????), ?????? ????????? ?????? ?-1948 - ???-?????. ????? ???-???,
??? ??? ?????????, "????" ???? 11.9.1991 - ??? :?. ??????
[8] ??? 5 "???? ????" ?????? ??? :
[9] ?.???????? ??? 16-5 ???? "?????? ????? ??????? - ??? 4
[10] ??? ???????, ??????? ??"?, ???? 141.
[11] ?.???????? ??? 16-8 ???? "?????? ????? ??????? - ??? 4
[12] ??? 5 "???? ????" ?????? ??? :
[13] ??
[14] ??
[15] The Jerusalem Report, April 2, 1998
[16] "?????? ????? ????????"
[17] ``Укус Скорпиона, или Почему Тедди Коллек спокойно спал по ночам'' - http://maof.rjews.net/print.php3?id=15273&type=s&sid=35
++++++++++++++++
С картинками см
http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer10/Ontario1.htm
Игорь,
не мог бы ты дать точные ссылки на этот материал - где его можно увидеть в
оригинале. Нет автора, размылась библиография. Не понятно, где чей текст.
Семен
Original Message From: "Igor" <igor***@m*****.ru>
To: "culture.people.roots (1193590)" <savgu***@m*****.ru>
Sent: Sunday, June 03, 2007 11:26 AM