Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2010-11-20

[ROOTS] Fw: статья

>> Антисемитизм в Украине: предварительные итоги 2010 г.
>> http://corneliu.livejournal.com/124513.html
>>
>
> Ben Adam

   "IgorD" 2010-11-20 20:55:36 (#1297488)

[ROOTS] там, где нет wi-fi

Booknik Reader: там, где нет wi-fi
Есть ли жизнь там, где нет вайфая? Есть, но зависит от того, что именно вы называете
жизнью. Если посидеть почитать в спокойной обстановке хорошие тексты или поговорить
с умными и тонкими людьми, то такую жизнь мы можем обеспечить. Букник на бумаге,
а именно одиннадцатый выпуск Booknik Reader, выходит в ближайшее время, и на
него можно успеть подписаться прямо сейчас!

http://booknik.ru/news/announces/?id=34233

   "IgorD" 2010-11-20 10:51:07 (#1296840)

[ROOTS] Мастер художественного побега

Мастер художественного побега

http://booknik.ru/news/chronicles/?id=34228

Леся Боброва

Попалась мне как-то крошечная книжка под названием <<Как правильно совершать
преступления>>. Великий маг и чародей Гарри Гудини с убийственной
серьезностью описывал в ней суеверия воров-домушников и различные воровские
уловки: саквояж с откидным дном и особыми пружинами для хищения чемоданчиков
с вокзальной платформы, способы проникнуть на светскую свадьбу и подменить
украшения, подаренные невесте, а потом -- исчезнуть незаметно.
<<Собак они очень мало боятся, даже самых свирепых, потому что постоянно
носят в карманах безделушки из слоновой кости, которые помогают при собачьих
укусах>>, -- сообщал Гудини.

Легендарный иллюзионист, гроза полиции, эскапист, человек-тайна, и прочая, и
прочая, Гудини разоблачал не только воров. Он раскрывал секреты собственных
фантастических трюков и с удивительными яростью и дотошностью выводил на
чистую воду шарлатанов-медиумов. Многие верят, что борьба с популярным в те
времена спиритизмом стоила Гудини жизни...
Обо всем этом можно узнать на выставке <<Гудини: искусство и магия>>, которая
открылась недавно в нью-йоркском Еврейском музее. Здесь представлены
старинные афиши, фотографии, редкие кинодокументы, модели трюкового
реквизита и оригинальный <<волшебный арсенал>> Гудини от наручников и
смирительных рубашек до громадного молочного бидона, из которого фокусник
неизменно выбирался.

Это первая выставка, посвященная Гудини, в одном из значительных
американских музеев, и организована она с размахом, которому можно только
позавидовать. Работы современных художников, вдохновленных Гудини.
Бесплатные экскурсии для детей с ограничениями в развитии и семинары для их
педагогов. Беседы и лекции. На этой неделе, например, будет выступать
писатель Э.Л. Доктороу, автор знаменитого романа <<Рэгтайм>>, где Гудини стал
одним из ключевых персонажей. И, конечно, сопутствующая продукция, начиная с
плакатов и футболок и заканчивая игрушками и ювелирными украшениями (серьги
с замком и ключиком вполне ничего, цена, правда, несколько кусается).
Но почему Еврейский музей? Все объясняется просто: настоящее имя гениального
фокусника -- Эрих Вайс, и родился он в 1874 году в Будапеште в религиозной
еврейской семье. Четыре года спустя маленький Эрих вместе со своей
беременной матерью и четырьмя братьями поплыл на корабле через океан. Уже в
Америке у него появились брат и сестричка.

Отец семейства, рабби Майер Вайс, стал раввином реформистской общины в
городке Эпплтон в Висконсине. Потеряв через девять лет этот пост, Майер был
вынужден перевезти семью в Нью-Йорк. К тому времени Эрих успел в
совершенстве изучить искусство карточных фокусов и открывания замков и даже
убежать из дома: какое-то время он вел жизнь американского бродяги-<<хобо>> и
путешествовал по стране на товарных поездах.
В Нью-Йорке семья жила в бедности. Эрих работал рассыльным, закройщиком,
слесарем и в 1892 году, в год смерти отца, вместе со своим братом Тео начал
показывать фокусы в парке аттракционов Лонг-Айленда. Он взял себе звучный
псевдоним <<Гарри Гудини>> -- Гарри в честь американского фокусника Гарри
Келара, Гудини в честь француза Жана Робер-Удена (или Гудена),
общепризнанного <<отца современной сценической магии>>.
Рядом, в одном из балаганов, выступали с песенками и пьесками две сестры.
Одна из них, своенравная и веселая Бесс, покорила сердце фокусника. Другая
версия гласит, что познакомились они, когда Гудини выступал в школе и
случайно облил платье юной Вильгельмины Ранер кислотой. Гудини явился с
визитом и новым платьем и умыкнул красавицу на Кони-Айленд, где они и
поженились. Бесс стала для него сценической помощницей и партнером в
бедности и богатстве, боевой подругой и женой.
Начались годы скитаний. Гудини показывал карточные фокусы, постепенно
научился волшебным образом избавляться от наручников. Лишь к концу века он
сумел пробиться на сцены популярных театров, выступал в водевилях, а в 1900
году оказался в Англии. С наручниками инспекторов Скотланд-Ярда он справился
шутя. Гудини ждал триумф.

<<Король наручников>>, как прозвали Гудини, гастролировал по всей Европе и в
каждом городе бросал вызов полиции. Его заковывали в кандалы и цепи,
навешивали громадные замки, но всякий раз Гудини без видимого труда
освобождался от оков. Немецкие полицейские обвинили его в шулерстве и
подкупе; Гудини подал на них в суд и выиграл. Позднее его любимым трюком
стал побег из надежнейших тюремных камер, где держали самых опасных убийц и
грабителей.
В 1903 году Гудини побывал и в России. Полицейские заперли его в железном
ящике, предназначавшемся для транспортировки в Сибирь особо свирепых
преступников. <<Чины тайной полиции заперли меня в камере для сибирских
перевозок. Если бы я не сумел бежать, мне пришлось бы совершить путешествие
в Сибирь, потому что ключи, которыми запираются такие камеры, есть только у
сибирского генерал-губернатора. Я выбрался через двадцать минут>>, --
вспоминал Гудини.
Escape artist. Мастер художественного побега. Так можно назвать Гудини, и
это будет не только точным переводом английского термина, но и метафорой
всей его жизни -- побег из дома, из собственной предначертанной биографии, из
железных клеток, заколоченных ящиков и бедности к вершинам мастерства и
славы американского супергероя.

В Америку Гудини возвратился с триумфом, купил матери в Нью-Йорке дом за 25
000 долларов и, по легенде, платье, сшитое для королевы Виктории. Появление
множества конкурентов заставило его сосредоточиться только на отработке
мастерства побега. Закованный в цепи Гудини выбирался из запертого ящика,
погруженного в воду (это заняло у него 57 секунд), высвобождался из
смирительной рубашки, вися вниз головой над улицей, на глазах у публики
проходил сквозь кирпичную стену.
Коронным трюком Гудини стала <<Китайская камера пыток>>: ноги фокусника
заковывали в колодки, а затем его головой вниз опускали в резервуар с водой,
причем колодки дополнительно прикреплялись к резервуару. Кстати, модель этой
<<камеры пыток>> также можно видеть на нью-йоркской выставке.
<<Сегодня никто не делает того, что умел Гудини>>, -- сказал на открытии
выставки один из величайших современных иллюзионистов Дэвид Блейн, для
которого Гудини всегда служил источником вдохновения. А собиратель Артур
Мозес, одолживший для выставки ряд экспонатов из своей огромной коллекции
<<гудинианы>>, открыто называет Гудини героем.

<<Он был бесстрашен, -- говорит Мозес. -- Его не останавливали никакие
препятствия. Нечего и сравнивать: Гудини был величайшим художником побега
всех времен>>.
Тайну многих трюков Гудини унес с собой в могилу, другие были раскрыты им
самим или его друзьями: к примеру, фокусник искусно прятал на теле крошечные
отмычки, глотал ключи и высвобождался из оков, сокращая мышцы и вызывая у
себя привычный вывих плеча.
Баловень публики, Гудини дружил со многими сильными мира сего, от Артура
Конан Дойла до Теодора Рузвельта. Авторы сенсационной биографии <<Тайная
жизнь Гудини>> Уильям Калуш и Ларри Сломан уверяют, что иллюзионист был и
секретным агентом тайных служб США и Британии.
Так это или нет, но Гудини бесспорно был разносторонним человеком. Он
написал дюжину книг, снялся в нескольких фильмах и сам поставил два, купил
самолет <<Вуазен>> и совершил первый пилотируемый полет над Австралией. Был он
и заядлым библиофилом. <<Мое представление о комфорте -- сидеть в большом
кресле в библиотеке и слышать голос миссис Гудини: ``Молодой человек, твой
обед готов''>>, -- сказал как-то великий иллюзионист.
В собрании, которое Гудини завещал Библиотеке Конгресса, были тысячи
плакатов, гравюр, афиш, рукописей и книг, посвященных истории иллюзионизма,
магии, колдовству, демонологии и спиритическим явлениям.
Интерес к спиритизму проснулся у Гудини еще в девятисотых годах и крайне
обострился в двадцатых после смерти любимой матери -- но принес одни
разочарования. Главным из них стал спиритический сеанс, который состоялся в
1922 году, во время американского турне Конан Дойла.
<<Леди Дойл, по предложению сэра Артура, устроила для меня сеанс... и в
``состоянии транса'' сумела ``автоматически'' записать письмо, которое было
якобы продиктовано моей праведной матерью, -- вспоминал Гудини. -- Я принял
его и стал благоговейно изучать послание, но анализ его никак не убедил
меня, что рукой леди Дойл водил дух моей мамы>>.
После этого Гудини объявил настоящий крестовый поход против спиритов и
медиумов. С Конан Дойлом, проповедником спиритизма, они стали врагами (между
прочим, писатель объяснял сценические успехи Гудини мощным спиритическим
даром).
Гудини помогали не только знания и умения фокусника, но и целая сеть частных
сыщиков, актрис и бывших <<медиумов>>, с удовольствием разоблачавших коллег.
Изменяя свою внешность, он появлялся на сеансах в сопровождении репортера и
полицейского. Особый резонанс вызвало его разоблачение медиума <<Марджери>>,
Мины Крэндон, светской дамы из Бостона.

Упомянутые выше Калуш и Сломан считают, что Гудини пал жертвой заговора
спиритуалистов и даже намекают на причастность к заговору самого Конан
Дойла. Во всяком случае, смерть Гудини была странной. В октябре 1926 года в
Монреале случайный посетитель гримерки, желая испытать силу брюшного пресса
Гудини, нанес иллюзионисту несколько сильных ударов в живот. Гудини
продолжил гастроли, но в Детройте был госпитализирован с разрывом аппендикса
и через неделю скончался от перитонита.
Бесс Гудини много лет держала рядом с фотографией мужа зажженную свечу и
устраивала на Хэллоуин спиритические сеансы. Она помнила их уговор: если дух
Гудини вернется на землю, он должен будет произнести слова <<Розабелль, верь
мне>> -- слова из пьесы, в которой играла Бесс, когда они с Гарри впервые
встретились. Но дух так и не появился. В 1936 году, после очередного
неудачного сеанса, Бесс задула свечу.
<<Десяти лет достаточно, чтобы дождаться любого>>, -- сказала она.
Букник писал об этом, а еще о том, что Гудини основал <<Общество детей
раввинов>>.

19 ноября

   "IgorD" 2010-11-20 10:49:05 (#1296838)