Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек и природа

  Все выпуски  

Человек и природа



"Еслибвратапознаниябылиоткрыты,людямоткрыласьбыбесконечность.
Нолюдиукрылисьотмираивидятеголишьвузкиещелисвоихпещер".
У.Блейк.Бракосочетаниераяиада

Квантовая физика в стиле нон-финито
(фрагменты)

(В.Ю. Ирхин, М.И. Кацнельсон. Уставы небес: 16 глав о науке и вере. - Екатеринбург: У-Фактория, 2000, 512 с., В.Ю. Ирхин, М.И.Кацнельсон. Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2003, 264 с.)

…Следует признать, что за прошедший век взгляды европейских и отечественных мыслителей претерпели радикальные изменения. Пришла мода на интерпретацию любых видов реальности как словесной игры: присутствие в мире чего-либо и кого-либо не воспринимается серьезно….

Обсуждение вопросов физической реальности вписывается в натурфилософский контекст. Что такое философия природы и какое место она занимает по отношению к естествознанию? История европейской науки и философии показывает, что философия природы как система всеобщих понятий природы строилась на материале естествознания и служила необходимым дополнением опытного исследования, которое само по себе не способно подняться над частными закономерностями и открыть единство природы и человеческого духа. "Метафизика" Аристотеля, "О сущности вещей" Лукреция, "Этика" Б. Спинозы, "Рассуждения о методе" Р. Декарта, "Критика чистого разума" И. Канта, "Идеи к философии природы..." Ф. Шеллинга, "Философия природы" Г. Гегеля, "Диалектика природы" Ф. Энгельса, работы А. Эйнштейна, М. Планка, Н. Бора, В. Гейзенберга выступают вехами на пути философского осмысления природы.

    "Мир сотворен Богом..." (К.Ф. с. 24). Реальность представляет собой иерархию разных уровней огрубления идеи (К.Ф. с. 16). Таким образом есть Высшая Реальность и та тварная, земная, термодинамическая, с которой имеют дело физики. "Прозрения о Высшей Реальности можно найти не только в священных книгах различных религий, но и некоторых формально "светских" текстах, особенно в поэзии (К.Ф. с. 14).

    Итак авторы, как кажется, строят философские основы объективного идеализма. Объективной материальной реальности не существует. Есть мысль, сознание Бога, и сознание человека. Бог порождает Высшую Квантовую Реальность, а человек своей мыслью, измерительными процедурами творит термодинамический мир с его корпускулярно-волновым дуализмом. "Физические законы вторичны и подчинены человеческому сознанию..." (К.Ф., с. 106).

    Атомы, волны и кванты - это три состояния мира: два первых лежат в основе тварного физического мира, третье определяет суть Высшей реальности. Подчеркнем, что Бог В.Ю. Ирхина и М.И. Кацнельсона не при-надлежит какой-либо конфессии, не обладает личностной ипостасью. Авторы отождествляют Бога с Высшей квантовой реальностью и утверждают, что путь к нему (и вместе с тем духовное перерождение, обретение свободы и спасение человека) может осуществиться через самопознание. "Если физик говорит о квантовой механике верно, он уже спасся - перешел на высокий уровень бытия, к прямому переживанию высоких внутренних состояний (К.Ф. с. 76).

    Вообще физики, профессионально связанные с идеями квантовомеханической реальности, по определению ближе к Высшему запредельному миру. "Поскольку человечество на протяжении последних трех веков вкладывало в развитие науки свой лучший интеллектуальный и духовный потенциал, прорыв в запредельное вполне мог произойти как раз в этом направлении - и он произошел после создания квантовой физики" (К.Ф. с. 259). Вот собственно та высшая цель, которую преследуют авторы, анализируемых мной сочинений. Они не настаивают, что "путь к спасению через постижение квантовой механики должен рассматриваться как обще-обязательный" (К.Ф. с. 253). Любой такой путь должен быть личным. Авторы не предлагают ученому миру обратиться к решению насущных практических задач человечества, например, к борьбе с голодом и болезнями, тем более к решению проблемы смерти и воскрешения умерших отцов, но их озабоченность нравственным со-стоянием всего общества, умножением вредоносных плодов науки,…

    Для формирующейся концепции В.Ю. Ирхина и М.И. Кацнельсона очень важна идея двоемирия и отражения Высшей Реальности в низшей термодинамической. Прозрения корифеев квантовой механики, человеческое познание законов микромира возможны как следствие того, что физическая форма, реальность земного мира несет в себе образ Высшей реальности, отражает ее. "В мире классической физики (на дне, внизу) просматривается образ квантового мира. Высший образ отражается в низшем мире людей и иных живых существ, в про-явленном состоянии. Исходно этот образ неизменен, но при отражении он становится относительным, дискретным" (К.Ф. с. 75).Поскольку все земное отражает небесное, то физическая реальность превращается в сим-вол, в свидетельство о высшей Реальности.

    Следовательно наука (квантовая физика прежде всего) должна постигнуть язык символов, а для этого ей следует обратиться к священным текстам различных религий, для которых накопление, хранение, трансляция и потребление знания о Запредельном мире Абсолюта в виде символов является исходным и основным. До сих пор физика пользовалась языком математики, но язык математики, ее символика при всех их достоинствах не выдерживают сравнения с символическим строем; ибо последний "имеет дело с гораздо более серьезными сторонами реальности. Они (т.е. религиозные символы - Ю.М.) предназначены для того, чтобы вывести человека на новые уровни сознания, относящиеся к запредельному миру" (К.Ф. с. 137).

    В контексте символизма, вытекающего из гипотезы авторов "У.Н." и "К.Ф." об отражательной связи Высшей реальности с низшей, они проявляют повышенный интерес к проблемам языка науки. Известно, что квантовая механика столкнулась с парадоксальными явлениями микромира, вышедшими в сознание образованного чело-века ХХ в. прежде всего как корпускулярно-волновой дуализм. Например, электрон в одних наблюдениях и измерениях действует как частица, в других предстает как волна. Получается, что в микромире существуют сочетания свойств, которые в обычном мире невозможны как круглый квадрат. Возникает законный вопрос о том, чем же электрон является на самом деле? И, если в действительности он не может быть представлен ни частицей, ни волной, то как выразить на обыденном языке ту реальность, которую человеческое воображение бессильно себе представить. В чисто научном плане задача решалась рациональным путем - специально созданным для этого математическим аппаратом. Достаточно здесь назвать уравнения Э. Шредингера и П. Дирака, принцип запрета В. Паули, чтобы стало понятно, что имеется здесь в виду.

    Но в конце концов любой математический формализм должен быть наполнен смыслом, доступным для выражения естественным средством человеческого общения - обыденным языком. Преодолеть этот заключительный этап познавательной деятельности оказалось таким трудным делом, что задача не решена и сегодня. Получается, что открытая наукой часть микромира представляет собой весьма странную наличную действительность, где известные человеку по многовековому опыту категории отказываются служить объяснительным механизмом. Достаточно сказать, что происходящие в микромире события нельзя изложить, пользуясь логическими законами Аристотеля: закон исключенного третьего в микромире не работает. Опираясь на эти известные обстоятельства, авторы пускаются в розыски новых языковых форм науки как можно дальше от современности, как можно ближе к архаике и мифу. Чем более с естественной и наивной формой языка встречаются ав-торы, тем больше они ему доверяют.

    Еще художники итальянского Возрождения утверждали, что мало кому на свете удалось завершить начатое им произведение. Явление незавершенного широко представлено и в теоретическом (философском и научном) познании. Например, А. Эйнштейн оставил незаконченной свою работу над единой теорией поля, а К. Марксу удалось издать лишь первый том "Капитала". Современным теоретикам все сложнее систематизировать массу фактического материала и подчас их весомым вкладом в науку оказывается обнаруженная ими методологическая основа исследования. Однако в творчестве В.Ю. Ирхина и М.И. Кацнельсона мы встречаемся с иной ситуацией. В искусстве существует особый принцип незаконченности, как сознательный художественный прием, стимулирующий активность восприятия зрителя, слушателя, читателя. Как бы незавершенное произведение становится поводом для интерпретации, будит фантазию публики. Таким слегка загадочным и ирреальным, выполненным в стиле non finito, представляется мне романтический образ Квантовой Физики, созданный творческими усилиями В.Ю. Ирхина и М.И. Кацнельсона в книгах "Уставы небес" и "Крылья Феникса".

Ю. Мирошников,
доктор философских наук

(Источник)



В избранное