Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек и природа

  Все выпуски  

Человек и природа



"Не всякое продолжение есть развитие."
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Сущность техники
(фрагменты реферата по работам К. Ясперса, Н.А. Бердяева, М. Хайдеггера)

Понятие "техника" возникло еще в античном обществе. Оно берет свое начало от греческого слова "техне", означавшего умение, мастерство, искусную деятельность."ТЕХНИКА - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы.

    "Смысл техники - состоит в освобождении от власти природы. Ее назначение - освободить человека как живое существо от подчинения природе с ее бедами, угрозами, оковами.

    Вместе с необычайно усилившимся господством человека над природой возникает угроза того, что природа, в свою очередь, подчинит себе человека. Под воздействием действующего в технических условиях человека природа становится подлинным его тираном. Возникает опасность того, что человек задохнется в той своей второй природе, которую он технически создает...Ясперс утверждает, что эпоха преобразований носит, прежде всего, разрушительный характер. Техника стала сегодня едва ли не главной проблемой для понимания нашей ситуации.

    Бердяев понимал не только опасности, но и великие возможности технического прогресса: "Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире, она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть признана ценностью и благом... Оправдание техники в широком смысле этого слова есть оправдание культуры... Поразительные успехи физики и основанной на ней техники приводят к обнаружению в мире новой, неведомой до того действительности. В мире обнаруживается действие сил, о которых раньше не только не знал человек, но которых и не было в мире, которые скрывались в глубине природы.Благодаря деятельности, развитию человеческого знания меняется космос. Действительность, которая создается с развитием, уже совсем не та действительность, которой раньше был окружен человек и которую он старался познать".

    Правда, нетрудно заметить, что в этом высказывании Н. А. Бердяев, прежде всего, подчеркивает положительную ценность техники. Однако оптимизм философа поубавился, когда режимы Муссолини, Гитлера, Сталина все страшней демонстрировали мощь систем, в которых человеческой личности определена функция винтика. Впрочем, наблюдения и над капиталистической цивилизацией не очень-то обнадеживали Бердяева.

    Философская концепция техники выдающегося философа XX в. М. Хайдеггера противостоит антропологии техники и ее можно назвать онтологией техники. Техника, по Хайдеггеру, есть способ самореализации человечества.

    Техника, по мнению Хайдеггера, уходит корнями вглубь, в сферу истины. Немецкий философ отвергает тезис о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, именно человек "выдан" технике, "затребован" ею. В этом истоки опасности, которая подстерегает человека. "Задача, которую ставит перед собой М. Хайдеггер, - дать технике нетехническое обоснование, выявить связь технического начала с бытием - поистине глубока и масштабна. Философ выдвигает ряд объемлющих характеристик исторических этапов функционирования и развития техники в тесной взаимообусловленности с отношением человека к бытию, с жизненными целями общества. В основе технической деятельности М. Хайдеггер видит присущее людям стремление к познанию, к обнаружению истины (через обнаружение "сокрытого" ). Но начиная с нового времени, давшего импульс квантитативному, исчисляющему освоению мира и отсюда - экспериментальной физике, это направленное на бытие обнаружение (Entbergen) впервые обретает совсем иной характер. Из поиска истины оно превращается в агрессивно-принуждающее отношение к природе, "затребование" ее (Негausfordern) со всеми ресурсами, с заключенной в ней энергией, с учетомнаперед всей основанной на ней перерабатывающей индустрии и готового продукта. Таково нынешнее отношение человечества к миру; такова - в определенном смысле - истина сегодняшнего дня.

    В конечном счете, по убеждению Хайдеггера, техника на современном этапе гораздо более непосредственно угрожает сущности человека, - все усилия которого направлены на то, чтобы извлекать, добывать насильственно, управлять и т.д., - чем его существованию.

    Например, немецкий философ К. Ясперс считает, что "...было бы нелепо вообще отвергать практическую пользу науки, не пользуясь ее достижениями". Но практические потребности, по его мнению, не могут длительное время поддерживать научно-технический прогресс.

    Наука развивается самостоятельно, в результате внутреннего стремления людей к знанию, их извечной пытливости, любознательности Он пишет : " В противовес принижению науки посредством ее подчинения целям техники и жизненной практики, наука утверждается как самоцель , как право изначальности стремления к знанию". Но с такой точки зрения развитие науки замыкается самой же наукой. Возникает круговорот сознания.

    Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны без техники просто невозможно представить развитие человечества, а с другой техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия.

    Не продуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т. д.

    Сейчас уже трудно понять : техника служит человеку, или человек - технике.

    Неуправляемая технологическая экспансия вызвала широкую полемику на Западе. 60-е годы стали вехой в нарастании кризисного сознания эпохи.

    Влияние техники на общество происходит в наше время не только через сферу материального производства. В значительной мере под непосредственным ее воздействием преобразуются система образования, искусство, культура, быт.

    Становится, очевидно: техника только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит.

Источник



В избранное