Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек и природа

  Все выпуски  

Человек и природа



"Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…"
А.И. Герцен

ВЗАИМОПОМОЩЬ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ (фрагменты)


Стремление к взаимопомощи появилось у человека еще в отдаленные времена, оно так глубоко переплеталось со всем прошлым эволюции человеческой расы, что сохранилось, несмотря на все превратности истории, до настоящего момента.

Новые экономические и социальные институты, поскольку они являются творением масс, новые этические системы и новые религии, – все они появлялись на свет Божий из одного и того же источника, и этический прогресс нашей расы в своих существенных чертах является лишь постепенным расширением принципов взаимопомощи с племени на все большие и большие агломераты вплоть до того момента, когда в один прекрасный день они, наконец, не охватят все человечество без различия веры, языка и расы.

В настоящее время вполне установлено, что великое реформаторское движение не было только протестом против злоупотреблений католической церкви. Оно обладало также и творческим идеалом, и этим идеалом была жизнь в свободных, братских общинах. Те из произведений и речей ранней эпохи этого периода, которые находили в массах наибольший отклик, были пропитаны идеями экономического и социального братства человечества.

…. при первой же нашей попытке установить, как живут миллионы человеческих существ, нас поражает, какую огромную роль играют и ныне в человеческой жизни принципы взаимной помощи и взаимной поддержки.

При нынешней социальной системе все связи единения между соседями, жителями одной и той же улицы, исчезли. В лучших кварталах больших городов люди живут бок о бок, не зная кто их соседи. Но в густонаселенных переулках дело обстоит иначе: там все знают друг друга и постоянно находятся в тесном общении друг с другом. Конечно, мелочные ссоры происходят и в переулках, как и повсюду; но разрастаются также и группировки, основывающиеся на личном сходстве характеров, и внутри этих групп взаимопомощь практикуется в таких размерах, о которых более богатые классы не имеют и представления.

"Мое" и "твое" менее резко соблюдается среди бедных, чем среди богатых. Башмаки, платье, шляпы и т.д. – все, в чем может оказаться нужда на месте, – постоянно одолжаются одним другому, так же как и хозяйственные вещи".

Что же касается благотворительности и всей той работы, которая добровольно исполняется ради общего блага, столькими лицами из достаточного и рабочего класса, а особенно разными профессионалами, то всякий знает, какую роль играют в современной жизни две этих категории благотворительности. Если желание приобрести известность и политическую силу или выделиться в обществе часто совершенно затемняет истинный характер этого рода благотворительности, то нельзя сомневаться, что импульсы, толкающие сюда человека, исходят в большинстве случаев из того же чувства взаимной помощи. Люди, которые приобрели богатства, очень часто не находят в нем ожидаемого удовлетворения. Другие начинают чувствовать, что как бы там экономисты не распространялись о том, что богатство является наградой за известные дарования, собственная их награда оказывается преувеличенной.

Короче говоря, ни всесокрушающая сила централизованного государства, ни учения о взаимной ненависти и беспощадной борьбе, которые исходят, украшенные атрибутами науки, от услужливых философов и социологов, не могут вырвать с корнем чувства человеческой солидарности, глубоко заложенного в человеческий разум и сердце, так как оно воспитано было всей предыдущей эволюцией.

И теперь, если мы возьмем учения, которые мы заимствуем из анализа современного общества в связи со всей массой доказательств важности взаимопомощи в эволюции животного мира и человечества, то мы должны будем подвести своему исследованию следующий итог.

Мы видели, что в животном мире огромное большинство видов живет обществами и что в ассоциации они находят лучшее орудие для борьбы за существование: понимая, конечно, этот термин в его широком дарвиновском смысле не как борьбу за прямые средства к существованию, но как борьбу против всех естественных условий, неблагоприятных для вида. Те виды животных, у которых борьба индивидуумов доведена до возможно узких пределов, а практика взаимопомощи достигла наивысшего развития, неизменно оказываются самыми многочисленными, самыми счастливыми и наиболее доступными для дальнейшего прогресса.

Взаимная защита, которая получается в этих случаях, возможность достижения преклонного возраста и накопления опыта, высшее интеллектуальное развитие и дальнейший рост общественных привычек помогают сохранению вида, его размножению и его дальнейшей прогрессивной эволюции; и в то же время необщительные виды обречены на вырождение.

… самозащита индивидуума или групп индивидуумов, их борьба за превосходство и конфликты, которые благодаря этому происходят, анализировались, описывались и прославлялись уже с незапамятных времен.

В сущности, до самого последнего времени только один этот поток привлекал к себе внимание эпических поэтов, летописцев, историков и социологов. История в том виде, как она писалась до настоящего времени, почти всецело представляет собой описание тех путей и средств, при помощи которых теократия, военщина, автократия, а в последнее время правление богатых классов двигалось, устанавливалось и сохранялось. Борьба между этими силами и составляет, в сущности, содержание истории.

Произвести хотя бы даже грубую оценку относительной важности обоих этих факторов при помощи более или менее статистического метода, очевидно, невозможно. Одна какая-нибудь война, как все мы хорошо это знаем, может непосредственно или своими последствиями произвести больше зла, чем принцип взаимопомощи в сотни лет – добра, если он даже не будет встречать никаких препятствий.

Но когда мы видим, что в животном мире прогрессивное развитие и взаимопомощь идут рука об руку, в то время как всякая борьба внутри вида сопровождается ретрогрессивным развитием; когда мы замечаем, что у человека даже успех в борьбе и войне всегда бывает пропорционален развитию взаимопомощи в каждой из двух соперничающих наций, городов, партий или племен и что в процессе эволюции и сама война (насколько возможно ей идти по этому пути) подчиняется тем конечным целям прогресса, которые взаимопомощь ставит внутри нации, города или клана, то мы уже получаем представление о преобладающем влиянии фактора взаимопомощи как элемента прогресса.

Но мы видим также, что практика взаимопомощи и ее последовательное развитие создали те самые условия общественной жизни, в которых человек оказался способным развить свое искусство, науку и ум, что периоды, когда институты, основанные на тенденции к взаимопомощи, достигали наибольшего своего развития, были вместе с тем также периодами наибольшего прогресса в области искусства, промышленности и науки.

Что же касается того внезапного промышленного прогресса, который был достигнут в нашем столетии и который обыкновенно приписывается триумфу индивидуализма и конкуренции, то он, конечно, имеет гораздо более глубокое происхождение. Раз были сделаны великие открытия XV ст. – особенно открытие давления атмосферы, поддержанные целым рядом успехов в естественной истории, а сделаны они были при средневековой городской организации, – раз эти открытия были сделаны, то неизбежным последствием их были изобретение парового двигателя и весь тот переворот, который повлекла за собой эта новая сила. Если бы средневековые города дожили бы до того момента, когда они могли бы довести свои открытия до этой точки, то этические последствия революции, вызванные паром, могли бы быть иными; но тем не менее произошла бы и в технике, и в науке та же самая революция.

Таким образом, приписывать промышленный прогресс нашего столетия войне всех против всех, как это делалось неоднократно, настолько же основательно, насколько основательно дикарь, не знающий истинных причин дождя, приписывает его жертве, принесенной своему глиняному идолу. Для промышленного прогресса, как и для всякого завоевания над природой, взаимная помощь и тесные отношения людей друг с другом и теперь, и раньше оказываются более выгодными, чем взаимная борьба.

Взаимопомощь среди животных и людей


Кропоткин Петр Алексеевич
(1842-1921)

русский революционер, один из теоретиков анархизма,
исследователь, организатор и популяризатор
кооперативного движения, социолог, географ и геолог



В избранное