Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек и природа

  Все выпуски  

Человек и природа Выпуск 10


priroda10
Природа - творец всех творцов. (И. Гете)

человек и природа

Рассылка о природе, о человеке и о его месте в окружающем мире

НОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ - II

 


Итак, перед нами два аспекта проблемы. Во-первых, решение, введение новых норм отношений к жизни и среде должно быть радикальнее, чем просто нейтрализация зла. Во-вторых, есть ли в человеке что-то, что может быть основой для этого, более радикального решения?

В качестве более радикального подхода видится не просто отказ от действия на пользу себе, если это принесет вред другому, или обществу, или природе. Решением может быть ситуация, когда любое действие предпринимается только лишь на пользу другому, обществу, природе. Здесь неприменимо даже решение действовать каждый раз только тогда, когда это принесет пользу окружающему. Потому что в таком случае это вновь условие, надевающее намордник на эгоизм. Природа действия остается эгоистической. Человека обязывают лишь следить, принесут ли его действия пользу другим, т. е. предвидеть результаты.

Что может изменить саму природу действия? Что может быть над действием? Выше мы уже определили, что это цель и смысл. То есть, следуя этой логике, польза для других, для окружающего должна быть целью и смыслом каждого действия. А как же основа нашей природы? Ведь любое действие предпринимается только лишь для наполнения своего сосуда наслаждением. Отсюда следует вывод: именно то, что человек производит какое-либо действие для других, должно наполнять его сосуды наслаждением, т. е. соблюдением смысла действия и его цели.

Да, но есть ли в человеке хоть какая-то основа для подобного радикального изменения?

Внимательно рассмотрев природу человека и сравнив ее с миром животных, мы обнаруживаем интересную особенность. Только лишь человек обладает развитой способностью ощущать боль и радость ближнего, как свои. У животных ощущение ближнего запрограммировано в инстинктах и не подлежит развитию.

Человек является, как говорилось, единственным, у кого желания, а значит и ощущения, способны развиваться. Развитие это происходит объективно в течение веков и поколений и может быть стимулировано направленным воздействием окружения.

Если в природе человека существует возможность физического ощущения наслаждения от радости другого или ощущения страдания, когда ближний испытывает горе и боль, тогда у него есть возможность использовать на благо общества присущий каждому феномен единственности. Тот самый феномен единственности, который является в нашей реальности источником всех бед и страданий, разрушений и сползания человечества в пропасть, может стать основой нормального, равновесного, непротиворечивого развития человечества.

Источником личного наслаждения для человека должны стать смысл и цель его жизни - идеал равновесного, неконфликтного развития общества и среды, а средством будут действия ради его (идеала) реализации. В этом заключена возможность формирования нормальной экологии природы, среды, экологии общества, семьи, внутренней экологии человека.

Человек способен поставить себе дальнюю цель и прилагать в течение очень долгого времени усилия к ее достижению. Все это время наполнением его желаний, удовольствием для него является то окончательное состояние, к которому он придет после суммы промежуточных, сменяющих друг друга состояний в процессе достижения цели. Именно это наслаждение от существования цели придает смысл всем усилиям и всем промежуточным, несовершенным состояниям.

В отношении же общества можно сказать, что ему необходимо, осознав себя системой множества элементов в процессе развития, имеющего своей целью совершенное состояние, дать каждому из своих элементов ощущение участия в достижении этого совершенства, что явится для каждого вполне естественным и в то же время высоким основанием для осознания истинной цели своей жизни и ее смысла.

В противном случае мы всегда будем иметь то, что имеем. По крайней мере пока не дойдем до предела, до полного разлада в системе экологии среды, общества и человека, что в конечном счете просто не оставит нам другого выбора, как только принять за основу жизни предложенную норму.

Таким образом, мы нашли в человеческой природе практические естественные механизмы, которые развитый человек использует ежедневно и ежечасно.

Задача общества – не держать человека в том диком состоянии, в котором он находится сейчас, не консервировать его мелкоэгоистическую природу.

Задача общества состоит в том, чтобы создавать основу нормы экологического сознания, развивая осознание человеком смысла и цели своей жизни, совпадающих с целью развития мира, - достижение нормального, равновесного, совершенного экологического состояния, лишенного расщепленности на интересы мира и интересы индивидуума.

М. Гонопольский


В избранное