Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек и природа

  Все выпуски  

Человек и природа Выпуск 9


priroda9
Природа - творец всех творцов. (И. Гете)

человек и природа

Рассылка о природе, о человеке и о его месте в окружающем мире

НОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ - I

 


Все представляемое человеком личное благополучие всегда связано с понятием о здоровье - его и близких ему людей.

Тем не менее мы знаем, что в решении ежедневных проблем, в попытках отвечать требованиям темпа жизни человек всегда хоть на йоту, но уступает в этих своих глобальных интересах "злобе дня". Интересы конкретной выгоды от удачного решения очередной проблемы в какой-то мере затмевают от него самое главное. Иными словами, ожидаемый результат как бы подкупает его, и человеку начинает казаться, что будущей прибыли, моральной или материальной, хватит и на то, чтобы восстановить утраченное на добычу этого здоровья.

Память услужливо подсовывает ему в такие моменты сентенции, заимствованные у окружающих, такие как "любой ценой...", "пусть неудачник плачет...", "для того мы и родились..." и многое другое. В результате рутина подобных мелких жертв приводит к тому, что здоровье и связанное с ним благополучие все меньше соответствуют желаемому.

Личное и общественное бытие объединились в едином стремлении соответствовать идеалу прогресса и жертвовать для этого экологией личной, семейной и общественной жизни.

Если мы согласимся, что происходящее "расщепление личности" связано с определенным нарушением здорового взгляда на жизнь, тогда логично будет задаться вопросом: что есть норма?

Начнем с того, что мы уже сейчас знаем о человеке. Все уровни его существования объемлет, объединяет и определяет их функционирование его понятие о смысле и цели своей жизни. Понятие это программирует в человеке его окружение. Это может быть семья, или система воспитания, или книги, – все они в той или иной мере вкладывают в человека в качестве его личной жизненной программы свои идеи и модели.

Восприятие человека и мира как единого организма, такое отношение к жизни, окружению, когда человек физически не сможет делать что-либо, вредящее миру и другим, должно быть не просто предметом изучения в школе и университете, а должно стать нормой в обществе, только тогда оно сможет передать его человеку в качестве смысла жизни.

Так что же должно быть принято обществом в качестве нормы взаимоотношений человека и среды, отношения самого общества как "большого человека" к окружающей среде?

Для того чтобы понять это, необходимо рассмотреть характер основных сил, которые движут человеком, с целью выявить нечто объединяющее их, качество, которое определяет все остальные.

Мы знаем, что все в мире существует в развитии. Существует некий общий закон развития, который вынуждает каждую деталь мироздания к постоянной смене форм и состояний.

В человеке то, что побуждает его к действию, т. е. смене состояний, существует в виде желаний, осознанных или неосознанных ощущений и подсознательных стимулов, вынуждающих его действовать так или иначе.

И как для каждого конкретного состояния, которое через миг сменится на другое, следующее является желаемым состоянием или же удовлетворением существующего в данный момент желания, точно так же и для человека его основной движущей силой является желание, которое получит или не получит удовлетворение. И будучи удовлетворенным, наполнится наслаждением или же, не получив желаемое, ощутит от этого страдание.

Таким образом, желание получить наслаждение, являясь постоянным состоянием любого объекта в процессе развития, и есть основа и человека, и мира.

Но почему эта общая для всего сущего платформа не объединяет? Почему весь мир наполнен конфликтами и столкновениями?

Попытаемся еще уточнить ситуацию. Реализацией каждого желания человека должно стать его наполнение. Человечество, всех людей в совокупности можно представить себе как единый общий сосуд, предназначенный (как и каждый частный), для наполнения и ни для чего больше.

Главное – это феномен единственности, он является основой для самого глубинного подсознания. Все заложенные в человеке возможности и свойства предназначены только для того, чтобы привести к наполнению этого сосуда, удовлетворению желаний, к ощущению наслаждения от наполнения своих желаний.

Если это так, тогда сумма причин, приведших к нынешнему состоянию экологии, становится гораздо яснее. Более понятно теперь, почему естественная, общая для всего в мироздании платформа существования в человеческом обществе становится источником конфликтов, страданий и разрушений. Если каждый по своей природе, т.е. самым естественным способом, действует только лишь и исключительно на удовлетворение своих желаний, наполнение своих сосудов, то желание двоих обладать одним и тем же означает, что конфликт неизбежен.

Вывод из всего этого для нас, ищущих в природе человека основы для общественной нормы отношения к среде, очень печален. Может быть все-таки, не претендуя на новое отношение, попробовать заменить его на некую норму взаимоотношений, которая, будучи принята в обществе, помогла бы выйти из пике?

Такого рода решением видится некий договор между людьми, к которому они могли бы прийти, осознав зло истинной своей природы. Естественно, действенность договора будет держаться в определенной мере на системе наказаний и поощрений.

Однако такое решение может быть применимо только к части человечества, фрагментарно и только на определенное время.

Фрагментарность означает, что другие части человечества, не настолько развитые, чтобы прийти к подобному договору, будут действовать согласно необузданным желаниям. Поэтому такой договор не решает проблемы всей цивилизации.

Если на неживом, растительном и животном уровнях желания заданы природой и не развиваются, то у человека той же природой заложена некая программа постоянного развития желаний, развития с ускорением.

Таким образом, если в течение одного-двух поколений это общество сможет нейтрализовать отрицательный характер своей природы на основе общественного договора, то третье поколение, испытав проявление совершенно новых, неведомых ранее желаний, станет их удовлетворять, не подозревая, что в результате будет нанесен ущерб и окружающим, и природе. Получается, что нейтрализация отрицательных последствий природы на основе общественного договора и последующего воспитания как метод, практически бесперспективна.

Попытки найти решение общих проблем экологии на уровне неких новых форм взаимоотношений заканчиваются и будут оканчиваться провалом. Видимо, мы обречены на то, чтобы искать и в конце концов найти новое отношение к жизни, основанное на законах природы, может быть, гораздо более глубинных, чем те, которые мы пытались использовать.

Итак, вопрос остается. Новой норме отношений к среде нужны новые основы.

Повторим некоторые аспекты проблемы.

Во-первых, ясно, что хотя получение есть общая природа всего сущего, исправить это положение может только человек, так как именно он страдает от этого больше всего, точнее, только он и страдает. У человека есть возможность осознать причину проблемы и выбрать варианты решения.

Во-вторых, как говорилось, если будет построена модель нового отношения к жизни и среде, общество должно обеспечить абсорбцию этой модели каждым человеком с детства так, чтобы в реализации ее каждый видел цель и смысл своего существования.

И все же, если вернуться к сути вопроса, что же может быть основой новой нормы, если эгоистическое, ради себя, получение является общей платформой природы всего сущего?

М.Гонопольский

Конец первой части. Продолжение следует.


В избранное