Очень интересные места, в которых можно получить желаемое. Для кого-то желаемое это исцелиться, приложившись к мощам святых. Для кого-то это узнать историю России. Для кого-то это духовный рост, знакомясь с жизнью святых отцов, на их опыте строить свою жизнь. Для меня было всё интересно и полезно.
Очередную поездку мы совершили в Дивеево, где находится Дивеевский монастырь, который основал Серафим Саровский.
Выехав из Владимира в 7-30 мы в 11-30 были уже в Дивеево.
По пути мы проехали через уже знакомый нам Муром. О поездке в Муром я расскажу в другой раз.
В Дивеево можно ехать (из Москвы через Владимир) двумя путями, через Нижний Новгород и через Муром, через Муром километров на 200 ближе. Ещё недавно основной путь был через Н.Новгород, в Муроме не было моста, и через реку Оку ходил паром, переправа затягивалась на несколько часов. Теперь возвели понтонный мост, проезд платный (20 рублей). Для проезда судов мост разводят, эта операция занимает около 15 минут.
Проезжая от Мурома до Дивеево (145 км), где-то посередине есть деревня Шилокша, когда мы по ней ехали было какое-то ощущение, что-то не то. Не мог понять что. Только уже в конце деревни понял. Все дома отделаны разными украшениями, резьбой. От этого деревня получилась нарядная не как другие.
Приехав в Дивеево, сразу понял, что людей приезжих тут много. При въезде в город висит карта, на которой обозначены основные достопримечательности и государственные учреждения. Ознакомившись с ней, сразу имеешь представление, что делать.
Для тех. кто хочет остановиться на несколько дней, есть много вариантов. Самый доступный, остановиться в палаточном городке, которых по карте два. Мы до них не доехали. Другой вариант это частное жильё. К нам сразу подошли и спросили, нужна ли комната, и на всяких столбах расклеены объявления о сдаче жилья. Цена от 250 рублей в сутки. Следующий вариант – это отели и гостиницы, указатели на которые есть везде.
Мы брали с собой палатку, но оказалось можно уложиться и в один день. Палатка не потребовалась.
Мы начали с того, что спросили куда нам идти в церковной лавке у продавщицы. Она нам всё рассказала и предложила купить путеводитель для туристов. Купили.
Начали с мощей Серафима Саровского. В такие места у нас в России теперь очередь, и достаточно большая. Мы встали в очередь, но через несколько минут вход в храм закрыли, перерыв с 12-13. И мы пошли перекусить.
На территории монастыря несколько «Монастырских трапезных», в которых предлагаю испробовать разные блюда, кроме мясных. Что очень нас порадовало.
Мы взяли щи грибные, плов грибной, сырники творожные, чай (130 рублей на двоих). Всё было очень вкусно.
Подкрепившись, мы опять встали в очередь, которую сохранили за собой. В общей сложности мы простояли 1 час. В храм запускают, по 10-15 человек. Монашки пели, а батюшка читал акафист своим низким голосом. На фоне некоторой суеты около мощей (люди прикладывались, отходили, ставили свечки, заказывали молебны), пение монашек уравновешивало обстановку. Я так понял монашки поют и батюшка читает постоянно, пока идут люди, не прекращая пения, монашки сменились. Прямо как на вахте. А ведь точно – служба или точнее служение.
Вход в храм с 9 до 17. В 15-30 очереди уже не было, люди просто входили в храм. Имейте это в виду, если не любите очереди. Также мы были в четверг. Насколько я понял основной наплыв приезжих в выходные и праздники.
Далее мы пошли на канавку. Канавка была задумана Серафимом Саровским и была сделана только руками монахинь. В годы советской власти её практически разрушили. Теперь восстановили.
Если пошёл по канавке, то уже никуда не свернёшь пока не дойдёшь до конца. У меня было представление, что канавка это сооружение 10 метров в диаметре. Оказалось, что она длиной, наверное километр, и имеет неправильную форму. Но в итоге вход рядом с выходом. Когда идёшь по канавке, надо читать нужную тебе молитву не менее 150 раз. Я не считал, но, кажется, прочитал около 200.
Конечно, сложно сосредоточится на молитве, когда вокруг так много интересного. Само устройство канавка, с правой стороны крутой обрыв метров 5, там и есть канавка, я так понял. На склонах канавки растут кусты крыжовника, трава ровно подстрижена. За канавкой сады и огороды, ухоженные монашками. Видны созревающие груши, грядки с зеленью, травами для чая, теплички.
С внутренней стороны монастырские строения, ухоженные и красивые. Делаются газоны. Везде кто-то работает.
При выходе с канавки стоит часовенка, в которой тем, кто прошёл по канавке, бесплатно дают сухарики Серафима. (У Серафима Саровского была традиция - он всем, кто к нему приходил, давал сухарики). Тут же можно набрать земли, которая, как говорят, целебная.
На территории монастыря есть несколько церковных лавок, в которых много интересных книг. Мне последнее время интересен Феофан Затворник. Купил две его книги
Далее наш путь лежал на источники. Их несколько, самый близкий - метрах в 400 от монастыря.
Правило на источнике, нельзя черпать воду прямо из источника. У источника есть люди, которые наливаю воду в вёдра и ставят их на лавку. А уже из вёдер можно ковшами наливать воду себе в канистры (канистры и бутылки продаются везде по дороге на источник).
Есть купальни. На одном источнике одна купальня, и заходят отдельно вначале женщины, потом мужчины. Купаться не в купальниках, а в (как назвать?) ночных рубашках. Объявление гласит, что здесь не пляж. Поэтому купальник оставьте дома.
Около другого источника (1000 метров от монастыря), две купальни для мужчин и две для женщин. Правила те же.
Лариса, в отличии от меня, окунулась в воду. Хочу заметить вода ледяная, как говорится зубы ломит. А окунаться надо 3 раза.
После всех прогулок, мы опять проголодались и, немного подумав, опять пошли в ту же монастырскую трапезу. Поели щец и творожников с чаем.
Сели в машину и поехали домой с чувством, что всё задуманное сделали.
Перед Муромом мост был закрыт, пропускали сухогруз. И действительно минут через 10-15 мост заработал. На другом конце моста уже знакомая нам лавка с мороженым. Купили любимый нами Магнат. Лариса «Брюнетку», я «Блондинку». В жару очень хорошо поесть холодненькое.