Семинар <<Принципы формирования окружающего ландшафта>>.
23 марта состоялся семинар «Принципы формирования окружающего ландшафта».
Полина Алёхина рассказала и ответила на возникшие вопросы. Тема многих очень заинтересовала, было предложено провести повторную встречу в апреле месяце, с разборкой плана конкретного поместья или нескольких поместий. Имеющих общую структуру ландшафта. Ниже приводится текст, по данной теме, представленный Полиной Алёхиной.
Принципы формирования окружающего ландшафта
Без сомнения, что каждый человек желал бы видеть вокруг себя только прекрасное. Так давайте попытаемся разобраться, что такое красота.
Безусловный критерий красоты – это природная целостность со свойственными ей гармонией и соподчиненностью составляющих элементов. Вся история эстетической мысли убеждает в том, что первоисточником представлений о прекрасном служит гармония окружающего нас мира. Изучение гармонии, ее важнейших канонов есть не что иное, как поиск красоты.
У природы есть свой излюбленный набор гармонических сочетаний, своего рода шаблонов, стандартов, стереотипов. Многие весьма далекие по своей природе объекты предстают перед нашим взором как сходные. Например: 1) дендритовая форма деревьев, речной сети, кровеносной системы; 2) спиралевидные структуры раковин моллюсков, лианоподобных вьющихся растений, молекулы ДНК и пр. Гармония природы выступает как некая совокупность повторяющихся структурных канонов. Важнейшими из них являются: золотая пропорция (золотое
сечение), симметрия, спиралевидные структуры, нуклеарные системы, фрактальность, ритм.
Рассмотрим, например, золотое сечение. Математическая суть золотого сечения состоит в закономерном делении целого отрезка на две неравные части таким образом, что большая часть так относится к меньшей, как целый отрезок относится к большей части. Пропорция выражается иррациональной величиной и, округляя, принято считать ее равной 1,6. Названному гармоническому стандарту следует множество произведений искусства: в архитектуре, скульптуре, поэзии, музыке. Золотая пропорция пронизывает все мироздание –
от неисчерпаемой Вселенной до мельчайших организмов.
Глобальное проявление золотой пропорции можно видеть в соотношении площадей суши и моря, гор и равнин. Золотая пропорция свойственна миру минералов, горных пород, растений и животных. Но наиболее ярким выразителем Божественной гармонии по праву признается сам человек. Как венец творения, он обладает поразительно совершенным телом. Все в нем соразмерно. Все его элементы соотносятся друг с другом, подчиняясь золотой пропорции и числам Фибоначчи. Эта гармоническая выдержанность, проверенная числом в самых
разных ракурсах, прекрасно демонстрируется на «Модулоре» французского архитектора Ле Корбюзье. Осевой линией пропорции человеческого тела служит линия талии на высоте пупка. Общая высота человека так относится к нижней части тела, как нижняя к верхней. Эта величина обычно колеблется около 1,61.
Природа – творение Создателя – наделена такой чудотворной красотой и силой эмоционального воздействия, которыми не обладают никакие, даже самые талантливые произведения искусства. И тем не менее, процесс рукотворного формирования ландшафта возведен в ранг искусства.
Садово-парковое искусство, в свою очередь, является художественным творчеством. Любое художественное творчество подчиняется одним и тем же законам, начиная с глубокой древности. Картина художника может быть жанровой, натюрмортом, портретом или пейзажем, литературное произведение – поэзией или прозой. Все произведения имеют сюжет и подчиняются своим правилам, своей взаимосвязи частей. Любая повесть, хроника или роман имеют определенный порядок изложения: вступление или начало, развитие темы и заключение.
Человечество накопило богатый позитивный опыт по созданию гармоничной окружающей среды и не воспользоваться им при обустройстве своего личного пространства было бы, мягко говоря, не умно. Все мы хотим, чтобы нас окружал живописный ландшафт, отвечающий нашим желаниям и потребностям. Но не все знают, как это сделать, некоторые думают, что знают, а на деле что-то не получается…
Каждый человек, взявшись самостоятельно за благоустройство и озеленение своего участка, и участка не малого, должен подойти к делу очень основательно. Ведь необходимо обладать глубокими знаниями биологии, экологии растений, почвоведения, владеть законами композиции и эстетики. И это не полный перечень наук, применяемых в данной области.
Давайте вдумаемся в само слово «благоустройство» - оно означает строить благо. А что есть благо для человек и для природы? Жить по Божественным законам. А главным принципом при освоении земли является принцип «не навреди». И чтобы следовать этому принципу, надо понимать, какой вред природе человек может принести по незнанию.
Всем хорошо известно выражение: «все взаимодействует со всем». Так давайте рассмотрим его действие на примере одного поля.
Если мы придем на девственное поле, то увидим на нем сложившееся природное сообщество со своими установившимися характеристиками: это определенный почвенный, гидрологический, ветровой режимы, свой микроклимат, напочвенный покров. Растения приспосабливаются к тем или иным условиям, выбирая для себя оптимальные. Если мы посадим на этом поле много деревьев, то со временем изменятся и все характеристики: изменится напочвенный покров – вырастут теневыносливые и тенелюбивые растения; изменится почвенный
режим в зависимости от пород посаженных деревьев, т.к. существуют деревья, обогащающие либо обедняющие почву. Изменится микроклимат, начнут расти грибы и т.д.
Если мы выкопаем на этом поле пруд, то опять произойдет цепочка изменений. Но если пруд будет излишне глубокий или широкий, будет в неправильном месте, то посредством ветровой, водной или почвенной эрозии он может превратить это поле в овраг или в болото. Там тоже, конечно, будет жизнь, и, может, на этом болоте вырастет клюква, но с эстетической стороны ландшафт будет испорчен, утрачен. В природе порой происходят необратимые изменения ландшафта – так называемые сукцессии. И изменения эти со знаком
«минус».
В ландшафтоведении есть такое понятие как эстетика ландшафта. Есть красивое и приятное для любого глаза. И необходимо проявить заботу о восприятии ландшафта поселения целиком, а не только своего собственного участка. Если мы хотим идти вперед, хоти воплощать живые картины, а не быть просто «кто во что горазд», мы должны обсуждать концепцию озеленения и благоустройства поселения целиком, решать многие вопросы сообща.
В некоторых современных коттеджных поселках существуют определенные правила формирования окружающего пространства. Люди договариваются об общей концепции озеленения их поселка, чтобы он производил целостное впечатление. При этом каждый владелец участка обустраивает его, исходя из собственных представлений о материальном духовном мире. Но он не нарушает основного композиционного замысла. Как этого достигнуть практически, это другой обширный вопрос. Но первое необходимое условие – это добрая воля всех
участников и готовность поступиться своими собственными интересами ради общей идеи. А идея – создание гармоничной, красивой и функциональной среды обитания.
В рамках одного поселения возможна совместная проработка следующих моментов: обеспечение благоприятного ветрового, инсоляционного режимов, создание защитных насаждений вдоль дорог; дренажная система; по функциональному зонированию – это устройство общих площадок для детских игр, для спортивных мероприятий, для совместного отдыха, творчества и пр. И, конечно, чтобы ландшафт радовал своей красотой и гармонией.
Что касается частных владений, то в этом случае не надо следовать какому-либо шаблону, у каждого участка есть своя индивидуальность, своя атмосфера, нужно ее почувствовать, уловить его красоту, а затем, опираясь на практические знания в области формирования ландшафта, постараться создать гармоничную, отвечающую требованиям ее владельца, среду обитания. А посадить несколько десятков деревьев – пусть пока растут – дело нехитрое. Но результаты такой необдуманной деятельности дадут о себе знать.
Может «методом тыка» и получится неплохо, даже красиво, а если наоборот….
У японских ландшафтных архитекторов существует такая практика создания садов. Прежде, чем приступить к проектированию, если позволяет время, архитектор приезжает на участок во все времена года, в различную погоду, разное время суток. По долгу созерцает, наблюдает. И это профессионал, обладающий большим практическим опытом! Многие ландшафтные архитекторы стремятся именно к такому неспешному подходу.
А что мешает нам последовать такому правильному отношению к проектированию своих поселений? Да, создание сада – дело, растянутое во времени. Но результат, основанный на правильном подходе к делу, будет радовать и нас и наших потомков.
Несомненно, хороший проект – залог хорошо выполненной работы. Проект – это мысль, изложенная на бумаге. А хорошая бумага должна дать сок. Если мы попытаемся построить дом без проекта, без элементарного чертежа, что у нас получится? Наверное, ничего хорошего и тем более красивого.
Так давайте рассмотрим процесс проектирования поэтапно. Следует однако оговориться, что приведенные ниже этапы определяют структуру хода проектирования лишь в общем виде, ибо в таком сложном творческом процессе, каким является создание сада, бывает трудно провести резкую границу между видами работ, а тем более – однозначно ответить на все поставленные вопросы. В ряде случаев при решении первоочередных вопросов необходимо использовать информацию из следующих, и отсюда возможно, а часто и неизбежно,
параллельное рассмотрение поставленных в проекте задач. Вместе с этим указанные этапы являются канвой, определяющей последовательность действий.
1. Анализ территории и проработка литературы.
Проект сада всегда начинается с серьезной разработки плана с учетом особенностей местного природного ландшафта, климата, технических и технологических показателей.
Необходимо составить список пожеланий и требований к будущему саду. Надо определиться с тем, что человек хочет видеть в своем саду, как будет его использовать. Вариантов здесь бесконечное множество. Кто-то захочет серьезно заниматься пчеловодством, кто-то разобьет питомник по выращиванию каких-либо растений, а кому-то не по силам будет ухаживать за таким большим участком, и он «окультурит» всего несколько соток, а остальная часть будет «дикой».
Также в этот список входят все планируемые и существующие постройки.
Следующим этапом является обследование участка. Сюда входит оценка местоположения участка относительно сторон света, нанесение на план существующих насаждений, построек, если они уже есть, указание перепадов рельефа. Лучше завести толстую тетрадь или блокнот, куда будут записываться все наблюдения, мысли, идеи.
2. Решение планировочной структуры и композиции пейзажей.
Далее необходимо провести зонирование участка, т.е. разбить участок на различные по своей функциональной направленности зоны. Это могут быть входная зона, придомовая территория, зона отдыха, детская площадка, спортивная зона, техническая и хозяйственная зона, плодовый и декоративный сад и т.д. На этом же этапе планируется размещение основных и сопутствующих построек.
На следующем этапе происходит формирование объемно-пространственной структуры сада и его композиционных узлов. Под объемно-пространственной структурой понимается соотношение открытых и закрытых пространств, их пространственная и визуальная взаимосвязь.
Открытые пространства в садах представлены полянами, лужайками, партерами, цветниками, площадками, а также водоемами. Обычно они являются планировочными узлами объекта. Закрытые – древесно-кустарниковыми насаждениями. Древесные насаждения формируют пространство сада, они являются объемами, вертикали и стены которых ограничивают открытые пространства, определяют размеры и конфигурацию полян, формируя их в виде замкнутых «залов» или обширных раскрытых лугов, направляют видовые лучи, являются
составной частью пейзажных картин. Для примера рассмотрим принцип формирования открытых пространств водоема. Его обычно предусматривают в пониженной части сада. В условиях достаточно выраженного рельефа проектирование водоема в понижении является наиболее логичным. Если же рельеф не ярко выражен, устройство водоема на участке с низкими отметками не обязательно. Форма водоема определяется направлением горизонталей, а также его местоположением на плане. Намеченный водоем становится одним из композиционных узлов
сада. Для наилучшего обзора и связи с остальной территорией на водоем направляются видовые лучи из разных точек участка (в первую очередь – с наиболее высоких), их горизонтальный угол обзора составляет 20-60º. Эти лучи являются открытыми пространствами, ориентированными на водоем, их линии ограничены стеной насаждений. На достаточно плоском рельефе можно запроектировать создание повышения рельефа путем насыпки грунта, вынутого при копании водоема или котлована под фундаменты, но изменения рельефа
должны органично вписываться в окружающий ландшафт, повторять его природные формы. А какие формы присущи нашему среднерусскому ландшафту? Это, в основном, пологие склоны, плавные контуры холмов. Одни формы рельефа плавно перетекают в другие, создавая атмосферу спокойствия и уравновешенности. А если на ровном поле наш взгляд натыкается на гору земли, бездумно вынутой при устройстве водоема, то, прислушаясь к своему внутреннему ощущению, мы почувствуем беспокойство, недоумение, а затем и раздражение. И в связи
с такими деталями необходимо заранее решить проблему вынимаемого грунта. Оценить свои силы и способности сделать красивую геопластику ландшафта.
Теперь можно приступить к проектированию дорожно-тропиночной сети. Она должна быть рациональной и в то же время обеспечить сад интересными прогулочными маршрутами. Также необходимо, чтобы дорожки удобно связывали между собой вход и функциональные зоны. Рисунок линии дорожек должен быть плавным, соответствовать формам рельефа, линии водоема, контуру опушки. Повороты и изгибы дорожек должны быть оправданы размещением пейзажных элементов. Развилки и отмыкания не должны образовывать острых углов, они должны
быть округлены. Пересечение осей дорог должно производиться в одной точке. Острые углы необходимо округлять.
Далее идет детальная проработка функциональных зон. Она должна учитывать специфику их использования. Поиск оптимального варианта планировки ведется путем составления отдельных эскизов на каждую зону. Вообще, при проектировании, чем больше рисуешь, делаешь наброски, тем яснее можешь представить будущий облик сада. При этом не обязательно обладать какими-то выдающимися способностями в рисовании, иногда достаточно просто схематичных эскизов, наглядно показывающих различные формы крон деревьев и кустарников
в группах, их изменения во времени.
При проектировании пейзажей следует исходить из положения, согласно которому представление о художественном облике сада складывается у человека в результате тех впечатлений, которые он получает, двигаясь по прогулочному маршруту. Поэтому обеспечение необходимой смены впечатлений, или пейзажного разнообразия является принципиальной основой формирования художественного образа сада. Пейзажное разнообразие получается чередованием пейзажных картин, включающих как открытые освещенные солнцем пространства полян,
водоемов в сочетании с древесно-кустарниковыми группами, цветниками, так и затененные закрытые пространства древесных массивов. На данном этапе проектирование следует вести, опираясь на уже предусмотренную дорожно-тропиночную сеть, т.к. дорога является линией восприятия пейзажа. Здесь поможет мысленная прогулка по саду, где, опираясь на план, нужно обозначить места наиболее подходящих акцентов. Такую «прогулку» необходимо совершить по всем прогулочным дорожкам и тропинкам в обоих направлениях с указанием
акцентов на плане. Участки в створе видовых лучей входят в поле пейзажной картины.
3. Композиционное и пространственное решение пейзажей.
На данном этапе детально прорабатываются композиции пейзажных картин, композиции древесно-кустарниковых групп, пространственная структура насаждений. Определяется пейзажное разнообразие – решается частота чередования и длительность восприятия пейзажных картин. Сюда же входит цветочное оформление.
4. Подбор ассортимента растений.
Следует вести с учетом экологических свойств растений и их физиономического облика. Подбор и размещение растений следует вести по функциональным зонам, планировочным узлам и пейзажным композициям.
Различные виды деревьев и кустарников имеют различные декоративные свойства и особенности роста. Декоративные качества многих деревьев и кустарников дополняются в период их цветения. Декоративные детали – листва, цветы, текстура коры, плоды, ароматность растения – играют большую роль при создании композиций для близкого восприятия. Цвет листвы ( в основном от светло- до темно-зеленого) задает основной фон композиции.
Что касается экологических свойств растений, то наряду с отношением их к свету, влаге, температуре хочется отметить отношение к почвенным условиям. Существуют почвоулучшающие породы: это клены, липы, каштан конский, среди кустарников – бирючина, чубушники. Наибольшее количество минеральных веществ дает листовой опад березы, бузины, желтой акации, черемухи, лещины и других пород. Обедняют почву породы, требовательные к плодородию: это ясени, бук, дуб, вяз, кусты смородины, спиреи японской, сирени
и пр.
Важным моментом при подборе ассортимента является взаимовлияние или сочетаемость древесно-кустарниковых пород. Например, близкое расположение ясеня обыкновенного, осины, ваза отрицательно влияет на дуб, а подобное расположение липы или клена – положительно. Также осина угнетает сосну. По соседству с лещиной деревья дуба и сосны растут лучше. И подобных практических руководств существует огромное множество.
Конечно, охватить одним взглядом такую многоплановую часть нашей жизни невозможно. Давайте остановимся и из вышеизложенного сделаем для себя выводы…