Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Запрещенные новости

  Все выпуски  

Запрещенные новости - 373. День знаний


Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

Станьте автором Запрещенных Новостей, написав по адресу comrade_u@tut.by
Запрещенные новости. Выпуск 373

День знаний

 
Этот материал прислал наш давний автор и подписчик В. Цаплин.

ЗАЯВКА К СЦЕНАРИЮ ИГРОВОГО ФИЛЬМА «ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЗАВТРА»

В Заявке придется употреблять такие сочетания слов, как «полноценное мышление» и «Интеллектуальная Цивилизация». Автор отдает себе отчет, что пока эти словосочетания не входят в число общепринятых, и без пояснения вызовут у читающего либо поверхностные и, скорее всего, неправильные ассоциации, либо недоумение.

Под «полноценным мышлением», как написно в сценарии, понимается «...рациональное, независимое, альтруистическое и гуманистическое мышление..., характеризуемое внутренней сложностью и многообразием связей, единым, адекватным физическому миру мировоззрением, способностью к непредвзятому анализу причин складывающихся ситуаций, глубокому абстрагированию, сложным ассоциациям и критическим отношением к стереотипам мышления и поведения».

Под словами «Интеллектуальная Цивилизация» понимается Цивилизация будущего, обязанная гармоничностью своей организации полноценному мышлению, ставшему общепринятой и распространенной нормой.

Т.о., безальтернативный, не силовой, бескровный и относительно быстрый путь гармонизации человеческих отношений возможен только при решающем увеличении числа людей с полноценным мышлением. Возможность жить в таком обществе является безусловным правом каждого человека на достойную жизнь.

Поэтому на вопрос «О чем фильм?» можно ответить, что фильм о способе формирования людей с полноценным мышлением, которые, при достижении достаточной численности, создадут Интеллектуальную Цивилизацию..

Может создаться поверхностное впечатление, что такой вроде бы «простой» путь - сознательное формирование полноценного мышления - не более, чем очередная завиральная идея осчастливливания человечества, принципиально не отличающаяся от многих предшествующих, и обреченная, будь она реализована, на тот же трагический для живущих людей исход. Это не соответствует действительности! Доказать это, разумеется нельзя, также как нельзя «пару часов пожить в завтра». Однако во многих отзывах именно так и оцениваются идеи книги «Странная цивилизация» (Москва, из-во АСТ-Астрель, 2006 г, 638 стр.)., по которой и написан сценарий. Приведу цитату из одного из могочисленных отзывов, звучащего весьма комплиментарно, но …ведь «из песни слова не выкинешь!»?: - «С большим удовольствием прочел... книгу "Странная цивилизация", готов подписаться под каждой страницей. Великолепная идея. …Очевидно, что если мы хотим сохранить жизнь на Земле-матушке, то сегодня, на мой взгляд, альтернативы (этой) идее нет». Цитата из другого отзыва о том же, хотя звучит весьма метафорично: - «...это не пьянящий, но привычный коктейль, а долгожданный бодрящий чай с тонким привкусом золотого века человечества». О том же, но другими словами, говорится и в одном из обсуждений (ЖЖ, http://alex-rozoff.livejournal.com/8019.html ) идей книги: "Может показаться, что... (это) не более, чем сто первое переиздание обильно политой розовым сиропом абстрактной идеи планетарного счастья на основе всеобщего братства людей. Но на самом деле... Интеллектуальная цивилизация – это революционная идея переустройства мира по принципу... здорового интеллектуального шовинизма...". И т.д.

Эта идея в сценарии, в наиболее адекватной форме, вложена и в уста одного из Учителей Интерната, с которым связаны все события, описанные в сценарии: «...Пока не наступит понимания, что ...гармоничным может быть только общество, состоящее преимущественно из полноценно мыслящих людей, любые попытки переустройства будут обречены на провал! ...Силовые – не силовые... ...Попробуйте построить стену из необоженных кирпичей! ...Рабы будут строить, движимые энтузиазмом добровольцы или сытые наемные рабочие – не важно... ...Развалится! ...Рано или поздно! ...Дожди размоют... ...Какие бы подпорки вы не ставили. ...Поэтому даже не мы, а природа формирования мышления категорически исключает любую попытку какого-либо скачкообразного переустройства... Т.е. формирование полноценного мышления не просто бескровная альтернатива силовому или эволюционному пути – это единственный эффективный путь!»

Основа всей концепции в понимании того, что коренной причиной существования неразрешимых противоречий между социумами, постоянных кризисов, военных противостояний, необходимости посвящать всю жизнь борьбе за выживание и с нарастающей угрозой самому существованию человечества, является крайне примитивный уровень мышления большинства жителей Земли! Звучит достаточно банально, но только потому, что обычно это выражение понимается как некая условная оценка, а следует понимать буквально! Ведь на Земле нет ни одной проблемы, которая не могла бы быть разрешена в результате простой договоренности между людьми. Однако люди не в состоянии договориться между собой, и причина этого в самой неспособности понять друг друга, потому что люди руководствуются ложными представлениями, а мышление остается крайне неразвитым, какими бы класными профессионалами люди не становились. «На Земле живет разумное, но фактически не мыслящее человечество», - говорит один из Учителей.

Причем просвещенность и профессионализм, как и социальный статус человека, не имеют принципиального значения для уровня мышления. Приведу такой пример. Принято считать, что человек, закончивший, например, Сорбонну или Гарвард, безусловно относится к образованным и полноценно мыслящим. Но многие продолжают недоумевать, например, как 15 выходцев из аристократических кругов Саудовской Аравии, получивших европейское образование(!), могли пойти на захват пассажирских самолетов и уничтожить великолепные небоскребы Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, убив себя, пассажиров и унеся еще почти три тысячи жизней?! Хотя ответ, в рамках предлагаемого в сценарии объяснения, достаточно прозрачен: мышление террористов было примитивным, потому что профессионализацию по инерции продолжают называть образованностью, которая якобы автоматически предполагает и наличие развитого мышления! Но нет ничего более далекого от истины! Отождествление просвещенности и профессионализации с наличием развитого мышления - массовое, но роковое заблуждение! Оно приводит к тому, что при «объяснении» причин актов террора, противоречий, несправедливости, нищеты, нестабильности земного мироустройства и т.д. называются причины либо неправильные, но стереотипно истолкованные, либо они являются частными и преходящими. И без понимания коренной причины состояния цивилизации, т.е. крайней примитивности массового мышления, меры, направленные только на совершенствование просвещения и профессионализации – не приведут к сколько-нибудь заметной гармонизации жизни.

Однако исторический опыт, включая сегодняшний день, и анализ свойств мышления, приводят к выводу, что выход есть! – и он заключается в постепенном увеличении пропорции полноценно мыслящих людей Для этого необходима организация в массовом масштабе специальных воспитательных учреждений – Новых Интернатов, . где все дети без исключения будут учиться с 4 - 5 лет и основной целью которых, наряду с просвещением, будет формирование полноценного мышления. В связи с этим приведу слова другого Учителя из сценария, который, отвечая на вопрос журналиста, говорит: «..мы поставили своей целью сформировать действительно думающих, разносторонних, знающих, умеющих напряженно работать... ...доброжелательных... альтруистов и гуманистов, с самостоятельным мышлением, ...не лишенных чувства юмора и самоиронии... ...которые не будут скованы всякой глупой архаикой, иррациональными предрассудками, ...политическими или бытовыми стереотипами... ...но одновременно с устойчивой психикой и внутренне сильных людей... Т.е. не похожих ни на идеалистов-юродиевых, ни на эдаких центурионов-прогрессоров, свысока посматривающих на окружающих и готовых в очередной раз ...осчастливить род человеческий вопреки его желанию..., ни на «агентов влияния», исподволь манипулирующих сознанием масс... ...Они должны жить полнокровной жизнью, стать органической частью общества, но сохранить полную внутреннюю независимость мышления, постепенно гармонизируя общество уже самим фактом своего существования... ...Не больше, но и не меньше!»

Жанр фильма (поджанр?) – определен как «Реалистическая утопия». Однако чего-либо практически неосуществимого в нем нет - такой Интернат можно было бы реально организовать в течение нескольких месяцев при наличии достаточного финансирования . Но... это «утопия», потому что отражает понимание того, что осуществление чего-либо подобного маловероятно. Причем не потому, что этому препятствуют технические сложности или для человечества неподъемны соответствующие материальные затраты, а потому, что для практической реализации идеи фильма требуется радикальное изменение сознания и мышления власть предержащих, от которых зависит создание таких Интернатов, а это сверхмаловероятно! Несмотря на то, что это единственно эффективный, относительно быстрой и отрицающий всякое применение силы метод гармонизации жизни человеческого общества...

Можно со всей ответственностью заявить, что в целом, такая постановка вопроса является совершенно оригинальной и провести какие-либо параллели не представляется возможным. Даже в произведениях братьев Стругацких («Гадкие лебеди», «Полдень XII век» и т.д.), где общая идея сводится к необходимости «высокого воспитания» - по выражению Б. Стругацкого, отсутствуют констатация и анализ природной причины несовершенства массового мышления, не проанализированы возможности, конкретные приемы, способы и направления формирования полноценного мышления. Но, видимо, идейная близость подходов к проблеме построения гармоничной Цивилизации была одной их причин публикации почти десятка статей автора в журнале Бориса Стругацкого «Полдень XXI век» в разделе «Личности, идеи, мысли».

Действие фильма происходит в начале очередного учебного года в экспериментальном Интернате, где, наряду с обычным просвещением, созданы особая атмосфера и специальное окружение для формирования полноценного мышления. Таким образом, Интернат – это не искусственно созданный показательный оазис среди общей дикости и нищеты, в котором преподают заурядные учителя, разделяющие обычный комплекс предрассудков и стереотипов, но блаженно улыбающиеся по поводу и без, а школьники – специально отобранные добренькие и хорошо выдрессированые мальчики и девочки, которые остаются миролюбивыми только в таких тепличных условиях но, как и большинство их современников, обречены на превращение в обывателей или беспринципных хищников, когда их выпустят «на волю» после окончания. . .

Экспериментальный Интернат, описанный в сценарии, - это скорее экзотическое растение, неожиданно проросшее в диковатом настоящем из зерна, занесенного из будущего – гармоничного мира полноценно мыслящих людей... Взгляды, подходы и оценки Учителей Интерната кажутся непривычными, нестандартными и даже странными, но это не проявление экстравагантности, а естественное следствие рациональности и адекватности необычно развившегося мышления, критического отношения к стереотипам, осознания безальтернативной целесообразности гуманности и альтруистичности поведения. Можно подумать, что Учителя – люди с полноценным мышлением, каким-то фантастическим способом перенеслись из далекого будущего – Интеллектуальной Цивилизации, но на самом деле они случайно стали такими в настоящем в результате уникального стечения реальных жизненных обстоятельств. И именно они получили возможность уже сознательно формировать людей с полноценным мышлением, объективно - представителей НОВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, но формирующегося внутри существующего. Учителя, как и их воспитанники, чрезвычайно дружественны к окружающим, они органическая часть реального общества, при сохранении полной независимости мышления и адекватности отношения к жизненным реалиям при отстутствии чувства какой-либо элитарной избранности и кастовой посвященности и приобщенности. Самим фактом своего существования они внушают надежду на оптимистичное будущее Цивилизации, при условии, что доля полноценно мыслящих людей - выпускников подобных Интернатов, будет постепенно увеличиваться. Образно говоря, выпускники Интерната подобны лучам света, который должен постепенно залить всю Землю.

Таким образом, конфликт, заложенный в сценарии – это не конфликт частных ситуаций или противоречивых устремлений реально существующих людей, не межличностный или внутренний конфликт человека, а глобальный конфликт того, «что есть», с тем, каким оно «должно быть».

Способ подачи материала и общий стиль сценария являются хорошо всем знакомыми и общедоступными, т.е. расчитанными на самого широкого зрителя. Суждения и монологи, при всей их смысловой неожиданности и необычности, начисто лишены философской зауми, наукообразия, расплывчатой многосмысленности и сюра. Сюжетная линия – это события вокруг отношений влюбленных друг в друга старшеклассников Маши и Миши, и их тезок, шестилетних малышей-близнецов - тоже Маши и Миши, только что принятых в Интернат и над которыми по интернатской традиции шевствуют старшеклассники - герои фильма. Чистота и нежность чувств героев не превращает их в этаких небожителей, не является препятствием для легкой самоиронии и безобидного подшучивания друг над другом, не мешает им быть обыкновенными подростками, но вместе с тем они – это люди с практически уже сформированным полноценным мышлением, обязательной частью которого является аналитичность, социальная зрелость и ответственость. Должен признаться, что во время работы над сценарием, я сам немного влюбился в героиню? и «видел» все сцены в кинематографических деталях. Один из прочитавших сценарий, смеясь сказал, что это, конечно, великолепный способ пропаганды оригинальных идей, но трудно отделаться и от ощущения, что это фильм о «Ромео и Джульетте 21 века»!.

Сцены закомства школьников в начале очередного учебного года в Интернате, пресс-конференции Учителей для корреспондентов и журналистов, интервью со школьниками, описание уроков в младших и старших классах, поведение во внеклассных ситуациях на фоне отношений между героями, несомненно будут увлекательны и интересны и для интеллектуалов, и для массового зрителя.

Частые улыбки персонажей отражают их мироощущение, искреннюю доброжелательность, дружелюбие, готовность понять, придти на помощь, умение воспринять уместную шутку других и легкую самоиронию, но на людей вне Интерната это иногда производит обманчивое впечатление мягкотелости и слабохарактерности. Таким людям они быстро «помогают» избавиться от этого заблуждения...

Целевая аудитория фильма, как представляется, - чрезвычайно широкая, хотя фильм и относится к интеллектуальным. Это объясняется проблематикой фильма: наглядной демонстрацией принципиально нового характера массового просвещения, что само по себе затронет интересы многих миллионов людей – родителей школьников и самих старшеклассников. Не оставят равнодущными и способы формирования полноценного мышления, пути радикального разрешения, в обозримом будущем, проблем повседневной жизни, дальнйшего развития цивилизации и гармонизации жизни и, наконец, несомненным стимулом к спору для многих зрителей станут нестандартные суждения героев фильма и ситуации на и вне уроков. Хотя многие вопросы и проблемы затронуты в сценарии лишь «на касаниях». Практически это подтверждается многими десятками позитивных отзывов на книгу «Странная цивилизация» (отзывы идут до сих пор, хотя книга была практически распродана уже через полгода после выхода в свет). Авторы отзывов, читатели, от вчерашних школьников до религиозных деятелей (что удивительно!) и академиков РАН (Е.Б. Александров, Б.Я. Данилевич).

Рискну выразить уверенность, что фильм, правильно поставленый по этому сценарию, станет явлением не только российской жизни.

Сведения об авторе: Физический факультет МГУ, работа в МГУ, к-ф-м-н, издание и редактирование русскоязычной газеты «Взгляд» в Нью-Йорке, работа на каналах радио и телевидения в качестве автора программ и ведущего, автора монографий «Версия будущего» и «Странная цивилизаци», и более десяти публикаций в журналах: «Полдень XXI век» (Б. Стругацкого), «Здравый смысл» и «Человек».

Владимир Цаплин

Фрагмент сценария

...Продолжение пресс-конференции. Звучит очередной вопрос:

- Газета «Неделя за неделей». Простите, но получается, что только вам известно, что такое полноценное мышление?! Кто это решает?! Да и вообще ...я привык думать, ...как наверно и все остальные..., что с самого начала, с рождения... нас, людей, от животных уже отличает наличие мышления... Но если мышление уже свойственно человеку от рождения, то что значит как-то его еще «формировать»?!

Отвечает второй из сидящих в президиуме Учителей, начиная с уточняющего вопроса:

- Вы сказали: «мышление уже свойственно человеку от рождения»...?

- Разумеется! А разве это не так? – немного снисходительно.

- Совсем не так!

- Человек не рождается уже наделенным мышлением! ...И даже просто – разумным...

В зале шум, возбуждение. Отвечающий делает небольшую паузу, чтобы дать аудитории успокоиться. А затем совершенно спокойным и ровным голосом спрашивает:

- Скажите, в снесенном яйце уже живет цыпленок, или все-таки его сначала надо «высидеть»?

В зале раздаются иронические выкрики:

- «Высидеть», «высидеть»!

- Правильно! Яйцо устроено так, что сначала цыпленка в яйце нет - в нем есть только возможность постепенного развития цыпленка при определенных условиях! Создать эти «определенные условия» и значит «высидеть яйцо»!... ...Но яйцо вообще-то можно и не высиживать... тогда может получиться, например, ...яичница!

- Аналогично... человек не рождается уже разумным ... а значит и мыслящим...! Разумность и мышление существуют у новорожденных лишь как потенциальная возможность, и их появление и степень развития зависят от определенных условий. А если этих условий вообще нет, то человек остается просто человекообразным животным... …«Яичницей»!

- В условиях реального окружения, семьи, обычного школьного просвещения... разумность и мышление появляются, но достигают, как правило, очень невысокого уровня... Эдакий «полувысиженный цыпленок»! В Интернате мы и стремимся создать специальные условия для развития мышления до полноценного уровня... ...«Цыпленка» надо «высидеть» до конца!

Пресс-конференция постепенно приобретает более динамичный и непосредственный характер. Корреспонденты задают вопросы и без формального упоминания о СМИ, которое они представляют:

- На какой конечный результат вы расчитываете?

Отвечает третий из присутствующих Учителей:

- ...Набор желаемых черт может быть очень длинным... ...Коротко можно сказать, что мы поставили своей целью сформировать действительно думающих, разносторонних, знающих, умеющих напряженно работать... ...доброжелательных... альтруистов и гуманистов, с самостоятельным мышлением, ...не лишенных чувства юмора и самоиронии – это обязательные качества ума! - ...которые не будут скованы всякой глупой архаикой, иррациональными предрассудками, ...политическими или бытовыми стереотипами... ...но одновременно с устойчивой психикой и внутренне сильных людей... Т.е. не похожих, с одной стороны, на идеалистов-юродиевых, а с другой –на эдаких центурионов-прогрессоров, свысока посматривающих на окружающих и готовых в очередной раз ...осчастливить род человеческий вопреки его желанию..., или «агентов влияния», исподволь манипулирующих сознанием масс... Они должны жить полнокровной жизнью, стать органической частью общества, но сохранить полную внутреннюю независимость мышления, постепенно гармонизируя общество уже самим фактом своего существования... ...Не больше, но и не меньше! Т.е. это не просто бескровная альтернатива силовому или эволюционному пути – это единственный эффективный путь! ...Разумеется, их должно становиться все больше и больше для реальной гармонизации земного общества! Но... ...самые полноводные реки начинаются с крохотного ручейка... ...Важно – не опоздать...

- ...Кстати, когда эта цель будет достигнута, земную цивилизацию можно будет назвать Интеллектуальной, а ту, современниками которой мы являемся – продолжает с иронией - назовем вежливо... ...Э-во-лю-ци-он-ной...


Письма читателей

Насильственное переселение - это, конечно, ужасно, но я обратил внимание на следующие пункты постановления:

3. Подлежащим переселению корейцам разрешить при переселении брать с собою имущество, хозяйственный инвентарь и живность.

4. Возместить переселяемым стоимость оставляемого ими движимого и недвижимого имущества и посевов.

5. Не чинить препятствий переселяемым корейцам к выезду, при желании, за границу, допуская упрощенный порядок перехода границы.

6. Наркомвнуделу СССР принять меры против возможных эксцессов и беспорядков со стороны корейцев в связи с выселением.

7. Обязать Совнаркомы Казахской ССР и Узбекской ССР немедленно определить районы и пункты вселения и наметить мероприятия, обеспечивающие хозяйственное состояние на новых местах переселяемых, оказав им нужное содействие.

Я сравниваю это с современным положением дел, когда для уплотнительного строительства выселяют людей из занимаемого им жилья (Бутово в Москве, дом на ул.Союза Печатников в Санкт-Петербурге, гаражи по трассе кольцевой дороги в Санкт-Петербурге). Пункт 3 совпадает, имущество брать разрешено. Стоимость оставляемого имущества в отличие от сталинских времен не компенсируется. Упрощенного порядка перехода границы - читай возможности переселения в другое место не предусматривается. Меры против возможных эксцессов применяются, причем не только органами внутренних дел, но и охраной строительных компаний, которая действует еще более жестоко, при бездействии милиции. Наметить мероприятия по обеспечению хозяйственного состояния на новых местах - вы что, издеваетесь, ни мест, ни хозяйственного состояния.

Так за что же Сталина ругать, если сейчас еще жестче?

Лев Выскубов
levvyskubov@yahoo.com

За это и ругать. Как основоположника.
 

Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

Станьте автором Запрещенных Новостей, написав по адресу comrade_u@tut.by

Остаюсь готовый к услугам Вашим,
Товарищ У
http://www.tov.lenin.ru
comrade_u@tut.by

В избранное