Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Запрещенные новости

  Все выпуски  

Запрещенные новости - 314. Имперская горячка


Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

Станьте автором Запрещенных Новостей, написав по адресу comrade_u@tut.by
Запрещенные новости. Выпуск 314

Имперская горячка

 
Товарищ У!

Примите от давнего подписчика вашей рассылки статью "Державность в индивидуальном сознании". Хателось бы знать ваше мнение.

Константин Гай

Державность в индивидуальном сознании

      Так уж устроена жизнь, что человеку не дается возможность выбора некоторых жизненно важных параметров, и он с самого рождения должен нести в себе определенные судьбой биологические и социальные атрибуты. Никто из нас не может при появлении на этот свет выбрать имя и фамилию, расу, пол, место рождения, родителей, ближайших родственников. В условиях нашей страны в этом есть некий элемент результата розыгрыша в лотерею: повезло - не повезло.
      Встав на тропу сознательной жизни, мы прежде всего задаемся вопросами: "кто я?", "в какой стране живу?", "на каком языке разговариваю?", "к какому народу принадлежу?". Хорошо, если ответы на эти вопросы будут находиться, так сказать, в гармонии с окружением, если ты для общества свой, и можешь, не вызывая ни у кого насмешек и фырканья, сказать: "это моя страна" или "это мой народ". А если нет? Если, несмотря на всяческие писаные и неписаные декларации, окружение дает понять, что ты этнический чужак-инородец?
      Я знаю людей, которым хорошо знакомо чувство отторжения. И, как мне показалось, чем более личность мыслящая и творческая, тем пронзительнее для него комплекс этакого социального выкидыша. Миллионы людей, родившиеся и выросшие в России от нерусских родителей или от смешанных браков - кто они для нас, русских? Чужие или в лучшем случае "русскоязычные", но всё равно "неруси", которых не грех лишний раз унизить?
      Почему в одних случаях мы спешим принять "в русские" одних и упорно отказываем другим? Вспоминаю, как в московской школе на уроках физики учительница произносила фразы: "русский ученый Бернулли", "русский ученый Ленц", "русский ученый Эйлер". А почему они русские? А потому, видите-ли, что они состояли (вернее, были избраны) членами Российской Академии наук. Для этой учительницы Норберт Винер тоже был, вне сомнения, русским ученым. Вспоминаю также, как один из чиновников со снисходительной улыбкой сказал представителю русской диаспоры из ближнего зарубежья: "Вы не русские! Вы русскоязычные!".
      С некоторых пор меня не оставляет стойкое ощущение какой-то чумной болезни, которым мы заражены в отношении самих себя, к соотечественникам и другим народам. И болезнь эта идет, как мне представляется, не от разгула коррупции и жизненной неустроенности, как утверждают некоторые наши политики, и не от несоблюдения заповедей божьих, как полагают новоявленные борцы за святую Русь. Но всё это следствие одной причины, которая, с одной стороны, культивировалась десятилетиями и лежит глубоко, а с другой - видна невооруженным глазом и называется ДЕРЖАВНОСТЬЮ.
      Парадигма державности крепко внедрила в наше индивидуальное сознание мысль о могуществе, величии, об особой исключительности России, русской нации и русского языка. Россия - не просто страна или государство, а ДЕРЖАВА или даже ИМПЕРИЯ; русская нация не просто нация, а ИМПЕРСКАЯ нация. Как и любая парадигма, определяющая наше видение реальности, мы, в массе своей, не думаем о ней, а просто мыслим и действуем с этой позиции. Не отказывая, в общем-то, каждому человеку в праве гордиться достижениями своего народа, мы часто не замечаем (или не хотим замечать), что у нас эта гордость, проходя через призмы державности и гуманитарного невежества, приобретает атрофированные формы пренебрежения и неприязни к инородцам, трансформируясь далее в шовинизм и ксенофобию. В условиях всё увеличивающихся контактов между различными культурами, имперское самосознание привело к этноцентризму, неадекватной самооценке и наделению нас вымышленными достоинствами, выпячивании напоказ под видом национальной того, чего, в общем-то, не следовало бы выставлять на обозрение.
      Говоря о величии России, мы, конечно же, в качестве довода приведем тютчевские строки ("Умом Россию не понять...") или попытаемся вспомнить тургеневское о "великом и могучем". Но если не умом, то чем же понимать Россию? И русский язык не более велик и могуч, нежели китайский, арабский, испанский или турецкий. Можно считать себя представителями великого народа, если только при нашей исторической мути в голове это чувство не перехлестывается с замашками держиморды.

В загадочной русской душе, если внимательно к ней присмотреться, нет на самом деле ничего загадочного. Просто в голове у каждого родившегося и воспитанного в России человека царит невероятная путаница понятий, касающихся определения того, что же такое Россия. (А.Зиновьев "Русская трагедия. Гибель утопии")

      Не в имперском ли сознании основные наши беды? Не это ли причина глухоты к иным традициям и, как следствие, неприязненного к нам отношения со стороны других славянских народов, для которых, похоже, чужда идея славянского братства и солидарности? Не в имперском ли устремлении у России постоянно присутствуют геополитические амбиции (жестко повлиять, присоединить, отобрать), вызывающие тревогу у соседей? Наконец, не в державности ли власть имущих богатая страна не может обустроить себя? Конечно, можно называть Россию энергетической державой, но при замерзающем из года в год населении и повышающихся тарифах на энергоносители для коченеющего от холода обывателя это не более чем пропагандистское словоблудие.
      Опасность русского державного сознания - в выпячивании "фактора крови" (попросту расизма) и полном неприятии такого явления как ассимиляция, которая считается во всем мире прогрессивным явлением. В Росии с давних времен человека иного происхождения, как бы он ни был ассимирован и социализирован, могли третировать расово. Восточная общность (тюркская, арабская, турецкая и др.) никогда не третирует человека, овладевшего его языком и разделяющего культурные ценности, ибо для них важна не расовая составляющая, а культурно-языковая. Такие нации как румыны, итальянцы, турки сформировались в результате синтеза множества самых различных этносов и никакого комплекса от этого они не испытывают. В XIV веке, кучка среднеазиатских туркмен, бежавших от монголов и поселившихся на африканском континенте в местечке Бурса, сумела консолидировать вокруг себя другие народы и создать мощную армию янычар, завоевавшую Византию и Балканы. При этом янычарами становились и сербы, болгары, греки, албанцы, арабы, македоняне, курды, эфиопы - кто угодно, лишь бы соглашались (хотя бы формально) произнести формулу ислама и обмотать голову чалмой. А в их флот, наводивший ужас на всю Европу вплоть до XIX века, со всего мира стекался сброд из авантюристов, пиратов и бродяг - итальянцы, сирийцы, греки, датчане, берберы, норвежцы, англичане, португальцы. В итоге возникла единая средиземноморская держава, называвшаяся Высокой Портой, или Турцией.
      Лет двадцать тому назад, когда мы были еще единой общностью, под названием "советский народ", нам как-то в голову не приходило разделять друг друга по религиознам конфессиям. А теперь усилиями заумных журналистов, ученых и политиков-демократов в наше индивидуальное сознание внедряется дополнительный фильтр: человек не просто таджик (татарин, башкир, казах и т.д.), а МУСУЛЬМАНИН! То бишь носитель чуждого менталитета. Когда в телепердаче В.Познера "Времена" один из таких умников на всю страну сообщает, что у нас министр внутренних дел мусульманин, остается только покрутить пальцем у виска. Видимо этому этому ученому умнику невдомек, что мусульманином, равно как и православным, католиком, протестантом и т.д. НЕ РОЖДАЮТСЯ, а СТАНОВЯТСЯ.
      Державность вкупе с примитивным потребительством, самодовольством и серостью искорежила нашу социальную психологию и привела к моральной и умственной деградации. Под восторженные вопли либералов-реформаторов о гласности, свободе и демократии, Россия, бросая свои территории и население, ринулась в западную неолиберальную идеологию и западный рынок, но оказалась в глубокой дупе мировой периферии. И как бы ни старались прокремлевские СМИ создавать образ процветающей России, сегодняшняя российская экономическая статистика потрясает. (Как когда-то сказал незабвенный Иосиф Сталин - "всё просрали"). Можно набрать уйму денег, продавая ресурсы, можно купить технику, завод, технологию; но нравы, народные традиции и гражданское общество формируются многими десятилетиями, и купить их нельзя.
      Волей истории Русь обрела государственность и стала империей, оказавшись наследницей монгольских завоеваний. Теперь иные времена, и второго наследия Чингис-хана мир не преподнесет. Скорее наоборот: Россия отдельными частями может перейти в чье-то наследство, если нам не выбросить дурь из головы в новых державных устремлениях. Одно из таких - считать Россию мононациональной страной (по процентному соотношению русского и нерусского населения). Проблема в том, что каждый народ бывшего Союза имеет свою историческую память, свои знаковые события и своих деятелей. Историю России они рассматривают под иным углом зрения, трактуя порой события совсем не так, как русские историки. По восточной мудрости "народ, не знающий семь веков своей истории, не имеет будущего". Теоретически можно низвести народ до положения манкуртов, предавая забвению и фальсифицируя его историю. При этом национальный язык и культура опускаются до бытового уровня, а вместо истории остаются мифы и легенды. Попытка абортировать другие народы из истории России и игнорирование их национального самосознания чревата межэтнической нестабильностью и столкновениями (что сейчас и происходит).
      В 90-е годах кончилась безвозвратно история российской и советской империи. Страна вступила в последнюю стадию саморазрушения, но точки невозврата еще не достигла. Есть еще время осмыслить всё происшедшее, расставить необходимые цели и приоритеты. Хватило бы терпения, ума и мудрости.

Константин Гай


В том, что Вы пишете, уважаемый Константин, немало горькой правды. Я не стал бы обвинять русский народ в избыточном шовинизме - шовинизмом в той или иной степени болеет любая нация, и будет болеть всегда. Беда русского народа - в стремительно становящемся модным "имперстве", весьма заманчивом внешне после десятка лет непрерывных унижений. "Имперство" воспринимается как панацея и даже как единственно возможная форма существования народа России - между тем как именно для этого народа оно означает окончательное и фатальное закрепление постперестроечной кабалы. Ниже позволю себе процитировать кое-какие фрагменты моей переписки с одним хорошим другом.

Как человек, видевший националистов и представителей разных народов разных мастей, могу совершенно беспристрастно засвидетельствовать, что такое глупое и безосновательное национальное чванство, которое выросло за последние пять лет в России, можно найти разве что у евреев и американцев (так эти хотя бы чванливы деятельно и победоносно). Оно понятно, сильно пострадал русский народ в реформы, но таким способом компенсировать свои поражения значит катиться к неминуемой гибели. Лучшая услуга, которую можно оказать врагу - закидать его шапками. При этом радеют об Империи наиболее этой империей придавленные. Между тем, вопрос ставится очень просто: что является приоритетом - империя как таковая или справедливое устройство общества? И зачем вообще нужна империя, если она угнетает своих граждан? Более точно - кому нужна?

Сильное, мощное, блистательное государство и империя не всегда одно и то же. Империя всегда основана на несправедливости. СССР неотвратимо разрушился, как только стал приобретать черты империи, а режим старой Российской Империи был более антиславянским, нежели славянским. Когда мировые рынки были завалены российским зерном, российские же деревни помирали с голоду! Этот режим и возрождают потихоньку птенцы гнезда путиного, неспроста даже Чубайс бормочет уже о "либеральной империи" (еще Ельцин с Киселевым, помнится, очень хотели возродить монархию). Империя и может быть возрождена только и исключительно в виде газового чубайса, нещадно кровососущего собственных подданных. Есть доминирование рациональное и адекватное a la Запад (не становящееся от этого менее коварным), а есть иррациональное и саморазрушительное, как в Российской Империи, когда угнетение окраин достигалось фактически за счет угнетения великорусского населения. Сама форма русского империализма была максимально отчужденной от самих русских как нации. В сущности, он поставил в свое время русский народ на краю пропасти (и ставит сейчас). Сопротивляясь, этот народ дал много славнейших борцов с империализмом. Наряду с Московией, Россией царей, сатрапов и держиморд, была и другая Россия, лучше сказать Русь - разночинцев, козаков, правдоискателей, мальчиков с бомбами, наконец. А сегодня русский народ снова с телячьим восторгом впрягается в старый имперский хомут. Но долго, если все-таки запряжется, он в этом хомуте не протянет.

Феодально-вертикальная конструкция в 21 веке неизбежно распадается. Связи должны быть горизонтальными. Возьмите пресловутые Штаты: столица в Вашингтоне, а, скажем, Лос-Анджелес город еще и круче. Нью-Йорк, в свою очередь, круче Лос-Анджелеса. Это обеспечивает равномерность напряжения в системе, и система оказывается гораздо более прочной, чем московско-центропупическая. Или возьмите Китай, где тот же самый горизонтальный принцип. Такой принцип, как перспективу, имел в виду и Ленин при создании Союза Советских: он понимал, что в противном случае рано или поздно распад будет неизбежен. Малоизобретательные наследники повернули назад, и тем самым именно к распаду. В сегодняшней России именно Москва является рассадником антироссийского зла; пожалуй, ее можно только вырвать, как гнилой зуб.

Как большой сторонник единения славян, с грустью гляжу я сегодня на то, как русский народ охватывает имперская лихорадка. Сразу после либеральной лихорадки лихорадка имперская!.. Похоже, теперь он парализован надолго. А ведь еще несколько лет назад именно русский народ способен был объединить славян. Сегодня ясно, что славяне, если они вообще способны еще на совместное выживание, должны будут не столько объединиться, сколько создать совершенно новый этнос (взяв, впрочем, все лучшее от старых). Однако это уже тема совсем другого и очень долгого разговора.

Лично Товарищ У


Письма читателей

Здравствуйте, Товарищ У! Опубликованное Вами в 313 выпуске письмо Леонида Амстиславского вызвало у меня весьма притиворечивые чувства. Они не связаны с предлагаемой им идеей сбора средств на памятник погибшим журналистам, а тем, от чьего лица это сделано: газеты "Еврейский мир", выпускаемой в Нью-Йорке!

Газета "Еврейский мир" - это откровенно и резко националистическая и религиозная газета. Поэтому я очень сомневаюсь, что эта газета способна поддержать сбор средств на памятник с надписью "ПОГИБШИМ ЖУРНАЛИСТАМ". Скорее всего предполагается надпись "ПОГИБШИМ ЖУРНАЛИСТАМ-ЕВРЕЯМ"! Вполне в духе книги-памяти, несколько томов которой уже опубликовано, о ВОИНАХ-ЕВРЕЯХ(!) участниках второй мировой, и также опубликованной книги "Евреи в войнах тысячелетий".

Вредоносность подобных идей, я думаю, объяснять не надо - люди достойны памяти меньше всего из за того, что они случайно принадлежали к какому-нибудь племени.

В. Цаплин
vladimirtasplin@earthlink.net

 

Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

Станьте автором Запрещенных Новостей, написав по адресу comrade_u@tut.by

Остаюсь готовый к услугам Вашим,
Товарищ У
http://www.tov.lenin.ru
comrade_u@tut.by

В избранное