Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Личность в истории: Сперанский Михаил Михайлович


Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.


Личность в Истории.
ведущий рассылки
АЛЕКСАНДР ГРИН

Кто может быть самим собой, пусть не будет ничем другим. (Парацельс)

Природа породила и создала нас для каких-то более значительных дел. (Цицерон)

Из ничего ничего не происходит (положение эпикурейской философии)

Для того, чтобы творить великие дела, нужно жить так, как будто и умирать не придется. (Л.Вовенарг)

Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину (Марк Твен)









Пишите автору

Реклама и консультации

Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.
Рассылки Subscribe.Ru
Стратегический анализ. Стратегия развития бизнеса
Маркетинговая стратегия. Управление маркетингом
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий. Как найти работу в Москве?
Аренда квартир в Москве. Снять (сдать) квартиру. Наем жилья
Бизнес в условиях кризиса. Бизнес новости.
Microsoft office - word, excel, powerpoint... самоучитель
Метафоры в жизни. Метафора как подражание и как троп
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Обслуживание компьютеров
Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.
Личность в Истории.
__________________________

Рассылка новостей

Здравствуйте, дорогие читатели! Свои вопросы и предложения присылайте на perhist@mail.ru.

 Давайте сегодня вспомним  Сперанского Михаила Михайловича (1772 - 1839г) , видного общественного и государственного деятеля времен Александра I и Николая I,  реформатора и законотворца.

По отзывам современников, Сперанский своими убеждениями резко выделялся из той среды, к которой принадлежал.

Николай I, узнав о смерти Сперанского, говорил М. А. Корфу: «Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромною опытностью, с неустававшею никогда деятельностию. Теперь все знают, чем я, чем Россия ему обязаны, и клеветники давно замолчали».

«Вольтер в православно-богословской оболочке» — именовал его В. О. Ключевский.

Как отмечал А. С. Пушкин, Сперанский и Аракчеев, как наиболее заметные фигуры в эпоху Александра I, стояли «в дверях противоположных этого царствования, как гении зла и блага». В данном случае Пушкин выражал не только свое собственное мнение, но и широко распространённую точку зрения, которая связывала либеральную тенденцию в правительственной политике при Александре I с именем Сперанского.

Замечательную характеристику Сперанского дает Л. Н. Толстой в «Войне и мире»: «…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

В 1808 году сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном. Наполеон назвал Сперанского «единственной светлою головою в России». По слухам во время одной из встреч Наполеона с Александром, первый долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошёл к русскому императору и сказал:"Ты обменяешь мне этого человека (Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств". Аракчеев о Сперанском сказал так:"Будь у меня хоть треть ума Сперанского, я был бы великим человеком!"

Император Николай I, решив создать прочную систему законодательства, архитектором  данной системы назначил Сперанского. Именно его опыт и талант захотел использовать новый император, поручая составление «Свода законов Российской империи». Сперанский возглавил 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Под руководством Михаила Михайловича к 1830 году было составлено «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах, в которое были включены законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича(1649) до конца царствования Александра І. Ещё в 1832 году был изготовлен 15 томный «Свод законов». В награду за это Сперанский получил орден Святого Андрея Первозванного. На специальном заседании госсовета в январе 1833 года, посвященном выходу в свет первого издания Свода законов Российской империи, император Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел её на Сперанского.

Однако не все так гладко складывалось в судьбе Сперанского. Были у него взлеты, были и падения. После участия в подготовке либеральных реформ 1802-1810гг у него появилось множество противников и завистников.

Реформы, проводимые Сперанским, затронули практически все слои российского общества. Это вызвало бурю недовольных возгласов со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были затронуты более всего. Всё это отрицательно сказалось на положении самого́ государственного советника. Просьбу об отставке в феврале 1811 г. Александр I не удовлетворил, и Сперанский продолжил работу. Но дальнейшее течение дел и времени приносило ему все новых и новых недоброжелателей.

В 1811 г лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления. В Твери вокруг сестры Александра Екатерины Павловны сложился кружок людей недовольных либерализмом государя и в особенности деятельностью Сперанского. В их глазах Сперанский был «преступником». Во время визита Александра I, великая княгиня представила Карамзина государю, и писатель передал ему «Записку о древней и новой России» — своего рода манифест противников перемен, обобщенное выражение взглядов консервативного направления русской общественной мысли. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие, не ослабив спасительной царской власти, — он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Спасение же Карамзин видел в традициях и обычаях России, её народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам? Нет сомнения, что… крестьяне счастливее…, имея бдительного попечителя и сторонника». Этот аргумент выражал мнение большинства помещиков, которые, по мнению Д. П. Рунича, «теряли голову только при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперед плебеям». Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако взгляды были сконцентрированы в одном документе, написанном живо, ярко, убедительно, на основе исторических фактов и человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую боялся бы потерять. Эта записка Карамзина сыграла решающую роль в отношении к Сперанскому.

 Развязка наступила в марте 1812 г, когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей. В этот же день дома Сперанского уже ждал министр полиции Балашов с предписанием покинуть столицу. Михаил Михайлович молча выслушал повеление императора, лишь взглянул на двери комнаты, где спала двенадцатилетняя дочь, собрал часть имевшихся дома деловых бумаг для Александра I и, написав прощальную записку, вышел. Он не мог и предположить, что возвратится в столицу только через девять лет, в марте 1821 г.

 

Современники назовут эту отставку «падением Сперанского». В действительности произошло не простое падение высокого сановника, а падение реформатора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отношение в простом народе к Сперанскому было противоречивое, как отмечает М. А. Корф: «…местами ходил, довольно громкий говор, что государев любимец был оклеветан, и многие помещичьи крестьяне даже отправляли за него заздравные молебны и ставили свечи. Дослужась, — говорили они, — из грязи до больших чинов и должностей и быв умом выше всех между советниками царскими, он стал за крепостных…, возмутив против себя всех господ, которые за это, а не за предательство какое-нибудь, решились его погубить». Тем не менее, обвинение в измене не списывалось со счетов. В 1814 г. Сперанскому было разрешено проживание под полицейским надзором в своем небольшом имении Великополье Новгородской губернии.

Весть о назначении в Сибирь он получил 31 марта (указ о  назначении его в Сибирь состоялся 22 марта 1819 г) и воспринял ее как новый удар судьбы и новую разлуку с дочерью по крайней мере на год. Пережив первые мрачные впечатления он пишет дочери еще из Пензы: "В положении моем есть нечто таинственное, нечто суеверное. За тайну тебе скажу, что я не более, как на год, и много если на год с половиною должен отправиться в Сибирь, чтобы исполнить там действительно важные поручения и с ними возвратиться в Петербург".

Приоткрыть занавес во внутренний мир М. М. Сперанского с  целью более полной реконструкции исторической индивидуальности этого человека помогают его письма из Сибири к дочери, в которых имеется значительный материал для характеристики чувственно-эмоциональной сферы его сибирского бытия. Сам Сперанский свое назначение в Сибирь рассматривал как продолжение опалы и ссылки.

Большая часть этих писем посвящена рассуждениям самого М. М. Сперанского о  месте человека в мировом космосе: о связи Проведения и личной судьбы человека, разума и чувственности в натуре человека вообще, мужчины и женщины в частности. На фоне этих «вечных тем» человеческого существования, он постоянно размышляет о смысле его собственной судьбы. И в большинстве писем неразрывно связывает ее с жизнью дочери.

Письма дочери обеспечивали Сперанскому душевный комфорт, служили утешением для его жизни в Сибири. В письме от 1 августа 1819 г. из Томска он сообщает: «Среди нестройных криков страстей и жалоб здесь меня окружающих я читал, любезная моя Елизавета, письмо твое и мысли о „несчастии“, как музыку Гайдена. Сей отрывок и по слогу и по предмету еще лучше прежнего. Продолжай утешать меня: мне нужны твои утешения; но не пиши мне ни о медведях, ни о происшествиях сему подобных; вдали они слишком для меня страшны и сверх того я могу лучше о  сем услышать от других, нежели от тебя».

Тема человеческой судьбы и Провидения занимает все письмо Сперанского к дочери из Иркутска 17 марта 1820 г. В этот день исполнилось восемь лет со дня его высылки из Петербурга. В нем он пишет, что человек не может быть обладателем собственной судьбы, потому что не может представлять всю сложность и многогранность Бытия ( у Сперанского «вселенной»). Тем самым у  человека нет оснований для возвышения над миром и обстоятельствами. Страшно и смешно управлять в этой ситуации миром, но нельзя управлять и собственной судьбой: «ибо нельзя управлять частью, не касаясь целого» . Что же остается человеку, если он же может по объективному положению управлять собственной судьбой? Сперанский дает только один ответ: «Покорность и гибкость вот все, что нам осталось. Всякий ропот есть бунт против Провидения».

Размышляя о своей собственной судьбе в эти восемь несчастных лет скитаний, он пишет об их разнообразии и даже полезности. «Сколько возмездий, сколько милостей небесных получил я в сии восемь по-видимому несчастных лет! Сколько истинных прозрений в природу человеческую и даже высшую. И что ж после всех так называемых гонений и страданий наконец нашлось ? - волос не упал с головы моей».

Он и для дочери видит выгоды в сложившемся положении. Неоднократные перемены мест жительства и социального положения отца больше способствовали развитию и самостоятельности ее характера, нежели если бы она осталась в Петербурге. Ситуация в  Петербурге изнежила бы ее, но не укрепила. И сделала бы похожей на большинство женщин. Мужество приобретается только перед лицом опасности и несчастья. Воспитание человека нельзя считать оконченным, если он не прошел через горе — таков тезис М. М. Сперанского.

И летом 1820 г., уже почти уезжая из Иркутска, он в письме к дочери пишет: «Надобно любезная моя Елизавета, чтоб ты испытала все роды огорчений, узнала все разнообразия характеров.». Настаивая на том, чтобы все это произошло уже в пору зрелости, когда развит ум, а не только эмоции.

Новое возвращение к мыслям о Провидении следует в письме от 31 марта 1820 г., в годовщину получения указа о назначении его в Сибирь. В нем он сообщает дочери о чрезвычайной насыщенности событиями прошедшего года. И тут же пишет о том, что насыщенность этого года не идет ни в какое сравнение со всей жизнью, а жизнь с вечностью. И именно взгляд из вечности даст ясный ответ на смысл этого времени, но «все будет ясно, но ничто не будет раздельно; ибо все несообразности здешней жизни согласятся и все войдет в один обширный, но весьма простой план Проведения».

И тут же сообщает о своей усталости жить в непрерывных ябедах, следствиях и обвинениях. Из Иркутска он хотел уехать не из атмосферы конфликта, а из атмосферы некоторого праздника и потому в течение недели угощал у себя местную публику: духовенство, чиновников, купечество.

Смысл индивидуальной человеческой жизни видел в развитии духовности, которая вырастает из чувственности. Проблема чувственности не раз звучит в его письмах к дочери. Чувственность для него — способность духа человека понимать и наслаждаться изящным в природе и других людях. Низшие формы чувственности, считал Сперанский, присущи всем существам мыслящим, но высшие даны немногим. Низшие присущи и остякам, их умению наслаждаться стеклярусом. Высшие — только людям, получившим образование и совершенствующим себя духовно. Высоко чувственный человек есть великодушный человек. Малодушный человек не может быть чувственным человеком. Это просто плакса со слабыми или расстроенными нервами.

Он неоднократно и в разных формах обращается к проблеме человеческого великодушия. И в обыденной жизни по мысли Сперанского величие души проявляется в добродушии темперамента, который само уязвимо в этой жизни. Старость, болезни ведут к  утрате у человека этого качества. И еще одно интересное замечание, говорящее о психологических способностях этого человека. Он пишет дочери, что большинство людей добродушны не из-за своей высокой духовности, а благодаря природному темпераменту. И потому, там, где нет «высших нравственных навыков и понятий: там здоровье есть единственный залог спокойствия, мира и дружбы.».

И хотя болезни отражаются на облике каждого, но в людях, воспитавших в себе нравственные понятия, вся горечь кроется внутри их натуры. Они сами страдают, но не заставляют страдать других. Именно эти люди по его мнению достойны подражания. Основами, формирующими высокую нравственность человека, Сперанский наряду со страданиями считает добрую книгу, умный разговор, музыку, различные науки, но особенно религию и молитвы.

Стремление не заставлять страдать других он применяет прежде всего к себе. В письме от 16 июня 1820 г. он пишет дочери: «Голова так пуста или так занята делами (что для меня почти одно и тоже), что с трудом и горестью к тебе ум обращается. Писать в сем расположении есть писать одне жалобы; а я сто раз запрещал себе всякое роптание».

 

Мне кажется, что на примере судьбы Михаила Сперанского мы можем сделать для себя много важных выводов…

 

 

До встречи в следующих выпусках!

Александр Грин

perhist@mail.ru.

 

Создание сайтов недорого. Анализ и оптимизация сайта. Раскрутка и продвижение в интернете.
Рассылки Subscribe.Ru
Стратегический анализ. Стратегия развития бизнеса
Умные мысли. Афоризмы и цитаты великих людей. Афоризм дня
Метафоры в жизни. Метафора как подражание и как троп
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
Работа в Москве. Рынок вакансий. Как найти работу в Москве?
Маркетинговая стратегия. Управление маркетингом
Microsoft office - word, excel, powerpoint... самоучитель
Лучшие сайты. Обмен ссылками
Компьютерная техника. Современная электроника. Как выбрать?
Клуб знакомств. Служба знакомств и общения
Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.

В избранное