Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Роль личности в истории




Личность в Истории.
ведущий рассылки
АЛЕКСАНДР ГРИН

Кто может быть самим собой, пусть не будет ничем другим. (Парацельс)

Природа породила и создала нас для каких-то более значительных дел. (Цицерон)

Из ничего ничего не происходит (положение эпикурейской философии)

Для того, чтобы творить великие дела, нужно жить так, как будто и умирать не придется. (Л.Вовенарг)

Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину (Марк Твен)









Пишите автору

Реклама и консультации

Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.
Рассылки Subscribe.Ru
Стратегические концепции рекламы и маркетинга.
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
В поисках работы? Избранные статьи для трудоустройства."
Москва. Аренда Квартир
Мировой финансовый кризис
Microsoft Office - совет дня
Метафоры
Самые полезные сайты. Обмен ссылками.
Все о компьютерах. Железо. Операционные системы. Программы.
Личность в Истории.
__________________________

Рассылка новостей

Добрый день, уважаемые читатели! С этого выпуска рассылку буду вести я. Меня зовут Александр Грин. Все вопросы и предложения высылайте мне на umnyem@mail.ru . Хочу привести цитату из журнала  SmartMoney, которая сегодня мне попалась на глаза:

Преувеличивать роль личности в истории мы вряд ли когда-нибудь разучимся. Персонификация очень удобна: вот была эпоха такого-то деятеля, а потом такого-то. При одном было то, а при другом сё. Мы редко задумываемся, что действительно важного произошло при ком-то, зато отлично запоминаем внешние атрибуты.”

Как тут не вспомнить Льва Толстого, с его знаменитым описанием роли личности в истории, которое он привел в 3м томе  романа "Война и мир". Мне показалось, что в первом, после длительного перерыва, выпуске нашей рассылки будет уместно привести его.

 

С конца 1811-го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной  Европы, и в 1812  году  силы  эти --  миллионы людей  (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к  которым  точно так же с 1811-го года стягивались силы  России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и  началась война, то есть совершилось  противное человеческому  разуму  и  всей  человеческой  природе событие.  Миллионы  людей  совершали друг, против  друга  такое бесчисленное количество   злодеяний,  обманов,  измен,  воровства,  подделок  и   выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира  и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.

     Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с  наивной  уверенностью  говорят,  что причинами этого  события были обида, нанесенная герцогу  Ольденбургскому,  несоблюдение континентальной  системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.      Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько  постараться и написать  поискуснее бумажку или  Наполеону написать к Александру: "Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцегство Ольденбургскому герцогу" -- и  войны  бы не было.

Понятно,  что  таким  представлялось  дело современникам. Понятно,  что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове  Св. Елены);  понятно, что членам английской палаты казалось, что  причиной  войны было властолюбие Наполеона; что  принцу Ольденбургскому казалось,  что причиной  войны было  совершенное против  него  насилие;  что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной  была необходимость  употребить  их  в  дело;  легитимистам того времени  то,  что необходимо было восстановить "хорошие принципы" а  дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не  был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан m?morandum за No 178. Понятно, что эти и еще  бесчисленное, бесконечное количество причин,  количество  которых  зависит  от бесчисленного  различия точек  зрения,  представлялось  современникам;  но  для   нас  --  потомков, созерцающих  во   всем  его  объеме  громадность  совершившегося  события  и вникающих  в  его простой  и  страшный  смысл,  причины  эти  представляются недостаточными. Для  нас непонятно, чтобы миллионы  людей-христиан убивали и мучили  друг друга,  потому что Наполеон  был  властолюбив, Александр тверд, политика Англии  хитра и герцог Ольденбургский  обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти  обстоятельства с самым фактом убийства  и  насилия;  почему вследствие того,  что герцог  обижен,  тысячи  людей  с другого края  Европы убивали и разоряли людей Смоленской  и  Московской губерний и были  убиваемы ими.

    Для нас, потомков, -- не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому  с  незатемненным  здравым  смыслом созерцающих  событие, причины его представляются  в  неисчислимом  количестве.  Чем  больше мы  углубляемся  в изыскание причин, тем больше нам  их  открывается, и всякая  отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными  по недействительности своей (без участия  всех других  совпавших  причин)  произвести  совершившееся   событие.   Такой  же причиной,  как отказ Наполеона  отвести свои  войска за Вислу и отдать назад герцогство  Ольденбургское,  представляется  нам  и  желание  или  нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел  идти  на службу и  не  захотел бы  другой, и  третий, и тысячный капрал  и солдат, настолько менее людей было бы в  войске Наполеона, и войны не могло бы быть.

      Ежели бы Наполеон  не оскорбился требованием  отступить  за  Вислу и не велел наступать  войскам,  не было бы войны;  но ежели  бы все  сержанты  не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели  бы не было  интриг Англии, и  не было  бы принца Ольденбургского   и   чувства  оскорбления  в  Александре,  и  не   было  бы самодержавной  власти  в  России,  и  не  было  бы  французской революции  и последовавших   диктаторства  и  империи,  и   всего  того,  что   произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало  быть,  причины эти все  -- миллиарды причин  -- совпали  для того,  чтобы  произвести  то, что  было.  И, следовательно,  ничто  не  было исключительной причиной  события,  а событие  должно было совершиться только  потому,  что  оно должно  было  совершиться.  Должны  были  миллионы  людей, отрекшись  от  своих человеческих чувств и своего разума,  идти  на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных.

     Действия Наполеона и  Александра, от слова которых  зависело, казалось, чтобы  событие  совершилось   или  не  совершилось,  --  были  так  же  мало произвольны,  как и  действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по  набору.  Это  не  могло  быть иначе  потому,  что для того,  чтобы  воля Наполеона и Александра  (тех людей, от которых, казалось, зависело  событие) была исполнена, необходимо  было  совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного  из  которых событие не  могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы  людей, в руках которых была действительная сила,  солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту  волю единичных  и слабых  людей и были приведены  к этому  бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.

     Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех,  разумность  которых мы  не понимаем). Чем  более мы стараемся  разумно объяснить  эти  явления в истории, тем они становятся для  нас  неразумнее и непонятнее.

     Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных  целей и чувствует всем существом  своим, что он может сейчас сделать или не  сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это,  совершенное  в  известный момент  времени, становится невозвратимым  и делается  достоянием  истории,  в  которой  оно   имеет   не   свободное,  а предопределенное значение.

:.."Сердце царево в руце божьей".

     Царь -- есть раб истории.

: Когда  созрело яблоко  и падает,  -- отчего оно падает? Оттого ли,  что тяготеет к земле,  оттого  ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер  трясет его, оттого ли, что стоящему  внизу мальчику хочется съесть его?

     Ничто не причина. Все это  только совпадение тех условий,  при  которых совершается  всякое  жизненное,  органическое,  стихийное  событие.  И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет  так  же прав,  и так же  не прав, как и тот ребенок, стоящий  внизу,  который  скажет, что яблоко упало оттого,  что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и  не  прав  будет тот, кто скажет,  что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел  этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов  подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил  под  нее последний  раз  киркою.  В  исторических событиях  так  называемые великие  люди  суть  ярлыки,  дающие  наименований событию, которые,  так  же  как  ярлыки, менее  всего  имеют  связи  с самым событием.

     Каждое  действие  их, кажущееся  им  произвольным  для  самих  себя,  в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

 

Мне кажется, эти рассуждения Л.Толстого нужно осмыслить каждому, для того, чтобы понять, что каждый из нас ответственен не только за свою судьбу, но и за формирование "нашего общего будущего".

 

До встречи в следующих выпусках.

Ваш А.Грин.

umnyem@mail.ru

 

Рассылки Subscribe.Ru
УмНыЕ мЫсЛи
Метафоры
Планирование карьеры. Как правильно составить резюме?
В поисках работы? Избранные статьи для трудоустройства."
Стратегические концепции рекламы и маркетинга.
Microsoft Office - совет дня
Самые полезные сайты. Обмен ссылками.
Современная Электроника
E-mail знакомства. Игровое общение.
Рекомендуем подписаться! Наши самые интересные рассылки.

В избранное