Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Личность в Истории Выпуск от 2007/01/12



Суриков Василий Иванович
Суриков Василий Иванович (Художник)
СУРИКОВ Василий Иванович [12 (24) января 1848, Красноярск 6 (19) марта 1916, Москва], российский художник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством.

Родился в семье канцелярского служащего. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников.

Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения.

Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 там же).

Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру картине «Утро стрелецкой казни».

«Утро стрелецкой казни» грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), производит фурор. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса.

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе Третьяковская галерея).

Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей).

В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.

Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке [«П. Ф. Сурикова» (мать художника), 1887, Русский музей].

Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию, откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели.

Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Русский музей) и «Благовещение» (1914, Красноярская художественная галерея). В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма («Автопортрет», 1913, Третьяковская галерея; «Человек с больной рукой», 1913, Русский музей).

Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.




Перро Шарль (Поэт, критик, сказочник)
Лондон Джек (Писатель)
Хармс Даниил Иванович (Писатель)
Песталоцци Иоганн Генрих (Педагог, один из основоположников дидактики начального обучения)
Курчатов Игорь Васильевич (Физик, руководитель работ по атомной науке и технике)
Королев Сергей Павлович (Конструктор ракетно-космических систем, академик АН)
Сперанский Михаил Михайлович (Граф, государственный деятель)
Шефнер Вадим Сергеевич (Писатель ("Девушка у обрыва"), поэт)

В избранное