ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич [8(19).11.1711 — 4(15).4.1765], первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Родился в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии).
С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. В 1748 основал при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества.
В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением
корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числ!
а химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии.
Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию.
Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Возродил искусство мозаики и производство смальты,
создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен !
в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в.
Избранное:
"Ошибки замечать немногого стоит: дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку."
"Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут."
"Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может на них ответить самый знающий человек."